Внеурочное занятие для начальной школы. Тема: Сад
Конспект внеурочного занятия для младших школьников «Из лесной полянки вышли груши, яблоки и вишни…»
Цель: формировать понятие «плодовые и ягодные растения».Задачи: углубить знания о разнообразии дикорастущих и культурных растениях, показать их значение для человека.
Ход занятия
Послушайте стихотворение У. Рашида «Наш сад»Прекрасен наш осенний сад.
В нём слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И жёлтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей созовём.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» – скажем.
Что созрело в саду автора? Слива, виноград, яблоки, груши.
Откроем Большую российскую энциклопедию.
Плодовые культуры – группа культурных растений, возделываемых для получения фруктов, ягод и орехов.
Фрукт – сочный съедобный плод растения, чаще дерева.
Ягода – небольшой сочный плод кустарников, полукустарников и травянистых растений.
На предыдущих занятиях вы узнали, что все культурные растения произошли от дикорастущих видов; о том, как люди научились производить сельскохозяйственные культуры. На каких растениях они останавливали свой выбор? В отборе диких растений нашим предкам были важны размер, вкус, сочность плода, отсутствие в нём большого количества семян.
Привычные для нас фрукты и ягоды выглядели не так, как сейчас. Мелкие жёсткие плоды стали большими и сочными.
Приходилось ли вам видеть в лесу дикие яблони, грушу-дичку, заросли малины и ежевики, кизила и боярышника, набредать на земляничную поляну?
Давайте сравним плоды дикой яблони и окультуренной. У дикой яблони плоды маленькие, кислые. У яблони, растущей в саду, плоды гораздо крупнее, они более сладкие. Дикая лесная яблоня является предком всех современных культурных сортов.
По мнению учёных, первыми начали выращивать яблони жители Средней Азии более 2000 лет назад. После завоевательных походов Александра Македонского яблони попали в Грецию, а позже распространились по всей Европе. Благодаря грекам и римлянам были выведены новые сорта сочных и сладких яблок.
В России яблони появились в 11 веке в монастырских садах.
Дикорастущая лесная малина тоже мелкая и кислая в отличие от крупной и сладкой культурной малины.
Раскопки древних поселений, где найдены семена малины, свидетельствуют о том, что культивировать её начали очень давно.
Древние греки, римляне и славяне лечились малиной от многих болезней. В древнерусских летописях есть такие упоминания «… эти малинники были так велики, что туда часто заходили из лесов попастись медведи». Речь идёт о малинниках, заложенных Юрием Долгоруким.
Многие сорта малины произошли от дикой красной малины обыкновенной. Сейчас существует около 600 сортов малины с ягодами красного, жёлтого, белого, чёрного цвета.
Жители древнего Китая, Кореи и Японии, сумевшие окультурить многие растения, не смогли этого сделать по отношению к дикому винограду, в изобилии растущему в дальневосточных лесах.
Культурное виноградарство зародилось к югу от Каспийского моря. К третьему тысячелетию до нашей эры виноградарство распространилось до Древнего Египта. В последующем древние греки разнесли виноградарство по своим колониям на берегах Чёрного моря.
Родина арбузов – Юго-Западная Африка. Дикие арбузы и сейчас растут в пустыне Калахари.
Плоды диких арбузов не превышают 10 см в диаметре, к тому же они горькие на вкус. Ещё 4000 лет назад их обнаружили древние египтяне и начали выращивать для получения масла из семян. А древние римляне засаливали арбузы и варили из них варенье.
Большой вклад в селекцию арбузов внесла Россия. В 13 веке после падения Астрахани прикаспийские степи стали одним из главных центров возделывания арбузов, там были выведены большие, сладкие сорта.
Вы можете представить себе персики размером с черешню и вкусом чечевицы? Оказывается, именно такими были предки всех сортов современных персиков. Сначала их стали разводить в древнем Китае 4 тыс. лет назад, затем в Персии, в Греции и Италии. Теперь это крупные, сочные, сладкие плоды.
Бананы нам известны как мягкие и сладкие плоды жёлтого цвета. Их дикие предки выглядели иначе. Они были маленькими, твёрдыми, сплошь наполненные семенами, к тому же зелёного цвета.
Несколько тысяч лет назад бананы начали выращивать в Юго-Восточной Азии. Примерно 500 лет назад испанские завоеватели завезли бананы в Америку. В те времена их считали кормом для животных. Люди не употребляли их в сыром виде, бананы нужно было варить или жарить. Только к концу 19 века были выведены современные сорта бананов.
Новые культурные растения появляются и в наши дни. В начале 20 века новозеландские селекционеры окультурили южнокитайскую актинидию. Это древовидная лиана, произрастающая в субтропиках. На вершине её побегов созревают собранные в гроздья вкусные мелкие плоды. Растение ещё называют китайским крыжовником. Культурная крупноплодная актинидия китайская отличается не только увеличившейся массой плода, но и улучшенным вкусом. За сходство формы этого опушённого плода с новозеландской птичкой актинидия получила название «киви».
В наше время невозможно себе представить сады без плодово-ягодных деревьев и кустарников, чьи далёкие предшественники когда-то произрастали в дикой природе.
Рекомендуем посмотреть:
Внеурочное занятие для 2 класса по ФГОС. Невербальные средства общения Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичнПохожие статьи:
Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды
Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе
Историческая викторина «Колесо истории» для 1-4 класса
Внеклассное мероприятие на тему «Тайна твоего имени». Начальная школа
← Внеурочное занятие для младших школьников «Что растёт на грядке?» | Внеурочное занятие в начальной школе на тему «Цветы» →
Автор: Любовь Михайловна Дятлова
Опубликовано: 1153 дня назад (28 сентября 2021)
Просмотров: 1601
Рубрика: Конспекты занятий
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!