Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игра по экологии для 10-11 класса

Экологическая игра для старшеклассников. Проблемы мирового океана

Игра «Экологический суд», 10-11 классы

Цель: ознакомление учащихся с основными проблемами Мирового океана.

Задача:

- воспитание интереса к предмету, чувства личной ответственности за сохранение ресурсов Мирового океана.

Оборудование.

Групповое: тематические карты, справочники.

Индивидуальное: карты атласа, атрибуты костюмов, соответствующих теме игры.

Форма: игра «Экологический суд».

...Нельзя делать из океана «мировую помойку»!

Мёртвый океан - мёртвая планета.

Тур Хейердал

Ход мероприятия

Учитель. Сегодня мы с вами будем говорить о проблемах Мирового океана: экологических, экономических, технических и социальных. Как они связаны между собой? Мы должны выяснить, каковы источники загрязнения Мирового океана, какое влияние оказывает загрязнение на водные организмы, на организм человека.

Звучит «Лунная соната» Л. ван Бетховена.

Учитель. Вы наслаждаетесь музыкой великого Бетховена.

Как печальна и грустна эта мелодия. Какой тайной наполнена?

Порой в ней можно уловить невысказанную боль. И в то же время это музыка света, музыка откровений.

Как мы далеки от событий того времени. Лишь искусство связывает нас. Невозможно воспринимать спокойно смерть любого человека, тем более что этот человек был талантлив. Сразу приходит мысль, а скольких гениальных вещей мы лишились? Такая мысль может посетить нас, когда мы слушаем музыку великого композитора. А ведь он не умер, его убили. Через 230 лет тайна, мучившая самого Бетховена и тех, кто пытался впоследствии её раскрыть, стала известна. И оказывается, до банальности проста.

Сейчас здесь, на ваших глазах, свершится суд над виновницей гибели великого композитора Людвига ван Бетховена. А вот кто это, вы узнаете чуть позже.

Если позволите, беру на себя роль судьи, но только в значении - руководитель суда. А присяжные заседатели, коими будут являться не участвующие в процессе, вынесут вердикт: виновна или нет!

Итак, начинаем процесс. Встать, суд идёт.

Судья. Господин прокурор, вы раскрыли тайну музыки Бетховена. У вас было достаточно времени, чтобы провести различные исследования.

Прокурор. Нужно сказать, что тайна музыки великого композитора напрямую связана с его жизнью. Людвиг ван Бетховен, чувствуя приход смерти, буквально умолял своих братьев обратиться после его смерти к одному из лучших докторов, чтобы тот, проведя посмертное медицинское обследование тела, всё-таки выявил точный диагноз заболевания, которое мучило его более 30 лет. Но ни один из врачей того времени не ответил на этот вопрос.

Судья. Простите! О симптомах какой болезни идёт речь?

Прокурор. Я хочу пригласить свидетеля - доктора Шмидта - личного врача Бетховена. Он-то нам всё и объяснит.

Доктор Шмидт. Всё началось, когда Людвиг переехал в 1792 г. в Вену. Его начали преследовать невероятные по своей тяжести желудочно-кишечные боли, нервные расстройства, прогрессирующая глухота. Это, естественно, беспокоило композитора, тем более, что не ясна была причина всех этих заболеваний. Бетховену это представлялось неким злобным роком, преследовавшим его.

Прокурор. Да, науке того времени не по силам было разгадать эту тайну. Но тут появляется новый свидетель - молодой венский музыкант Фердинанд Хиллер, который осмелился срезать прядь волос с головы умершего композитора. Господин Хиллер, зачем вы это сделали?

Господин Хиллер. Людвиг ван Бетховен был для меня кумиром. Да и не один я так поступил. Но благодаря моему поступку открылась тайна болезни великого композитора.

Судья. Что вы имеете в виду?

Господин Хиллер. Волоски, срезанные мной, переходя, как бесценная реликвия, многие десятилетия из рук в руки, в 1994 г. оказались выставленными на аукционе «Сотби» и были куплены за 7300 долларов членами Американского бетховенско- го общества. От них они попали к учёным Чикагского исследовательского института Маккроуна.

Судья. У вас всё, свидетель?

Господин Хиллер. Да, ваша честь.

Судья. Господин прокурор, вызывайте следующего свидетеля.

Прокурор. Я вызываю к свидетельской трибуне учёного Чикагского института.

