Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Любимая Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеурочное занятие для младших школьников «Что растёт на грядке?»

Конспект внеурочного занятия «Что растёт на нашей грядке?». Начальная школа
Цель: знакомство с разнообразием культурных растений, их происхождением.
Задачи: обобщить знания о происхождении культурных растений, показать их значение в жизни людей.
Ход занятия
Стихотворение В. Коркина «Что растёт на нашей грядке?».
Что растёт на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка – просто клад.

А всегда ли эти овощи выращивали на грядках?
Все растения нашей планеты мы можем условно разделить на две большие группы: дикорастущие и культурные.

Дикорастущими мы называем те из них, которые не нуждаются в нашем уходе. Они растут сами по себе где угодно.

Культурные растения – это те, которые выращивают люди, за которыми они регулярно ухаживают. Их мы видим в садах и огородах, парках и скверах.

Учёные разделили культурные растения на группы. Это зерновые, плодовые, овощные, прядильные, декоративные.

Дикорастущие растения становились культурными по-разному. Например, ветер переносил семена диких плодовых деревьев и ягодных кустарников поближе к человеческим жилищам, и они там вырастали. Также люди замечали, что упавшие на землю семена, клубни или луковицы растений со временем прорастают. Наши предки стали выращивать их рядом с жильём, чтобы не приходилось искать их далеко в лесах и степях. Постепенно они стали получать постоянные урожаи с возделанных ими земель.

Когда-то люди довольствовались лишь тем, что им давала окружающая их природа. Они собирали плоды, ягоды, зёрна, выкапывали клубни и луковицы. Очень длительным был переход от собирательства к возделыванию растений. По мнению археологов, первые попытки окультуривания растений начались 40–50 тыс. лет назад, когда люди ещё не владели членораздельной речью. Во время раскопок поселений, существовавших 5 – 8 тысяч лет назад учёные нашли ручные мельницы, орудия прядильного и ткацкого ремёсел.

Развивая земледелие, люди сменили кочевой образ жизни на оседлый. Наши предки, оберегая будущий урожай, научились ухаживать за ним: они пропалывали траву, поливали, рыхлили почву. На древнеегипетских фресках изображали уборку урожая.

Гораздо позже, с развитием мореплавания, началось распространение культурных растений между материками. Европейцы из Америки привозили кукурузу, тыкву, фасоль, помидоры, перец, подсолнечник.

Выдающийся советский учёный Николай Вавилов создал учение о центрах происхождения культурных растений. Он разделил географию растениеводства на 7 зон.

В Южной Азии научились выращивать рис, огурцы, баклажаны. В восточной Азии – сою, просо, гречиху. Юго-Западная часть Азии – родина ржи, репы.

Чеснок, чечевица, морковь, капуста, виноград, груша и многие другие были окультурены в странах Средиземноморья.

Эфиопия – родина ячменя и кофе.
В тропиках Южной Америки научились выращивать ананас, арахис, а в Индокитае – цитрусовые растения.

Ежедневно мы едим овощи и вряд ли задумываемся над тем, что у них есть своя история, тесно связанная с историей развития человечества. Длительный путь проделали многие из них, пока попали на наши огороды и столы.

Родина моркови – Иран и Афганистан. Изначально люди использовали в качестве приправы её семена. В это время морковь была разных цветов – от белой до фиолетовой. Корни моркови стали употреблять в пищу в начале нашей эры. В 16 – 17 веках сорт с привычным для нас оранжевыми толстыми сладкими корнеплодами был выведен голландцами и распространился в другие страны.

Огурцы начали выращивать в Индии более 5 тысяч лет назад. Огурцы росли на огородах древних египтян, греков и римлян. Они считали их очень полезным для здоровья. Огурцы упоминаются в Библии.

Дикорастущие огурцы до сих пор в большом количестве произрастают в Индии. Они маленькие, горькие и колючие, очень популярны в качестве живой изгороди.

Считается, что капуста стала культурным растением в конце 2 тысячелетия до нашей эры. Древние греки и римляне считали, что она излечивает от многих болезней. С древних времён выращивали капусту и славяне. В Древней Руси капуста впервые была упомянута в 1076 году. Первоначально её выращивали только при княжеских дворах и монастырях. Гораздо позже она стала обычным продуктом. Дикорастущая капуста съедобна, её вкус напоминает белокочанную капусту. Но её листья жёсткие и не образуют кочанов.

Помидоры (томаты) – выходцы из Южной Америки, где их дикорастущие предки произрастают и в наши дни. У диких томатов небольшие плоды, чаще жёлтого цвета.

Первые томаты в Европу завёз Христофор Колумб. В Европе до 17 века помидоры были декоративными растениями. Христофору Колумбу мы обязаны и появлением картофеля.

Возникновение и развитие земледелия – огромный шаг в истории человеческого общества. С появлением и распространением на Земле культурных растений изменились условия жизни людей. Разнообразнее стали продукты питания.

Многие виды растений нужны для получения пищевых продуктов и лекарств, для кормления животных, производства тканей.

У множества растений в природе существуют их дикие сородичи.

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие для 2 класса по ФГОС. Невербальные средства общения Занимательный материал для начальной школы, 1 класс Внеурочное занятие для младших школьников «Вырос в поле колосок» Внеурочное занятие для начальной школы. Тема: Сад

Похожие статьи:

Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды

Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе

Историческая викторина «Колесо истории» для 1-4 класса

Внеклассное мероприятие на тему «Тайна твоего имени». Начальная школа

Внеурочное занятие для младших школьников «Вырос в поле колосок» | Внеурочное занятие для начальной школы. Тема: Сад
Опубликовано: 235 дней назад (27 сентября 2021)
Просмотров: 672
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!