Тренинги по сказкам для детей старшего дошкольного возраста
Тренинги по сказкам для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Автор: Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель, МБДОУ №385 «Сказка», г.Екатеринбург.Цели: знакомство с литературным творчеством педагога Татьяны Анатольевны Куликовской.
Задачи: Снизить уровень тревожности и агрессивности детей.
Развить умение преодолевать трудности и страх.
Развивать речь детей с помощью рассказывания, сочинения сказок, пересказывания. Выявить и поддержать творческие способности.
Развить способности к коммуникации.
Описание материала: Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию интересные и небольшие по объёму образцы литературного творчества Татьяны Анатольевны Куликовской.
Сюжетную основу её текстов составляют предметы и явления окружающего нас мира. Данный материал будет полезен воспитателям, психологам, учителям начальных классов, студентам-практикантам, а также родителям, которые стремятся воспитать у своего ребёнка жизнерадостное отношение к миру.
Сказки можно использовать на занятиях по развитию речи, окружающему миру, изобразительному искусству, для пересказов.
Каждый текст сопровождается психологическим тренингом, помогающий снять напряжения у ребёнка, побороть страх и застенчивость. После подобных занятий у ребёнка повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах. Сказка начинается стихотворением, далее сам текст, затем примерные вопросы для обсуждения. Главными героями являются животные, птицы, цветы, времена года, явления природы.
Как зима из леса уходить не хотела
Распустился вдруг подснежник-первый из цветов.
Он зимы не испугался, и среди снегов
Появился на полянке беленький цветок.
Смело тянет прямо к солнцу нежный свой росток.
Когда в лесу начал таять снег, на проталине распустился первый цветок- Подснежник. Холодно ещё в лесу, а он цветёт.
Увидели первоцвет птицы, запели звонко. Берёзки проснулись, закачали веточками. Ручейки побежали быстрее и весело зажурчали.
Не понравилось всё это Зиме. Захотела она суровый характер показать. Подула холодным ветром, закрутила снежными вихрями.
Спрятались птицы, берёзки веточки опустили, а ручейки покрылись корочкой льда. И только Подснежник смело поднимал к небу свой цветок.
Стыдно стало всем в лесу. И такое тут началось! Птицы защебетали, ручейки зазвенели, берёзки зашумели, зайцы по пням лапками застучали, а лось затрубил самым зычным голосом.
Не стерпела Зима, убежала на север, уступила место своей сестре- Весне. А подснежники по всему лесу зацвели.
Примерные вопросы для обсуждения
Как Зима показала лесным жителям свой суровый характер?
Почему всем в лесу стало стыдно?
Почему Зима уступила место Весне?
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе опушку леса. Сквозь снег пробивается первый цветок-подснежник. Он очень маленький, хрупкий, нежный. Но он очень сильный. Он смело тянет свои лепестки к солнцу. Он появился на свет. Он должен подарить всему миру свою красоту и добро. Глядя на этот цветок, ты тоже становишься сильным, красивым, смелым. Ты уверен в себе. Ты тоже можешь подарить что-нибудь доброе этому миру. Ты счастлив.
Как Сугроб в лесу весну встречал
Захотел сугроб лесной
Посмотреть на лес весной,
На зелёную листву,
Первоцветы и траву.
Зимой в лесу снега много. Все деревья укрыты пышными снежными шубами. Даже зелёная Ёлка в белую шубку укутана.
А Ёлочке так хотелось свой зелёный наряд показать! Тряхнула она ветками и упала вся шубка вниз. Высокий сугроб получился.
-Почему все деревья белые, а ты, Ёлочка,- зелёная?-спросил у Ёлки Сугроб.
- А мне такой наряд больше нравится. Вот если бы ты видел, как красиво бывает в лесу весной, когда все деревья в зелёные одежки наряжаются! - ответила Ёлка.
-А как же я увижу, если весной я таю и убегаю вместе с ручейками в речку?- грустно сказал Сугроб.
-Ничего, я что-нибудь придумаю, решила Ёлка.
И вот, когда пришла весна, Ёлка накрыла своими ветками-лапами Сугроб и спрятала его от солнышка.
Все деревья распустили зелёные листочки, земля покрылась нежной травкой, а на полянках распустились первые подснежники.
-Как прекрасен наш лес!-воскликнул Сугроб. Ему пришлось вылезти из-под веток, чтобы увидеть эту красоту.
И в этот момент Сугроб растаял, превратился в ручеёк и побежал вслед за другими ручьями к речке, чтобы рассказать, какой красивый бывает лес весной.
Примерные вопросы для обсуждения
Как в лесу появился Сугроб?
Кто помог Сугробу увидеть весну?
Кому Сугроб расскажет о красоте весеннего леса?
