Внеурочное занятие для младших школьников «Что растёт на грядке?»
Конспект внеурочного занятия «Что растёт на нашей грядке?». Начальная школа
Цель: знакомство с разнообразием культурных растений, их происхождением.Задачи: обобщить знания о происхождении культурных растений, показать их значение в жизни людей.
Ход занятия
Стихотворение В. Коркина «Что растёт на нашей грядке?».Что растёт на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка – просто клад.
А всегда ли эти овощи выращивали на грядках?
Все растения нашей планеты мы можем условно разделить на две большие группы: дикорастущие и культурные.
Дикорастущими мы называем те из них, которые не нуждаются в нашем уходе. Они растут сами по себе где угодно.
Культурные растения – это те, которые выращивают люди, за которыми они регулярно ухаживают. Их мы видим в садах и огородах, парках и скверах.
Учёные разделили культурные растения на группы. Это зерновые, плодовые, овощные, прядильные, декоративные.
Дикорастущие растения становились культурными по-разному. Например, ветер переносил семена диких плодовых деревьев и ягодных кустарников поближе к человеческим жилищам, и они там вырастали. Также люди замечали, что упавшие на землю семена, клубни или луковицы растений со временем прорастают. Наши предки стали выращивать их рядом с жильём, чтобы не приходилось искать их далеко в лесах и степях. Постепенно они стали получать постоянные урожаи с возделанных ими земель.
Когда-то люди довольствовались лишь тем, что им давала окружающая их природа. Они собирали плоды, ягоды, зёрна, выкапывали клубни и луковицы. Очень длительным был переход от собирательства к возделыванию растений. По мнению археологов, первые попытки окультуривания растений начались 40–50 тыс. лет назад, когда люди ещё не владели членораздельной речью. Во время раскопок поселений, существовавших 5 – 8 тысяч лет назад учёные нашли ручные мельницы, орудия прядильного и ткацкого ремёсел.
Развивая земледелие, люди сменили кочевой образ жизни на оседлый. Наши предки, оберегая будущий урожай, научились ухаживать за ним: они пропалывали траву, поливали, рыхлили почву. На древнеегипетских фресках изображали уборку урожая.
Гораздо позже, с развитием мореплавания, началось распространение культурных растений между материками. Европейцы из Америки привозили кукурузу, тыкву, фасоль, помидоры, перец, подсолнечник.
Выдающийся советский учёный Николай Вавилов создал учение о центрах происхождения культурных растений. Он разделил географию растениеводства на 7 зон.
В Южной Азии научились выращивать рис, огурцы, баклажаны. В восточной Азии – сою, просо, гречиху. Юго-Западная часть Азии – родина ржи, репы.
Чеснок, чечевица, морковь, капуста, виноград, груша и многие другие были окультурены в странах Средиземноморья.
Эфиопия – родина ячменя и кофе.
В тропиках Южной Америки научились выращивать ананас, арахис, а в Индокитае – цитрусовые растения.
Ежедневно мы едим овощи и вряд ли задумываемся над тем, что у них есть своя история, тесно связанная с историей развития человечества. Длительный путь проделали многие из них, пока попали на наши огороды и столы.
Родина моркови – Иран и Афганистан. Изначально люди использовали в качестве приправы её семена. В это время морковь была разных цветов – от белой до фиолетовой. Корни моркови стали употреблять в пищу в начале нашей эры. В 16 – 17 веках сорт с привычным для нас оранжевыми толстыми сладкими корнеплодами был выведен голландцами и распространился в другие страны.
Огурцы начали выращивать в Индии более 5 тысяч лет назад. Огурцы росли на огородах древних египтян, греков и римлян. Они считали их очень полезным для здоровья. Огурцы упоминаются в Библии.
Дикорастущие огурцы до сих пор в большом количестве произрастают в Индии. Они маленькие, горькие и колючие, очень популярны в качестве живой изгороди.
Считается, что капуста стала культурным растением в конце 2 тысячелетия до нашей эры. Древние греки и римляне считали, что она излечивает от многих болезней. С древних времён выращивали капусту и славяне. В Древней Руси капуста впервые была упомянута в 1076 году. Первоначально её выращивали только при княжеских дворах и монастырях. Гораздо позже она стала обычным продуктом. Дикорастущая капуста съедобна, её вкус напоминает белокочанную капусту. Но её листья жёсткие и не образуют кочанов.
Помидоры (томаты) – выходцы из Южной Америки, где их дикорастущие предки произрастают и в наши дни. У диких томатов небольшие плоды, чаще жёлтого цвета.
Первые томаты в Европу завёз Христофор Колумб. В Европе до 17 века помидоры были декоративными растениями. Христофору Колумбу мы обязаны и появлением картофеля.
Возникновение и развитие земледелия – огромный шаг в истории человеческого общества. С появлением и распространением на Земле культурных растений изменились условия жизни людей. Разнообразнее стали продукты питания.
Многие виды растений нужны для получения пищевых продуктов и лекарств, для кормления животных, производства тканей.
У множества растений в природе существуют их дикие сородичи.
Рекомендуем посмотреть:
Внеурочное занятие для 2 класса по ФГОС. Невербальные средства общения Занимательный материал для начальной школы, 1 класс Внеурочное занятие для младших школьников «Вырос в поле колосок» Внеурочное занятие для начальной школы. Тема: СадПохожие статьи:
Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды
Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе
Историческая викторина «Колесо истории» для 1-4 класса
Внеклассное мероприятие на тему «Тайна твоего имени». Начальная школа
← Внеурочное занятие для младших школьников «Вырос в поле колосок» | Внеурочное занятие для начальной школы. Тема: Сад →
Автор: Любовь Михайловна Дятлова
Опубликовано: 1152 дня назад (27 сентября 2021)
Просмотров: 1394
Рубрика: Конспекты занятий
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!