Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс
Внеклассное мероприятие для старшеклассников «Да будет свет! Энергетика будущего»
Телемост, 10-11 классы. Сценарий
Цели: воспитание ответственности за использование природных ресурсов, бережного к ним отношения; развитие критического мышления.
Форма: телемост.
Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами будем говорить о теме, которая касается каждого из нас. Мы хотим жить цивилизованно, а это значит, нам нужны свет, тепло и связанный со всем этим комфорт. Но даже по самым оптимистическим прогнозам запасы нефти и газа на нашей планете иссякнут в течение ближайших тридцати-пятидесяти лет. Осознание реальности этой угрозы, а также очевидное начало давно предсказанного глобального потепления заметно изменили отношение промышленников к альтернативным методам выработки энергии. Что же делается в мире по внедрению таких альтернативных методов? В освещении данной темы участвуют «тележурналисты» и «экологи» из разных стран, которые периодически будут выходить к нам на «связь».
Главная цель экономики любой страны - экономия электроэнергии. У нас на связи тележурналисты из Европы и США.
Тележурналист. Наиболее конкурентоспособной в Европе сегодня принято считать энергетику ветра: достаточно сказать, что в Дании она обеспечивает треть потребляемого тепла и света.
Тележурналист. Интерес к «ветряным мельницам» растёт и в США: за последние 20 лет стоимость киловатт-часа, выработанного на такой «мельнице», упала на 80 % и составляет в среднем 5 центов. В Портленде (штат Орегон) уже идёт строительство гигантского «мельничного» комплекса, который обеспечит электроэнергией 400 тысяч жилых домов. Один из магнатов «ветряной» индустрии Джим Делсен вложил 4 миллиарда долларов в предприятие под названием «Раскат грома», сравнимое по мощности с крупной атомной электростанцией. Вслед за Европой и США в число «продуваемых» стран вошли Индия, Китай, Нидерланды и Греция.
Учитель. Что скажут экологи по этому поводу, насколько опасны «ветряные мельницы» для окружающей среды?
Эколог. Был выдвинут основной аргумент против этого метода добычи электроэнергии - якобы в работающих лопастях турбин может погибнуть много птиц. Конструкции турбин были усовершенствованы, поставлена современная защита на лопасти, и этот вопрос отпал сам собой. NAS - общество, занимающееся в Америке охраной птичьих популяций, - заявило о поддержке «ветряного» развития энергетики. Согласитесь, что главную опасность для пернатых представляет сегодня загрязнение окружающей среды.
Учитель. Давно уже люди обращают внимание на солнце как на источник дешёвой, причём неиссякаемой энергии. Ещё в девяностые годы XIX века совместными усилиями западно-германских и швейцарских конструкторов был построен автомобиль, который по внешнему виду напоминал жука с широкими крыльями. В этих «крыльях» разместили 400 солнечных элементов, служащих для зарядки серебряно-цинковой аккумуляторной батареи. Автомобиль мог развивать скорость до 70 км в час. Как обстоит дело с добычей солнечной энергии в современном мире?
Тележурналист. Производство солнечной энергии считалось до сих пор отсталой отраслью: себестоимость её была высокой, рынок крошечным. Однако внедрение ряда технологических новшеств резко изменило положение дел.
До настоящего времени три четверти производимых в США поглощающих покрытий продавалось в Германию и Японию, но недавно одна из компаний объявила о создании крупнейшего в мире предприятия по производству солнечной энергии, которое призвано обеспечить теплом и светом 400 тысяч филиппинцев. Аналогичный супергигант проектируется в Неваде, раскинувшись на 100 кв. миль, он в перспективе сможет обеспечить энергией всю страну.
Насколько безопасна добыча такого вида энергии?
Эколог. Прямого загрязнения в нашем понимании не происходит, но представьте себе, сколько нужно металла, зеркал, наконец, свободной площади для создания такой станции средней мощности, а сколько надо энергии для производства этого стекла и металла?
Учитель. Может, вообще отказаться от добывания электроэнергии таким способом?