Ученый. Четыре года исследовали мы седовато-каштановые волосы (их в общей сложности оказалось 582), используя самые современные научные методы. Анализ показал: волосы содержали невероятное количество крайне вредного тяжёлого металла - свинца. Скрупулёзные измерения показали, что его примерно в 100 раз больше, чем это бывает обычно.

Секретарь. Справка: свинец - токсичный элемент, обладающий разрушительными свойствами. Даже при малых концентрациях нарушает функции ферментов, определяющих синтез крови. Отрицательно влияет на обмен веществ в живых клетках. Влияет на кровеносную, нервную и мочеполовую системы: вызывает снижение умственных способностей у детей, откладывается в костях и других тканях, поэтому опасен в течение длительного времени. В настоящее время добавляется в бензин, чтобы повысить устойчивость к детонации и поэтому содержится в выхлопных газах. Другие источники загрязнения - химическая промышленность и пестициды.

Господин прокурор, вызывайте следующего свидетеля.

Прокурор. Вызывается доктор, светило современной науки, ибо только благодаря современным исследованиям была раскрыта тайна болезни великого композитора.

Доктор. Вода - основа всех жизненных процессов. Это непременная составная часть всех живых организмов, жизнедеятельность которых без воды невозможна. Живые существа, в том числе и человек, содержат до 70-80 % воды в своей биомассе. Потери всего 10-20 % воды живыми организмами могут привести их к гибели.

Ещё в сказаниях народов Древнего Востока вода признавалась первоисточником всего существующего. Вода - это сама жизнь.

Судья. Но свинцовые отравления в Вене, как можно сейчас предположить, не были редкостью. Вы же не можете этого отрицать?

Адвокат. Нет, Ваша честь! Но здесь виноват и сам Л. ван Бетховен. Судя по всему, он не просто периодически употреблял загрязнённую воду, но делал это, в силу своей привычки, с поразительным упорством и систематичностью. Я вызываю свидетеля, который может это подтвердить.

1-й свидетель. Композитор был увлечён модным в ту пору поветрием - поездками на «воды». Он с юности бывал на различных курортах и потреблял минеральную воду в огромных количествах. Страсть к водолечению была какой-то манией гения. Он занимался этим не только на курортах. Возвращаясь в Вену, продолжал систематически укреплять здоровье водой из источника близ этого города. Причём, когда первые признаки болезни уже проявились, то есть когда начались регулярные спазмы в желудочно-кишечной области, Бетховен остался верен своему убеждению и только усиливал интенсивность потребления «лечебной воды» сомнительного качества.

Адвокат. Как можно так беспечно, несерьёзно относиться к своему здоровью. Человек в большинстве случаев сам виноват во всех своих заболеваниях, потому что порой относился, а сейчас всё чаще и чаще безответственно относится к окружающей природе и её компонентам: воде, воздуху, почве.

Судья. Что вы хотите этим сказать?

Адвокат. Я хочу лишь сказать, что в смерти великого композитора Людвига ван Бетховена виновна не вода реки Дунай, а маленькое существо, которому пришла в голову мысль построить на берегу этой реки фабрику и из года в год планомерно и преднамеренно сбрасывать химические загрязнители в воду реки, подвергая этим жизнь живых организмов опасности.

Судья. Вы можете назвать конкретные имена? О каком существе идёт речь?

Адвокат. Это существо - человек, но только с маленькой буквы. Ибо венец природы - Человек с большой буквы - прежде чем что-то сделать, тысячу раз подумает. На то ему и дан разум, яркое отличие от мира животных. Поверьте, люди, виновные в смерти великого композитора были не лучшими представителями рода человеческого.

Судья. Мне понятно, о ком идёт речь. Всем известно об отрицательном, беспечном отношении человека к окружающей среде, ко всем преступным деянием которого добавилось ещё одно. Мне кажется, мы подошли к тому, чтобы навсегда искоренить хотя бы в каждом из нас такого маленького человека. Вода из обвиняемой превратилась в жертву. Расскажите нам о последствиях отрицательного влияния на вас человека.

