Турнир знатоков природы, 7-8 класс
Внеклассное мероприятие по экологии для 7-8 класса
Турнир знатоков природы для школьников «На лесных тропинках...»
Цели: расширение знаний школьников о природе; воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому; формирование навыков поведения в лесу, умения оказывать помощь природе.
Ход турнира
I. Вступительная часть.
Звучит мелодия из песни «Как прекрасен этот мир, посмотри...».
Ведущий. Чудесен и таинствен мир природы. Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймете это. Встречали ли вы солнышко на рассвете? Солнышко превращает пусть в небольшой, но все же праздник любой обычный и будничный день человека. Когда над нами солнце - становится лучше, теплее вокруг нас и в нас самих.
Удивительны наши сказочные леса! А поляны - настоящие «оранжереи природы»! Посмотрите внимательно на каждый новый цветок, каждую диковинную травинку, и вы сможете ощутить их обворожительную силу. Поднявшись на вершину холма, вы будто вознесетесь над планетой. Природа предстает здесь в своей ясной гармонии и красе. Солнце, лес, песчаный берег, вода, ветер... приносят нам огромную радость.
Через несколько лет вы станете взрослыми, и на ваши плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу страны, всей Земли. Оберегать природу всегда и везде - наша обязанность. Чтобы оберегать природу, ее надо знать...
Итак, начинаем турнир знатоков природы «На лесных тропинках...».
II. Проведение конкурсов.
Представление команд и жюри...
Соревнуются две команды.
КОНКУРСЫ
1. «Наши пернатые друзья»
Вопросы командам:
I. Представьте себе, что вы идете по песчаной тропинке в ярко освещенном сосновом бору. Среди лесного многоголосого хора слышите отчетливую громкую бодрую трель. Определите птицу, которой она принадлежит. (Включается магнитофонная запись.)
II. Разгар лета. Начинает колоситься пшеница. По краям пшеничного поля цветут нежные васильки, а в небе звонко заливается... (магнитофонная запись). Какой птице принадлежит пение?
I. (Демонстрируется видеофрагмент: дятел старательно долбит дерево.) Какую пользу приносят птицы?
II. (Видеофрагмент: воробьи атакуют скворечник.) Приносят ли пользу воробьи?
2. «Узнайте растение»
Вопросы командам:
I. Травянистое однолетнее растение, высотой до 75 см, с ветвистым прямостоящим стеблем, листья продолговатые сверху и слегка опущенные книзу. Цветочные корзинки ярко-жёлтого или оранжевого цвета - до 8 см в диаметре - одиночные, верхушечные, крупные. Размножается семенами. Целое лето радует нас яркими солнечными цветками. Украшает клумбы многих садоводов. Обладает целебными свойствами и декоративностью. Их родина - Южная и Центральная Европа. (Ноготки лекарственные, называют их ещё календулой.)
II. Многолетнее растение, высотой 30-90 см, с прямостоящими, мягковолосистыми стеблями. Всё растение часто имеет пурпурный оттенок. Цветы мелкие, собраны в сложный полузонтик, лилово-розовые. Цветёт с июня до начала сентября. Растёт на полянах лесов, среди кустарников, при лесных дорогах. Запах растения ароматный. Применяется в медицине и кулинарии. Пчеловоды ценят это растение как хороший медонос. Он прекрасно отпугивает моль. (Душица обыкновенная.)
3. «Зеленая аптека» (домашнее задание)
Ведущий. В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, от расстройства желудка, от кровотечения. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу. К тому же в «зелёной аптеке» надо вести себя так же воспитанно, как и в настоящей. Ведь заменить лекарства природы мы не сможем ничем.
I. Представьте, что вы подошли к пруду и остановились у растения с широкими тёмно-зелёными листьями. Это мать-и- мачеха. Сделайте рекламу этого растения.
Реклама. Собирайте мать-и-мачеху! Это замечательное средство против кашля и удушья, а также при воспалительных заболеваниях желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Кашица из листьев применяется против мозолей.