Тележурналист. Да, число мощных гелиостанций совсем не велико, шире распространены более простые, бытовые варианты использования энергии солнца: водонагреватели (в одной Японии их более 4 млн), использование фотоэлектрического эффекта в бытовых приборах, зарядка аккумуляторных батарей на вершинах Гималаев. В будущем, я думаю, солнечную энергию будем использовать гораздо чаще. Всему своё время.
Учитель. Всё более масштабно используется гидротермальная энергия. Доминирует здесь США, за ними идут Филиппины, Мексика, Италия, Япония.
Тележурналист. Американцы приветствуют такой способ добычи энергии. Подземным теплом обогреваются также жители городка Бойз в штате Айдахо и несколько селений в Неваде. Такой способ приветствуется из-за того, что геотермальные предприятия, работающие на горячем подземном паре, не только не загрязняют окружающую среду, но и в значительной мере очищают её. В США единственным препятствием для развития этой отрасли остаётся тот факт, что геологически активные районы, где могли бы расположиться геоэлектростанции, являются национальными заповедниками (вроде национального парка Йеллоустон), так что учёные занялись проектированием миниатюрных и привлекательных предприятий, которые не портили бы пейзаж.
Учитель. Мы рассмотрели с вами три альтернативных источника добычи электроэнергии, между тем действует ещё один могучий источник энергии, практически вечный в масштабах времени существования человеческой цивилизации. Это источник морских приливов. Созданный природой генератор этой энергии будет исправно работать до тех пор, пока действует космический механизм обращения Луны, Земли и Солнца, а на Земле существует Мировой океан.
Тележурналист. Заманчивая идея использования даровой энергии приливов давно привлекала человека и отчасти была реализована ещё в эпоху Средневековья, когда научились строить водяные приливные мельницы.
Когда в первой половине XX века были предприняты попытки спроектировать приливную электростанцию (ПЭС), перед инженерами-энергетиками встали трудноразрешимые задачи. Прежде всего, оказалось, что целесообразно строить ПЭС только там, где приливные колебания уровня не менее 4 м. Причём приливный процесс - пульсирующий во времени, а это значит, что процесс выработки электрической энергии также будет подвержен пульсациям.
Учитель. Я думаю, что эту проблему как раз и можно решить. Например, использовать насосную станцию в часы, когда наступает отлив.
Тележурналист. Проектирование и строительство первых приливных электростанций сразу выявили их главный минус - слишком большую стоимость. Цена электроэнергии складывается из строительных затрат на единицу мощности будущей электростанции и эксплуатационных расходов на производство единицы энергии. По обоим показателям ПЭС пока сильно проигрывают остальным: тепловым, гидравлическим, атомным, что и является причиной их малого распространения.
Учитель. Тем не менее такие станции существуют?
Тележурналист. Да, приливные станции уже давно работают. Есть пример отечественной ПЭС в губе Кислой (недалеко от Мурманска), французский опыт - в устье реки Ране. И тот и другой примеры могут быть полезными для дальнейших разработок в этом направлении.
Учитель. Мощность приливного механизма, который ритмично пульсирует в Мировом океане, оценивается в несколько млрд киловатт. Эта величина соизмерима с суммарной мощностью всех энергетических установок Земли. Сегодня энергия приливов представляется дорогой, но она экологически чиста, а её источник практически вечен. Человечество неизбежно придёт к широкому использованию приливной энергии уже в недалёком будущем.
Мы с вами заканчиваем разговор об альтернативных способах добычи электроэнергии. Но хочется сказать ещё вот о чём: после 1973 года, возвестившего об экологическом кризисе, произошло массовое перемещение огромных средств из традиционных энергоёмких отраслей в новые высокотехнологичные. Но многие страны до сих пор не придерживаются такой политики. Например, администрацией Буша было принято решение начать строительство 130 крупнейших энергетических комплексов традиционного типа. Специалисты убеждены: проект обречён на провал, поскольку будущее - за сверхгибкой, экологически чистой энергосистемой.
В скором будущем вы станете взрослыми, каждый на своей работе вы должны быть ответственными за Землю, на которой живёте. Будьте внимательны, точны в расчётах, дальновидны, профессиональны и ... любите всё живое, что вас окружает.
Похожие статьи:
Турнир знатоков природы, 7-8 класс
Внеклассное мероприятие, 5-7 класс. Летающие цветы
Игра по экологии для 10-11 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!