Экологическая тропа в школе. Методическая разработка
Экологическая тропа - учебно-просветительский кабинет
Цель тропы:развивать экологическую культуру личности и общества через формирование практического опыта природопользования.
Образовательная
– расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.
Воспитательная
– способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность.
Развивающая
- способствовать организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.
С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для вне занятий по программам в кружках и секциях естественно-научного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.
В целях пропаганды экологических знаний учащиеся могут организовывать временные группы посетителей из числа родителей или отдыхающих в зоне тропы.
Задачи тропы:
• дать природоохранные знания и умения учащимся школы;
• воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;
• формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
• привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах
Дополнительно тропа может использоваться учителями – не только биологии, но и например: ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.
Так же, тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;
- формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях;
- расширение представлений о растительном и животном мире.
Родители:
- активное включение в совместные с детьми мероприятия;
- экспериментально-познавательного, экскурсионного и трудового характера.
Учителя:
- презентация проекта на методическом объединении, экологических конференциях;
- повышение педагогической компетентности воспитателей в воспитании экологического кругозора у детей.
Помни всегда:
природа уникальна и неповторима,
любите ее и берегите!
В современных условиях научно-технического прогресса важное значение стало приобретать экологическое образование. В решении этой проблемы одно из ведущих мест принадлежит флористическим исследованиям.
Главными темами экологических экскурсий, проводимых на уроках, могут быть:
- определение растений;
- составление флористического списка растений выбранного растительного сообщества;
- составление спектра цветения растения;
- составление списка редких видов;
- составление кратких ботанических характеристик фитоценозов.
В решении задачи экопросвещения важную роль играет экскурсовод-ботаник.
Первый этап экскурсии – учебный. Учащиеся могут познакомиться с редкими видами растений.
Экскурсовод-ботаник описывает различные биогеоценозы, а именно, какие растения произрастают на данных участках, обращает внимание на характерные признаки отдельного вида, указывает особенности строения органов растений в зависимости от условий сред обитания, делаются зарисовки, описания местности. Учащиеся изучают растительные сообщества вокруг школы в постоянном сотрудничестве с учителем: задают вопросы, связанные с определением растений, уточняют определенный вид, определяют статус этого растения.
Все увиденное и услышанное они могут закрепить на практике. Учитель выбирает участок около школы, отличающийся разнообразием видов сосудистых растений. Здесь он разбивает учащихся на группы по 5-6 человек и определяет каждой группе свое задание: составить список сосудистых растений на данном участке, попробовать предложить дальнейший ход развития этого участка с экологической точки зрения. Усиление самостоятельности на данном этапе обеспечивает развитие мыслительной деятельности, углубление и совершенствование экологических знаний и воспитательных аспектов (Штырлина, 2001).
Обработка информации происходит при помощи учителя. Проводится анализ полученных данных, и на их основании делаются выводы о проведенных полевых исследованиях. Важным здесь является то, чтобы учащиеся осознали ценность проведенных исследований, какую конкретную пользу это принесет окружающей среде, а значит, и ему лично как участнику выполненного проекта.
Разнообразить экскурсии и сделать их более интересными помогут игры. Учитель может провести игру «Растение-загадка». Выбирается один из участников группы. Оставшиеся учащиеся загадывают растение, которое растет около школы недалеко от места их остановки. Выбранный учащийся пытается отгадать это растение с помощью задаваемых классу вопросов. Вопросы должны касаться морфологических признаков или других особенностей растения (Салахетдинова, 1990).
Например:
- Это растение двудомное?
- Да!
- Это растение относится к деревьям?
- Да!
- Это растение имеет пальчатое жилкование листа?
- Да!
- Это клен платановидный (остролистный).
Другая игра «Цветковые растения и их классификация». Каждому учащемуся предлагается написать классификацию любого растения, которое он увидел около школы.
Например:
Сурепка обыкновенная – вид
Сурепка – род
Крестоцветные – семейство
Двудольные – класс
Растения – царство
Следующую игру можно провести в конце урока-экскурсии. Учитель предлагает учащимся разместиться кругом. Затем он обращается к ним с небольшим рассказом или стихотворением о флоре пройденного ими маршрута и призывает вспомнить растения, которые они встретили на разных участках данной тропы.
