Классный час, 6-7 класс. Люби и знай свой край
Разработка внеклассного мероприятия по охране окружающей природы «Путешествие по книге» для 6-7 классов
Цели: показать, как пользоваться справочником-определителем; приобщить учащихся к чтению книг о животных своей малой Родины.
Задачи:
• продолжить развитие навыков работы с книгой;
• продолжить воспитание любви и бережного отношения к природе родного края на примере животных;
• пробудить интерес к теме охраны окружающей среды.
Форма: презентация книги о животных.
Ход мероприятия
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будет говорить о природе родного края, о том, как нужно беречь всё, что нас окружает. От того, сумеем ли мы сберечь то, что у нас осталось, зависит жизнь наших потомков.
Что входит в понятие «природа родного края»?
- птицы;
- насекомые;
- различные растения;
- животные.
Учитель. На животных мы и остановимся. Наше мероприятие будет посвящено представителям класса млекопитающих.
Биолог-ученик. К настоящему времени фауна млекопитающих области изучена более полно, однако обзорных работ по этой группе позвоночных животных и их региональных особенностях практически нет.
Мы хотим сказать, как важна была работа над этой книгой для педагогов и учащихся.
Учитель. Спасибо! А теперь я хочу рассказать о книге.
В данной книге обобщена имеющаяся на сегодняшний день информация по видовому составу, характеру распространения, особенностям экологии, хозяйственном значении диких млекопитающих и основных методах их изучения.
Задача авторов - составить в доступной для широкого круга читателей форме полевой справочник-определитель млекопитающих, который поможет любителям природы и начинающим зоологам освоить «азы» полевых зоологических исследований, по характерным внешним признакам определить их систематическое положение, грамотно собрать и оформить зоологическую коллекцию, познакомиться с образом жизни млекопитающих и оценить их роль в разнообразных сообществах живых организмов в условиях нашей области.
В предлагаемой книге приводятся краткое описание природных особенностей области, общая характеристика фауны млекопитающих, систематизированный список видов и определительные таблицы, позволяющие по совокупности различных внешних признаков определить пойманное или увиденное животное до отряда, семейства, рода или вида. По каждому виду даётся краткое, но достаточно информативное описание, содержащее сведения о его систематическом положении, внешнем виде, распространении, особенностях экологии, практическом значении, для многих видов приводятся данные по численности.
О том, как иллюстрирована книга, расскажет художник- оформитель.
Художник-оформитель. Пособие снабжено чёрнобелыми и цветными иллюстрациями, картами. В приложениях даны таблицы по видовому составу и ландшафтному распределению млекопитающих на территории области, а также заимствованные из классических изданий рисунки наиболее характерных следов деятельности животных.
Учитель. Пришло время на практике проверить, как вы знаете животных родного края, а если мы чего-то с вами не знаем, можно посмотреть ответ в книге.
Задание. По внешнему описанию определите животного. Расскажите, что вы о нём знаете. Вопросы будут задавать юннаты.
1-й юннат. Первый вопрос очень простой. У какого зверька верх покрыт иглами, торчащими во все стороны, бока и низ - мягким коротким мехом. (Ёж)
Учитель. Ребята, как вы думаете, а умеют ли петь ежи?
1-й юннат. Ежи не такие молчаливые, как нам кажется. Они умеют петь. Услышать их можно весной в лесу. Их песни схожи с теми звуками, которые издают дрозды, но они ниже по тону. Эти мелодии ежи исполняют дуэтом. Чтобы услышать ежиные песни весной, не обижайте ежей летом, не трогайте их.
2-й юннат. Этот зверёк обитает в мелколесье, по опушкам больших лесов. Это самый мелкий хищник среди наших зверей. Масса взрослого самца не превышает 50 граммов, а самки ещё меньше. В зимнем наряде этот зверёк весь белый. Летом его спинка тёмно-коричневая, а брюшко белое. (Ласка)
Учитель. Ласка - это потому что ласковая?
2-й юннат. Зверёк действительно выглядит очень нежным и ласковым, но он всё-таки хищник. И его любимая пища - это мышевидные грызуны, которых он неутомимо преследует. Убивая мышей и полёвок, ласка приносит человеку неоценимую пользу.
3-й юннат. У этого животного сравнительно короткое, с мощной грудной клеткой тело, ноги очень длинные. Голову самцов украшают широкие, лопатообразные рога, с отростками по краям «лопат». Окраска чёрно-бурая. (Лось)
Учитель. Крупный ли зверь - лось?
3-й юннат. Лось, или сохатый, - самый крупный представитель семейства оленей. Высота в плечах достигает 235 см, масса тела - 565 кг, размах рогов доходит до 2 метров.
4-й юннат. Животные средних размеров (длина тела 60- 90 см, масса 5-10 кг). Уши высокие, остроконечные, широкие у основания, хвост длинный, более половины длины туловища с головой, пушистый. Морда узкая, заострённая. Волосяной покров густой, мягкий и пушистый. Угадали? (Лиса)
Учитель. Как вы думаете, ребята, хитра ли лиса?
4-й юннат. Рыжая лиса издавна символизирует сообразительность и хитрость. Лисы умеют захлопывать капканы, не попадаясь в них. Рыжая лиса хорошо приспосабливается к жизни в густонаселённых районах. Известны случаи, когда они даже пользовались подземными пешеходными переходами, чтобы не перебегать автостраду.
5-й юннат. Среднего размера приземистый зверь с узкой вытянутой мордой, короткой шеей и сравнительно коротким лохматым хвостом. Телосложение массивное, грузное, конечности сильные, короткие, с большими притупленными когтями. Уши маленькие, закруглённые, концы ушей белые, мех щетинистый, грубый. Характерна окраска головы: морда белая, по бокам головы от носа к ушам идут резко выраженные чёрные или чёрно-бурые полосы, хвост белесый. (Барсук)
Учитель. Как вы думаете, ребята, кто угрожает барсуку?
5-й юннат. Человек - это единственное существо, которое представляет для барсука опасность. Ради ценного меха, который используется в производстве кистей, барсуков убивали, на них ставили силки и устраивали даже псовую охоту. Очень ценится барсучье мясо, особенно сало, используемое в народной медицине как хорошее средство при лечении туберкулёза, простуды, ревматизма, а также как ранозаживляющее средство. Одно время, чтобы сохранить и восстановить численность этого животного, на него была запрещена охота, сейчас ведётся, в основном, лицензионная добыча.
Ребята, вот и закончилось наше мероприятие, но не закончилось знакомство с книгой, так нужной нам с вами. Мы рассказали только о маленькой части животных, проживающих на территории области, а ещё о скольких рассказывает эта интересная книга. Я вам желаю познакомиться с ней поближе, а потом отправляться в леса, поля, на луга, на берега озёр и болот, чтобы воочию увидеть весь тот живой и интересный мир, который нас окружает.
До свидания, до новых встреч!
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс
Игра по экологии для 10-11 класса
Внеклассное мероприятие по экологии для 8 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!