Роль сказок для нравственного и морального воспитания детей дошкольного возраста
«Роль сказок для нравственного и морального воспитания детей дошкольного возраста»
Автор: Смирнова Мария Борисовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 393, г. Челябинска".
Цель: донести до воспитателей, родителей необходимость использовать устное народное творчество с целью формирования нравственного и морального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить воспитателей, родителей с ценностью использования сказок для становления характера, нравственного и морального развития.
- Привести примеры использования сказок для нравственного развития детей дошкольного возраста.
Описание: материал предназначен для воспитателей, родителей детей дошкольного возраста.
Назначение: для самопознания, для оформления родительского уголка, для устной консультации воспитателя.
Вопрос воспитания детей с древних времён являлся, и продолжает являться, одним из наиболее важных. На сегодняшний день существует много методик для полноценного развития детей, но, несомненно, нельзя недооценивать роль устного народного творчества. Сказка является первым источником, который погружает детей в художественный мир, и остаётся с ними на протяжении всей жизни.
В дошкольном возрасте происходит фактическое становление личности. Ребёнок видит окружающий мир, и в соответствии с увиденным строит собственный взгляд на происходящее, у него формируется характер. Переживания ребёнка становятся ярче и гораздо сложнее. Ребенок становится более чувствительным к переменам, у него проявляется способность к анализированию своих и чужих поступков. У ребёнка развивается фантазия, он начинает задавать вопросы и искать ответы на них.
Постепенно, у детей формируется самосознание, которое определяется заложенными в них моральными и нравственными ценностями. Значимую роль в формировании самосознания ребенка играет его самооценка. Поэтому, очень важно, чтобы в столь важном периоде становления ребёнка, как личности, воспитатели и родители помогали ребёнку понять нравственные нормы, сформировать правильные установки, дать понятия о добре и зле, иначе у детей может сложиться завышенная или заниженная самооценка, искаженное восприятие жизни. А помочь им в этом призвана сказка, которая в игровой форме, формирует основы поведения и общения, необходимые ребёнку на начале жизненного пути.
Сказка всегда несёт в себе глубокий смысл, лежащий на поверхности. Положительный конец сказок особенно нравится детям, он даёт им установку, что хорошие и добрые дела всегда будут оценены по достоинству и вознаграждены. Очень важно, чтобы дети развили в себе такие качества, как сочувствие, сопереживание; научились дружить и любить, оказывать заботу и поддержку; поощрять хорошие поступки и порицать плохие… Также, сказка помогает детям сформировать собственный идеал, к которому они всю жизнь будут стремиться, для девочек это девушка – добрая, красивая, любящая животных, заботящаяся о близких; для мальчиков – это принц, воин, храбрый, смелый, сильный, красивый, отважный, помогающий в трудной ситуации. И те и другие являются положительными героями и наделены такими качествами, как: честность, смелость, красота, упорство в достижении цели.
Сказка не дает прямых указаний, но в ее содержании всегда заложен поучительный урок, который дети постепенно воспринимают и реализуют в собственной жизни.
Добрые русские народные сказки помогают детям сформировать положительные качества и искоренить отрицательные:
- сказка «Репка» помогает детям понять важность поддержки и взаимопомощи;
- сказка «Колобок» показывает детям, что нехорошо хвастаться;
- сказка «Волк и семеро козлят» учит детей слушаться старших, и не открывать дверь незнакомым;
- сказка «Теремок» говорит детям об умении дружить и выручать в трудной ситуации;
- сказка «Зимовье» формирует осознание, что дружба помогает победить зло;
- сказка «У страха глаза велики» помогает детям перебороть собственные страхи;
- сказка «Лиса и Журавль» высмеивает хитрость;
- сказка «Цветик-семицветик» даёт детям понять, что чудеса случаются, и о том, что нужно думать, прежде чем что сказать или сделать…
Таким образом, делаем вывод: нравственное и моральное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться более продуктивно, при использовании сказок, так как нравственность изначально заложена в их сюжетах.
Рекомендуем посмотреть:
Сказкотерапия для детей с ОВЗ О роли сказок в развитие речи детей старшего дошкольного возраста О роли сказок в воспитании ребенка Педагогическая ценность сказокУчастник №56 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июня 2016 года
← Сценарий летнего развлечения «Лето – чудная пора!» для детей раннего возраста | Консультация для родителей детского сада на тему: «Сказки» →
Автор: Мария Борисовна Смирнова
Опубликовано: 3091 день назад (5 июня 2016)
Просмотров: 3079
Рубрика: Творческие разработки
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!