Лечебное применение имеют прикорневые листья мать-и- мачехи. Они содержат органические кислоты, дубильные вещества, аскорбиновую кислоту и многое другое. Собирают листья в первой половине лета, в мае-июле, вручную. Сушат на открытом воздухе, на чердаках или в проветриваемых помещениях, раскладывая топким слоем на бумаге. Готовые к употреблению листья хранят в закрытых коробках или банках в сухом месте до 3 лет. Это растение распространено повсеместно, за исключением Крайнего Севера, Дальнего Востока и пустынь Средней Азии.
Команда знакомит присутствующих со способом приготовления настоя из мать-и-мачехи.
II. Вторая команда рекламирует другое лекарственное растение - череду.
Реклама. Не забудьте собрать и засушить череду! Настой и отвары из череды - прекрасное средство для обмываний и ванн при золотухе. Их используют для лечения диатеза у детей. При кожных заболеваниях настой травы принимают внутрь. Это лёгкое мочегонное и потогонное средство. Иногда её применяют при рахите, болезнях печени. Череда - лёгкое успокаивающее средство.
Команда даёт рекомендации и по сбору череды, и по способам приготовления настоев и отваров.
4. Игра со зрителями
Вопросы:
1. Животное, силой которого измеряют мощность двигателя. (Лошадь.)
2. Без этого зверька вести диалог с компьютером было бы гораздо труднее. (Мышь.)
3. Как называют паука, который своей паутиной опутал весь мир? (Интернет.)
4. Что можно ждать, сидя у моря? (Погоды.)
5. «Цветочные запахи»
Ведущий. Многие из нас пользуются косметикой, одеколоном, духами. В парфюмерной промышленности широко применяются ароматы растений. Определите по запаху название духов. (I. «Белая сирень»; II. «Ландыш серебристый».)
6. «Аукцион песен» (домашнее задание)
Ведущий. Об окружающей природе написано много песен. Есть среди них широкие, раздольные, задумчивые, буйно- радостные. Какие же песни нам приготовили команды? (В песенном конкурсе принимают участие группы поддержки команд.)
7. «В лес за грибами и ягодами»
Ведущий. Природа щедро одаривает людей целебными травами, грибами, ягодами... Кто же не любит собирать грибы и ягоды?! Для их поиска и сбора необходимы опыт, знание и умение.
Вопросы командам:
I. Назовите съедобные и ядовитые грибы (предлагается таблица с изображением грибов). Что вы можете посоветовать начинающему грибнику?
II. Ягоды - лакомство для всех ребят. Но и они бывают съедобными и несъедобными. Назовите такие ягоды. Собирать ягоды умеют не все. Нередко после ухода ребят ягодники имеют жалкий вид: ветки поломаны, смяты, трава вытоптана. Конечно, всё это происходит не по злому умыслу, а из-за элементарной экологической безграмотности. Посоветуйте, как надо собирать ягоды.
8. «Опытный путешественник»
I. В лесу вас может подстерегать опасность: иксодовые клещи, змеи... Иксодовые клещи по числу болезней, которые они переносят на человека и животных, занимают одно из первых мест среди кровососущих насекомых. Это самые крупные клещи, сильно увеличивающиеся в размерах при всасывании крови. Голодная самка весит 2-3 миллиграмма, а насасывает 200-300 миллиграммов. Каковы ваши действия, если вы обнаружили на теле клеща? (Если клещ присосался, его следует немедленно удалить, соблюдая при этом осторожность, чтобы не оторвать хоботок (оставшийся в ранке хоботок клеща может вызвать нагноение). Если смазать клеща каплей масла или бензина, он сам извлечет хоботок из ранки, так как дыхалы1а его закроются. Удаление клеща производят пинцетом, медленно раскачивая его из стороны в сторону, или плотной ниткой: узел нитки завязывают у самого хоботка и, растягивая концы нитки в стороны, подтягивают теща кверху. При отсутствии пинцета или нитки приходится производить удаление клеща пальцами, обернутыми марлей. Место извлечения клеща обязательно смазывают раствором йода или протирают спиртом. Клещей, снятых с тела и одежды, сжигают шш погружают в дезинфицирующий раствор. Нельзя сбрасывать клеща на землю и раздавливать ногой. Особенно опасно раздавливание руками, так как вирус зараженного клеща может попасть в организм человека через ранки и трещины.)