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе, как весной просыпается природа. Небо голубое и прозрачное. Солнышко уже греет по-весеннему- ласково, тепло, нежно. В лесу бегут ручьи. Они журчат и спешат к речке. На полянке появляются подснежники. Они раскрываются и тянутся к солнышку. На деревьях появляются зелёные листочки. Птицы возвращаются из дальних стран. Они вьют гнёзда и поют звонкие, весёлые песни. Белки и зайцы греются на полянке. Они встречают весну. Ты любуешься весенним лесом и радуешься вместе с природой. Ты счастлив.
Как Белка и Сойка жёлудь не поделили
Сойка жёлудь закопала,
Белка жёлудь отыскала.
Где же правильный ответ:
Сойкин жёлудь или нет?
Ранней весной, когда полянки уже освободились от снега, Сойка нашла в земле жёлудь. Тут с ветки спрыгнула Белка:
- Не трогай жёлудь. Он из моего дупла выпал,- сказала она Сойке.
- Нет, это мой жёлудь. Я его под землю осенью закопала, - ответила Сойка.
- Я свои жёлуди сразу узнаю. Они у меня всё большие, пузатенькие. Вот как этот, - возразила Белка.
-Посмотри: жёлудь треснул, потому что всю зиму под землёй пролежал. У него скоро росток должен появиться,- не унималась Сойка.
- Он с высоты упал, поэтому и треснул, - заявила Белка.
- Неправда, он лежал в земле. На нём даже грязь осталась,- ответила Сойка.
Долго они так спорили. И каждый свою правоту доказывал. А жёлудь лежал на земле. Он был пока ничей.
Мимо пробегал Кабан. Он увидел спелый жёлудь и съел его.
Спорить стало не о чем.
Примерные вопросы для обсуждения.
О чём спорили Белка и Сойка?
Кто был прав?
Почему спорить стало не о чем?
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе большой высокий дуб. Он очень могучий. У него толстый ствол, крепкие ветви, красивые блестящие листья, спелые гладкие жёлуди. Подойди к дубу. Прислонись к нему. Почувствуй его силу и надёжность. Он делится с тобой своей мощью и красотой. Ты наполняешься его хорошей энергией. Потоки счастья и радости поступают к тебе от дуба. Поблагодари дуб за его подарок. Ты спокоен. Ты отдыхаешь.
Что бывает, когда в лесу цветут ландыши
Ландыш белоснежный
С ароматом нежным.
Я его срывать не стал,
Просто рядом постоял.
Проснулся Барсук рано утром. А в лесу такой дивный аромат стоит! Принюхался Барсук и пошёл посмотреть, откуда идёт чудный запах.
- Наверное, цветы какие-то распустились. Сорву их, принесу в норку, пусть пахнут,- сказал Барсук и пошёл по тропинке.
Вышел на полянку, а там ландыши зацвели. Качаются на тонких стебельках нежные белоснежные головки. Сами цветы маленькие, а аромат у них сильный.
Не стал Барсук ландыши рвать. Сел и любуется.
Скоро Заяц прибежал.
- Так вот откуда так хорошо пахнет! Ландыши зацвели. Надо нарвать себе немножко цветов!-решил Заяц.
- Посмотри, какие они хрупкие. О них заботиться нужно, а ты их рвать собрался,- сказал Барсук.
- И то верно, - ответил Заяц и сел рядом с барсуком.
Медведь мимо проходил. Чуть не наступил на прекрасные цветы.
-Дяденька Медведь, вы поаккуратнее тут ходите. Смотрите, какие здесь чудесные цветы растут, -сказал Заяц.
-То-то я чую нежный запах. Посижу с вами рядышком,- ответил Медведь и сел.
Скоро вокруг полянки расселись все лесные жители. Они на время забыли, кто на кого охотится. Даже Заяц сидел рядом с Волком. Все любовались нежными душистыми цветами.
Ландыши они не рвали. Уж очень жалко было такую красоту губить!
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себя на полянке с ландышами. Полюбуйся их красотой. Почувствуй, как ароматно они пахнут. Представь, что рядом с тобой сидят люди и зверюшки. Они тоже наслаждаются лесной красотой. Никто не рвёт цветы. Все только смотрят и отдыхают. Тебе хорошо и приятно быть в этом месте. Ты счастлив. Ты спокоен.
Почему дождевые черви выползают в дождик из-под земли
Дождь в лесу весь день идёт,
Дождевой червяк ползёт:
-Здравствуй, дождик, здравствуй, брат!
Я твоим дождинкам рад!
В лесу очень много настоящих тружеников. Вот муравьи строят своими крохотными лапками огромный муравейник. Вот пчёлы летают весь день по цветам, собирая нектар.
