Внеурочное познавательное занятие для учащихся начальной школы «Почему вода в море солёная?»
Конспект занятия для учащихся начальной школы на тему: «Почему вода в море солёная?»
Автор: Дятлова Любовь Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ г. Невинномысска. Описание. Данный материал можно использовать в младших классах на уроках окружающего мира. Также он может быть полезен и интересен педагогам дополнительного образования для занятий в объединениях биолого-экологического направления учреждений дополнительного образования.
Цели: обобщить знания детей о море; выяснить, почему вода в море солёная.
Задачи: формировать умение размышлять; воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.
Ход занятия.
Обманывать не стану,Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода. Море.
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует –
Бежим по воде. Волны.
Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель. Нептун.
Почему говорят: «Кругом вода, а с питьем беда»? Потому что речь идёт о морской воде. Действительно, морская вода настолько солёная и даже горьковатая, что пить её невозможно.
Так почему же вода в море солёная, а в реках пресная? Этот вопрос интересовал людей ещё в давние времена. Вспомним, откуда поступает вода в моря и в океаны. Выход глубинных подземных вод на поверхность земли называется родником, ключом, источником.
Эта вода собирается в ручейки, которые стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие и несут свои воды в моря и океаны.
Теперь рассмотрим две гипотезы о том, почему вода в море солёная.
Гипотеза первая
Реки вымывают из почвы, минеральные соли, которые там содержатся, и по крупинкам несут их в море. За многие тысячелетия в море становится всё больше и больше соли. Соль никуда из моря не уходит, а вода, испаряясь, превращается в облака. Потом она дождём проливается на землю, наполняя реки, и снова воз-вращается в море, добавляя в него ещё соль. Соли, которые вымываются из горных пород, придают морской воде горько-солёный вкус.
Гипотеза вторая
Согласно этой гипотезе, вода в океане была изначально солёной. В период образования земной коры вулканические газы проливались на землю кислотными дождями, и первые моря на Земле были кислыми. Постепенно вулканическая активность снижалась, и атмосфера очищалась от вулканических газов. Примерно 500 миллионов лет назад состав океанической воды стабилизировался, и она стала солёной.
В настоящее время учёные сошлись на том, что обе эти гипотезы имеют право на существование, и не опровергают, а взаимно дополняют друг друга.
В разных морях вода различается солёностью. Самая пресная морская вода в Балтийском море.
Самая солёная – в Мёртвом море.
В Мёртвом море вода настолько солёная, что там невозможна никакая жизнь: в нём нет ни рыб, ни морских животных. Вода там плотная, и это позволяет держаться на её поверхности даже человеку, который совершенно не умеет плавать.
Проведём следующий опыт, чтобы доказать, это свойство солёной воды.
Наполним стакан до половины водой. С помощью ложки осторожно опустим в стакан яйцо. Мы видим, что яйцо тонет.
Теперь нужно вынуть яйцо из стакана, добавить в воду несколько чайных ложек соли, размешать до полного растворения. Опять опустим яйцо в стакан. Яйцо всплывает наверх.
Вывод: яйцо плотнее, чем пресная вода, поэтому оно тонет. Солёная вода плотнее пресной, поэтому яйцо всплывает наверх.
Сколько соли в среднем содержится в морской воде? В одном литре морской воды примерно 35 граммов соли.
Какой же воды на земле больше солёной или пресной? Солёной воды на земле значительно больше. Учёные подсчитали, что она составляет 97% от общего количества водных ресурсов Земли.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия← Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы на тему: Международный день белого медведя | Внеурочное занятие для младших школьников «Почему Саргассово море без берегов?» →
Автор: Любовь Михайловна Дятлова
Опубликовано: 2140 дней назад (13 февраля 2019)
Просмотров: 3107
Рубрика: Конспекты занятий
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|