II. В лесу вы остановились на отдых, решили развести костер, чтобы отогнать тучи комаров и мошек, если прохладно - обогреться, сварить еду. Вечером костер создает неповторимый уют. Посоветуйте присутствующим в зале, как правильно развести костер. (На первый взгляд, кажется, что тут нет ничего сложного. Собрал хворост, сложил в кучку, поджег - и через минуту-две огонь
костра обогреет... Но огонь — опасная стихия. Зажженный рукой неумелого или безответственного человека, он может натворить немало бед. Чтобы не навредить природе, запомните основные правила.
Правила
1. Прежде всего, не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости.
2. Если эта потребность возникла, вспомните, что костер запрещено разводить в зеленых зонах городов и других населенных пунктов, в хвойных молодняках (здесь может возникнуть самый губительный верховой пожар), под пологом леса, среди корней больших деревьев, выступающих на поверхность, у пней и валежин, на вырубках, где много сухой травы, среди вереска, тростников и камышей, на торфяниках, где огонь очень быстро распространяется. Тление торфяника может перерасти в губительный подземный пожар, бороться с которым очень трудно.
3. Полностью запрещается разведение костров в пожароопасную погоду, особенно при сильных ветрах.
4. В тех местах, где разведение костров разрешено, новый костер, как правило, разжигают на месте старого (чтобы причинить наименьший вред лесу).
5. Огонь следует разводить не под деревьями, а на открытых местах, лучше около воды на песчаном или лишенном растительности участке. Если таких мест поблизости нет, то надо расчистить площадку для костра до земли.
6. Запомните: кострище должно быть удалено от опушки леса не менее, чем на 10 метров, не ближе 10 метров от деревьев. Когда в лесу горит костер, то в радиусе 100-150 метров покидают гнезда совы, певчие дрозды, другие птицы, покидают надолго, и насиженные яйца успевают остыть, кладка погибает.
7. Костер тщательно затушить.
...Нарушители правил пожарной безопасности в лесу могут быть оштрафованы, при возникновении пожара возбуждается уголовное дело.)
9. «Стань актером»
Группа поддержки I команды инсценирует басню И. А. Крылова «Свинья под дубом».
Группа поддержки II команды инсценирует басню И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
10. «Аукцион книг о природе»
Назовите книги о природе и их авторов.
11. «Мы твои друзья, Природа!»
Ведущий. Отправляясь в гости к Природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами.
Вопросы командам:
I. Отдыхая в лесу, вы подошли к родничку и увидели начавшийся размыв на склоне. Что вы сделаете?
II. Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу, которая от потери сока может погибнуть. Ваши действия?
I. Когда отмечается Всемирный День охраны окружающей среды? (5 июня, учрежден ООН в 1972 г.)
II. Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений и животных? («Красная книга».)
12. «Вернисаж»
Предлагаются репродукции нескольких известных пейзажей. Ребята вспоминают названия картин и авторов.
Итоги подводятся после каждого конкурса.
III. Подведение итогов.
После конкурса «Вернисаж» — окончательный подсчет баллов.
Ведущий. «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М. М. Пришвину.
Жюри объявляет команду-победительницу.
Награждение и вручение призов (по возможности).
Похожие статьи:
Игра по экологии для 10-11 класса
Внеклассное мероприятие, 5-7 класс. Летающие цветы
Внеклассное мероприятие по экологии для 8 класса
Надежда Александровна Попова
|
||
|