А вот дождевые червячки. Что они делают? Роют длинные норки и рыхлят землю. Земля становится пышной, и на ней прекрасно всё растёт.
Бывает, что червяки так заработаются, что забывают даже об отдыхе. И тогда дождик устраивает им «банный день».
Он забирается в их норки. И червякам приходится бросить свою работу и выбраться наружу.
Червяки отмывают от земли свои спинки и хвостики. Они гуляют по лесным дорожкам и тропинкам. Их очень много в дождливый день. И нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы случайно не наступить на кого-нибудь.
Когда дождик закончится, червячки опять заберутся в свои норки и займутся работой. До следующего дождя.
Психологический тренинг
Закрой глаза. представь, что ты трудился весь день и хочешь отдохнуть. Идёт тёплый летний дождь. ты встаёшь под дождик и моешься под его чистыми прозрачными струйками. Дождь наполняет тебя своей свежестью, силой, здоровьем. Тебе хорошо и приятно. Ты набрался силы, счастья, красоты. Ты спокоен.
Как медведь малиной со всеми делился.
Заглянул в малинник мишка,
Он малину любит слишком.
Целый день её жуёт
И в берлогу не идёт.
Поспела в лесу малина. Сладкая. Ароматная. Забрёл в малинник Медведь. Сам ягоды ест и никого больше не пускает, рычит на весь лес.
Рассердились на него пташки да зверюшки. Малины уже мало осталось. А как косолапого из малинника выгонишь?
Тут пчёлка прилетела и около медвежьего носа зажужжала. Решил Медведь, что мёд где-то рядом. Побрёл за пчёлкой. А она жужжит, словно в гости Мишку зазывает.
Так и летала пчёлка по всему лесу кругами, пока около берлоги не остановилась. Оглянулся Медведь. Берлога родная рядом, а улья с мёдом нет. Устал Косолапый. Шутка ли, столько кругов по лесу за пчёлкой бегать! Заполз он в берлогу и уснул.
А рано утром опять в малинник пошёл. Только ягод уже нет. Съели их пташки да зверюшки, пока Медведь по лесу кружил.
-Почему вы всю малину съели, а со мной не поделились?-спросил он у Сойки.
-А ты с нами вчера поделился?- возмутилась Сойка.
- Я сегодня хотел это сделать, а малины уже нет,- сказал Медведь.
-Делиться нужно вовремя!-ответила Сойка и улетела.
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе кусты малины.
На них созрели аппетитные красные ягоды. Ты срываешь малину и кладёшь в корзинку. Ягод очень много, и корзинка быстро наполнятся. Ты берёшь корзину и идёшь к тому. Кого хочешь угостить вкусными ягодами. Тебя благодарят за угощение. Тебе нравится, что ты смог кого-то порадовать. На душе приятно и спокойно. Всё хорошо
Какое обещание дал Волк Дятлу.
Волк зубами застучал.
Никого он не поймал.
Интересно, отчего
Заболел зуб у него?
Много у зайца врагов. И охотники, и волки, и лисы.
Но однажды одним врагом стало меньше. Что случилось? Заболел у Волка зуб? Воет Волк и ночью, и днём. Не ест ничего, не пьёт. Лежит на полянке и громко стонет.
Увидел Волк дятла:
-Дятел, полечи меня. Все говорят, что ты доктор. Посмотри мои зубы.
-Боюсь я тебя, волк. Откроешь пасть и съешь меня,-испугался Дятел.
-Да я уже три дня ничего не ем. Даже не думаю о еде,-простонал Волк.
-Хорошо, полечу я тебе зубы. Только обещай мне зайчишек в лесу не трогать.
Дал Волк обещание. Спустился Дятел к Волку. Посмотрел ему в пасть. И увидел, что в одном зубе огромная дыра. Почистил он Волку все зубы, дырку смолой еловой заклеил. Утихла боль.
Обрадовался Волк, забыл про обещание, побежал на охоту. Только хотел Зайца поймать, а зуб опять как заболит. Завыл Волк от боли и вспомнил, что Дятлу обещал.
Пришлось Волку травой да ягодами питаться. Обещания свои выполнять надо!
Психологический тренинг
Закрой глаза. Подумай, какое хорошее обещание ты бы хотел дать сам себе. Может быть, всегда чистить зубы по утрам. Или защищать слабых. Или не обижать друзей. Или что-то ещё. Дай себе это обещание. И хорошо его запомни. Теперь ты всегда будешь помнить о нём и постараешься его выполнять. Ты сильный, смелый, уверенный в себе. У тебя всё получится.
Почему у Осинки листочки дрожат
Возле узенькой тропинки
Подрастают три осинки.