После этого экскурсовод называет растения, а участники выбирают из них только те, которые растут около школы. Если растение местное, то ребята должны поднять руку.
На экологических маршрутах можно проводить не только весенне-летние, но зимние экскурсии. Важность этих уроков заключает ся вповышении уровня знаний учащихся при определении видов древесных растений в безлистном состоянии. Большинство школьников определяют кустарники и деревья по листьям.
Такого рода уроки-экскурсии проводятся под руководством опытных научных работников. Экскурсия начинается с лекции. Экскурсовод берет побег любого древесного растения и начинает знакомить с основными ботаническими понятиями (побег, узел, междоузлие, почка и т.д.). В ходе экскурсии используются дендрологические справочники и энциклопедии с рисунками. Рисунки помогают отметить отличительные признаки конкретного вида.
Затем можно закрепить пройденный материал в игровой форме. Экскурсовод предлагает доказать каждому ученику видовую принадлежность растения.
Например:
«Это дерево перед нами – ольха серая, потому что у нее черешчатые почки, опушенные побеги, на ветках видны сережки и черные деревянистые плоды – «шишечки», ровная кора без трещин и т.д.» (Каплан, 2000).
Примеров ботанических игр на экологических тропах можно привести множество.
Важность описанного метода заключается в активизации процесса познавательной деятельности, формировании навыков бережного отношения к природе, развитии экологического мышления, «основанного на биологическом, так как биология является естественнонаучной основой нового экологического мировоззрения».
ЛИТЕРАТУРА
1. Атлас Новгородской области. – М., 1982. – 32 с.2. Барышева А. А. Местные климаты и ландшафты Новгородской области. Великий Новгород, НРЦРО. – 1999. – 172 с.
3. Барышева А. А. Температурный режим Новгородской области // География Новгородской области. Ученые записки ЛГПИ. Т. 461. Новгород, 1972. – С. 26–55.
4. Каплан Б. М. Листопадные деревья зимой. Учебно-методическое пособие по изучению и определению деревьев в безлистном состоянии. М.: Изд. ЦСЮН, 2000. 29 с.
5. Лазарева Н. С. Методика сбора гербариев: Методическое пособие / Н. С. Лазарева, А. С. Боголюбов. – М.: Экосистема, 1996. – 22 с.
6. Салахетдинова Н. И. Играем на уроке // Биология в школе. Научно-методический журнал Государственного комитета СССР по народному образованию. М.: Педагогика, 1990. № 4. С. 39-40.
7. Штырлина О. В. Экологическая направленность в ситеме полевых практик по биологии растений и методике биологии//Северо-Запад России: взаимодействие общества и природы. Материалы общественно-научной конференции. Часть II. Псков: изд. GUGB при содествии издательства ОЦНТ, 2001. С. 161-163.
8. Экологическая тропа «Дендрарий Антониева монастыря»: Учеб.-метод. Пособие для ср. шк./Н. Н. Семчук, Э. А. Юрова, Л. В. Робежник, Г. А. Орлова, М. Н. Семчук, А. Н. Столярова, Н. В. Иванова, Е. Г. Гришина, А. Г. Сенникова; отв. Ред. Н. Н. семчук; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2002. – 100 с.
9. Юрова Э. А., Конечная Г. Ю., Крупкина Л. И. Кадастр флоры Новгородской области/НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Новгород, 1998. – 142 с.
Рекомендуем посмотреть:
Экологический спектакль в 1 классе. Сценарий Экологический проект для 6 класса Конспект занятия на тему: Комнатные растения и экология жилища Экологическая викторина с ответами для школьников 5-7 классовПохожие статьи:
Турнир знатоков природы, 7-8 класс
Внеклассное мероприятие по экологии для 8 класса
Игра по экологии для 10-11 класса
Участник №10 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 июля по 30 сентября 2016 года
← Эссе учителя биологии | Диплом участника Национальной экологической премии имени В. И. Вернадского →
+9↑ Голосов: 9 |
Комментарии (7)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|