Вода. Я - Гидросфера, водная оболочка планеты Земля. Вот уже сотни лет меня нещадно эксплуатирует человек, выкачивая из моего тела всё, что ему может пригодиться. Взамен я получаю отходы, загрязняющие мои артерии, убивающие жизнь внутри меня. Из-за его халатности, безответственности тысячами уничтожаются живые существа, населяющие мой организм. Нефтяные пятна, как язвы, растекаются по всему моему телу, не давая никому возможности спастись. Никогда ни вы, ни тем более ваши дети не встретите на нашей планете стеллерову корову, это безобидное морское животное было уничтожено в течение 30 лет, с того времени, как этот вид открыли. Немало пострадали и другие представители морской фауны: морские черепахи, тунец, осётр, морской окунь, меч-рыба. О какой любви к живой природе может идти речь, если в своё время гигантских акул расстреливали из пулемёта только потому, что они запутывались в сетях и мешали рыбакам добывать ценные виды промысловых рыб. Это примеры прямого воздействия человека на водную оболочку Земли. А если говорить о косвенном влиянии, то почти от любой деятельности человека приходится страдать рекам, озёрам, морям и океанам. Человек, если ты так неразумно относишься к воде, может, тогда она тебе совсем не нужна?

Адвокат. Пока присяжные заседатели обдумывают этот вопрос, позволю себе добавить.

Водные организмы имеют такое свойство: накапливать в своих тканях различные химические элементы в больших концентрациях, чем они содержатся в воде. То есть если вода загрязнена свинцом, то можно представить, в каких количествах свинец накапливался в рыбе, в частности, в форели, которую очень любил Бетховен, и ему подавали её практически каждый день. Иная дунайская форель действительно могла быть настоящей «свинцовой бомбой».

Судья. Ваши слова только добавляют уверенности в одном: отравителем гения был свинец. Отравительницей в «чистом виде», либо через еду - вода Дуная. Но я думаю, присяжные заседатели согласятся со мной, обвинение в непреднамеренном убийстве с госпожи Воды нужно снять, так как она стала невольным орудием убийства в руках человека. А теперь давайте вернёмся в наше время. Какой урон нанесло человечество гидросфере Земли за последние 50 лет?

2-й свидетель. Япония. Залив Минамата, 1950 г. Предприятие по переработке руды сбрасывало отходы, содержащие ртуть, в воды залива. По цепям питания она попадала и накапливалась в морских организмах до 50 мг/кг в каждом. Люди, питаясь рыбой, получали сильнейшие отравления, более 50 человек погибло. С 1955 по 1959 г. здесь каждый третий ребёнок рождался с психическими и физическими отклонениями. Рыбный промысел в заливе до сих пор запрещён: полагают, что на дне залива находится ещё около 600 т ртути. Болезнь Минамата вошла во все справочники в качестве примера болезни, вызванной загрязнением окружающей среды.

3-й свидетель. 1983 г. Украина. Прорыв отстойника Стебниковского завода калийных удобрений. Сброс в Днестр 4,5 млн кубических метров ядовитого рассола, сильное загрязнение на протяжении 500 км, гибель рыбы, затруднения в водоснабжении в ряде городов Украины и Молдавии.

4-й свидетель. 1986 г. Швейцария. Пожар на заводе химического производства. Выброс 30 т ядохимикатов в Рейн, отравление его на протяжении 700 км, гибель рыбы, затруднение в водоснабжении ряда городов.

5-й свидетель. 1987 г. Череповец (Россия). Было выброшено 5 т фенолов в Рыбинское водохранилище, гибель рыбы, образование 100-километрового шлейфа ядовитых веществ.

6-й свидетель. 1988 г. Казахстан. Прорыв отстойника, грязевой поток из 50 млн т нечистот, загрязнение Капчагайского водохранилища, колодцев, сельскохозяйственных угодий.

7-й свидетель. 1988 г. Северное море. Массовая гибель тюленей - 4700 особей. Причина - диоксин в отходах, попавших в воду.

8-й свидетель. 1989 г. Орёл (Россия). Авария на городских очистных сооружениях, выброс 120-150 тысяч кубических метров нечистот, загрязнение реки Оки в пределах ряда областей.

9-й свидетель. 1995 г. Калифорнийский залив. Обнаружены трупы 324 дельфинов и 8 китов. По мнению специалистов, главной причиной трагедии стало воздействие таких химических веществ, как нефть, тяжёлые металлы, пестициды, радиоизотопы, которые постоянно сбрасываются в воды залива. Балтика относится к наиболее загрязнённым морям мира, уже более 1/3 водоёма давно лишено жизни. Чёрное море страдает от сероводородной концентрации, отходов заводов Одессы.