Ровно выстроились в ряд.
А листочки их дрожат.
Когда на Осинке появляются листочки, они начинают дрожать. И дрожат до самой осени. Пока не упадут на землю.
-Чего ты дрожишь?- спросило у Осинки Солнышко.
-Зябко мне в лесу,-пожаловалась Осинка.
-Давай я тебя согрею,-предложило Солнышко и стало сильнее греть деревце своими лучами.
-Почему тебе всё время холодно?- поинтересовался у Осинки Туман?
- Не знаю. Наверное, я такая уродилась,-решила Осинка.
- Давай я тебя потеплее укутаю своим густым покрывалом,- пожалел Осинку Туман.
-Отчего тебе даже летом холодно?- захотел узнать тёплый Ветерок?
-Очень я боюсь ветров, от них я дрожу ещё больше,- грустно сказала Осинка.
-Но я тёплый Ветер. Я прилетел из жаркой пустыни и подую на тебя своим жаром, - ответил Ветерок.
Солнце, Туман и Ветер грели Осинку, но она продолжала дрожать.
И только когда наступила зима и снег щедро укутал Осинку белой шубкой, она согрелась и перестала дрожать.
Вот какое удивительное дерево! Летом мёрзнет, а зимой согревается.
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе тёплое ласковое солнышко. Оно приятно греет своими лучами. Мягкий пушистый туман тоже согревает тебя своим теплом. Он нежно укутывает тебя. Он заботится о тебе. Тёплый летний ветерок дует на тебя. Тебе становится тепло и приятно. Ты чувствуешь, что вся природа хочет тебе добра и счастья. Ты спокоен. Тебе хорошо. Ты отдыхаешь.
Про маленького лягушонка
Спят зимой в реке лягушки:
Не летают больше мушки,
И пропали комары
До дождя и до жары.
Наступила осень. И в лес пришли холода. В тихой заводи лесной реки стали засыпать на зиму лягушки. И только самый маленький Лягушонок не хотел ложиться спать. Он сидел на берегу и смотрел по сторонам.
-Лягушонок, ложись спать, -говорили ему взрослые лягушки.
-Я хочу поймать комара,-ответил Лягушонок.
-Комары все спрятались до весны, и ты не сможешь никого поймать. Стало совсем холодно. Скоро полетят белые мухи,- проквакали лягушки.
-А кто такие белые мухи?- спросил Лягушонок.
-Их никто не видел. Нам про них рассказывали наши бабушки,- ответили лягушки.
-Тогда я буду ловить белую муху,-заявил Лягушонок.
Он продолжал сидеть и ждать белых мух. Он никогда их не видел и был настроен решительно.
Лягушонок очень замёрз и проголодался, но не спешил зарываться в ил.
И вдруг полетели снежные хлопья. Большие, пушистые. Лягушонок стал хватать их ртом и быстро проглатывать. Снега было очень много. Он кружился в воздухе и ложился на лесную полянку.
- Как много белых мух! Сейчас я наемся на всю зиму Ква-Ква!-обрадовался Лягушонок, продолжая глотать снег.
Его кваканье услышал Медведь, который спал неподалёку. Он выглянул из берлоги и сонно спросил.
- Что, уже весна наступила?
Лягушонок испугался и нырнул в речку.
«Нет, наверное, показалось»,-подумал Медведь и опять скрылся в берлоге.
А Лягушонок тоже заснул и увидел во сне комаров. Белые мухи быстро растаяли у него на язычке.
Психологический тренинг
Закрой глаза. Представь себе, как в начале зимы летят первые снежные хлопья. Они большие и пушистые. Они кружатся в воздухе, словно маленькие балерины в белых пышных юбках. Снежные хлопья ложатся на землю, и постепенно вся земля покрывается чистым белым покрывалом. Становится нарядно и светло. Ты радуешься первому снегу и началу зимы. Скоро выпадет много снега. Можно будет кататься на санках и лыжах. У тебя хорошее настроение. Ты счастлив.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий досуга в подготовительной группе "О правах ребёнка - играя" Сценарий развлечения по ОБЖ в детском саду. Подготовительная группа Сказкотерапия для детей с ОВЗ Логопедическое развлечение в подготовительной группе ДОУПохожие статьи:
Театральные инсценировки для детей старшего дошкольного возраста (по ролям)
Ритмическое занятие по сказкам в старшей группе
Книжкины именины в детском саду. Сценарий
← Викторина по мультфильмам для подготовительной группы детского сада | Аппликация из осенних листьев для детей младшей группы пошагово с фото →
Автор: Гуля Рашитовна Балдовская
Опубликовано: 3789 дней назад (10 августа 2014)
Просмотров: 7113
Рубрика: методические разработки
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|