О роли сказок в развитие речи детей старшего дошкольного возраста
О роли сказок в развитие речи детей 5-7 лет.
Автор: Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБДОУ №385 «Сказка», г. Екатеринбург. Материал предназначен для воспитателей, логопедов, психологов, родителей, студентов.
Цели: развитие речи дошкольников с помощью сказкотерапии.
Задачи: Научить ребёнка пересказывать, рассказывать от третьего лица, групповому рассказыванию сказок, рассказыванию сказок по кругу, сочинению сказок.
Выявить и поддержать творческие способности.
Снизить уровень тревожности и агрессивности.
Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Развить преодолевать трудности и страх.
Задачи, решаемые с помощью сказок, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта.
Наблюдая за детьми во время игры, во время занятий, на прогулке, можно было заметить, что там, где не надо сосредотачивать своё внимание и память,
дети раскрепощались, с лёгкостью перевоплощались в любимых героев, любили фантазировать. С полной уверенностью, свободно, точно, образно могли выразить свою мысль.
Опираясь на свой опыт, заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Дети тревожны, с пониженной самооценкой, малообщительны, мелкая моторика у таких детей плохо развита.
Для того чтобы дети свободно развивали своё художественное творчество, постаралась создать все необходимые условия: настольный театр, пальчиковый театр, мягкие игрушки, шапочки-маски, куклы-марионетки, родители сшили костюмы, диски для просмотра и прослушивания сказок, классическая и расслабляющая музыка.
Также в своей работе применяю сказкотерапевтическое рисование. Прошу нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну. Например, «Моя семья в образе сказочных героев», « Моя семья в образе сказочных животных». Каждый ребёнок описывает то, что нарисовал, придумывает свою сказку. Таким образом, ребёнок учится сочинять сказки, либо пересказывать уже известную сказку, обогащает словарный запас, проявляет творчество и воображение. Ещё самый важный момент, ребёнок учится групповому рассказыванию сказок, тем самым обогащает жизненный опыт ребёнка, развивает умение преодолевать трудности и страхи.
Одно из самых любимых занятий моих детей-это психодинамические медитации- это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитива. Дети изображают различных животных, в движении под музыку раскрепощаются, чувствуют себя уверенными и свободными.
Более подробно остановимся на самостоятельном сочинении сказок и историй. Составляя творческий рассказ или сказку, ребёнку необходимо самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование.
Для того чтобы точно передать свой замысел, необходим большой запас слов.
Рассказывание возможно от 3-го или от 1-го лица.
Далее каждый участник группы по очереди рассказывал небольшой кусочек знакомой сказки. Последний, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно.
Речь детей станет более образной, развёрнутой, внимание станет более устойчивым, научатся слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей и уметь вставлять свои собственные мысли в контекст повествования. Всё, что получилось, я напечатала и раздала родителям. Это , я думаю, их развеселит, оживит, а детей простимулирует на дальнейшую творческую активность . Думаю, что похвала и одобрение со стороны родителей, гарантированы. Также родители вносили в работу свои пожелания и советы. Это укрепило доверие и уважение к моей работе.
Работа, которую я провожу вместе со своими детишками, даёт хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Стали намного раскованнее, свободнее в общении со взрослыми со сверстниками. Научились фантазировать, мыслить.
Вот примерное игровое тематическое занятие.
Этап 1.Знакомство( приветствие) "Ладошки" Каждому ребёнку необходимо представиться. Первый ребёнок кладёт свои ладошки на ладошку предыдущего ребёнка и также называет своё имя.
Этап 2. "Ритуал вхождения в сказку" Перевоплощение в любимого сказочного персонажа.
Этап 3. Сказочная задача.В одной сказочной стране есть река, но течёт в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку.
Этап 4 "Пальчиковая игра". " Солнце, заборчик, камушка"
Солнце-ладонь с раздвинутыми пальцами.
Заборчик-прямые пальцы.
Пальцы, сжатые в кулак.
Этап 5 Игра- упражнение "Дождик" дети мелко нарезают бумага на полоски и подбрасывают вверх, стараясь намочить как можно больше окружающих.
Этап 6 "Просмотр мультфильма "А просто так"(знакомство с эмоциями)
Этап 7 придумывание сказки.
Этап 8 Игра "Скучно, скучно, так сидеть"
Этап 9 "Ритуал выхода из сказки". "Раз, два, три- из сказки выходи"
Рекомендуем посмотреть:
Конспект игрового занятия в старшей группе по развитию речи Тренинги по сказкам для детей старшего дошкольного возраста Сказкотерапия для детей с ОВЗ Интегрированное занятие по развитию творческих способностей с использованием сказки в старшей группеПохожие статьи:
Участник №41 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июня 2015 года
Автор: Гуля Рашитовна Балдовская
Опубликовано: 3481 день назад (23 апреля 2015)
Просмотров: 4681
Рубрика: методические разработки
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|