Учитель. Итак, Мировой океан постоянно загрязняется, основным загрязнителем является человек и его деятельность. Рассмотрим основные источники загрязнения океана:

1. Нефть и нефтепродукты - это самые распространённые загрязняющие вещества в Мировом океане. К началу 80-х годов в океан ежегодно поступало около 16 млн тонн нефти, что составило 0,23 % мировой добычи. Наибольшие потери нефти связаны с её транспортировкой из районов добычи. За 1962-1979 гг. в результате аварий в морскую среду поступило около 2 млн тонн нефти.

За 30 лет, начиная с 1964 г., пробурено около 2 тыс. скважин в Мировом океане. Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн тонн нефти. Большие массы нефти поступают в море по рекам. Объём загрязнений из этого источника составляет 2 млн тонн в год.

Вопрос. Какая экологическая катастрофа, связанная с загрязнением водной среды, разыгралась в наши дни?

Ответ. У западных берегов Испании.

Вопрос. Какой вред наносит нефть, разлившаяся по воде?

Эксперт. От разлившейся нефти страдают все живые организмы морской экосистемы. Гибнут водоплавающие птицы. Нефть растворяет жир на перьях, и холодная вода подступает к коже птиц, в конце концов, они гибнут от холода. Кроме того, испачканные нефтью птицы не могут летать и становятся лёгкой добычей хищников. 1 т нефти образует на поверхности воды плёнку площадью 12 кв. км, затрудняющую поступление в воду кислорода. Это приводит к массовой гибели рыбы и водоплавающей птицы. Биологи считают, что в результате аварийных разливов нефти в мире каждый год гибнет около 1 млн водоплавающих птиц!

Учитель 2. Пестициды - ещё один губитель океана. Их мировое производство достигает 200 тыс. т в год. Относительная химическая устойчивость, а также характер распространения способствовали их поступлению в моря в больших объёмах.

Постоянное накопление в воде хлорорганических веществ представляет серьёзную угрозу для живых организмов морской экосистемы и для жизни людей.

3. Тяжёлые металлы относятся к числу распространённых и весьма токсичных загрязняющих веществ, присутствующих в больших количествах в морской воде. Для живых организмов наиболее опасными являются ртуть, свинец, кадмий. Заражение морепродуктов неоднократно приводило к ртутному отравлению прибрежного населения.

4. Отходы как источник загрязнения Мирового океана. Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности, фунта, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, радиоактивных отходов. Объём захоронения составил около 10 % от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан.

Вопросы от экспертов.

Вопрос. Биологи обнаружили содержание пестицида ДДТ в печени пингвинов, которые обитают у побережья Антарктиды. Как он туда попал?

Ответ. По пищевым цепям и согласно круговороту воды в природе.

Вопрос. Вспомните эпиграф к теме нашего урока. Как вы его понимаете?

Ответ. Значение Мирового океана для всего живого на Земле огромно. Именно в океане зародилась жизнь. Он обеспечивает её дальнейшее развитие благодаря своей роли регулятора температуры и производителя кислорода. Растёт транспортное, минерально-ресурсное и биоресурсное использование океана.

Учитель. Мы с вами подробно рассмотрели экологические проблемы, но разве только они губительно действуют на Мировой океан? Существует ряд других проблем:

- проблема снижения биологической продуктивности;

- проблема освоения богатых минеральных и энергетических ресурсов.

Использование Мирового океана особенно резко увеличилось за последние десятилетия. Во много раз вырос объём морской торговли, заметно увеличился тоннаж флота, возрос грузооборот ведущих портов мира, сформировались крупные портово-промышленные комплексы. Общий сдвиг производительных сил к морю, к побережью усилил нагрузку на многие районы Мирового океана.

В более широких масштабах развернулась добыча нефти и газа на шельфе. Стремительно растёт добыча и переработка биологических ресурсов океана. Выросла и рекреационная нагрузка на побережье.

Проблемы Мирового океана - это проблемы и экологические, и экономические, и технические, и социальные одновременно. От того, насколько разумно человек их разрешит, зависит его будущее. Поэтому проблемы Мирового океана требуют согласованных международных мер по координации его использования, по предотвращению дальнейшего загрязнения.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс

Внеклассное мероприятие по экологии для 8 класса

Турнир знатоков природы, 7-8 класс

Классный час, 6-7 класс. Люби и знай свой край

Внеклассное мероприятие, 5-7 класс. Летающие цветы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!