Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Историческая викторина «Колесо истории» для 1-4 класса

Историческая викторина для начальной школы «Колесо истории». Сценарий мероприятия

Цели: приобщение детей к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; развитие патриотических чувств.

Оборудование: рисунки к конкурсам; русский алфавит; костюмы; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит оркестровое вступление к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.

Ведущий 1. «За морем теплее, а у нас светлее». «На чужой стороне Родина милей вдвойне». «Где кто родится, там и пригодится»... Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Ведущий 2.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Колесо истории мы повернем

И рассказывать о ней начнем.

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Ведущий 1. Ha нашей викторине «Колесо истории» встречаются две дружины. Приветствуем дружину «Русичи» с девизом...

«Русичи» (хором). Русский в словах горд, в делах тверд.

Ведущий 1. Воевода — ... (имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям.

Ведущий 2. Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом...

«Братья славя н е» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.

Ведущий 2. Воевода — ... (имя, фамилия).

Воевода кланяется зрителям. Звучит музыка.

Ведущий 1. Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Ведущий 2. Итак, первый конкурс «Выбери жилище».

В игре принимают участие по одному игроку от каждой команды. На доске — рисунки. Надо найти соответствие: изба — крестьянин; дворец — царь; терем — боярин.

Ведущий 1. А теперь конкурс «Идет — словно павушка плывет». Так говорили про русскую красавицу.

Участвуют по одному игроку от команды. На доске рисунки, изображающие женщину и девушку, одетых в национальные костюмы.

Ведущий 2. Чем отличался костюм замужней женщины от костюма девушки на Руси? (Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец - расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины носили легкую шапочку, под которую прятали свои волосы)

Ведущий 1. Молодцы! Переходим к следующему заданию. Конкурс «Заморочки».

На доске изображения зверей: заяц, белка, рысь, соболь, медведь.

Ведущий 2. Мехом какого зверька оторочена шапка Мономаха — один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя) Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь) Какой зверь в русских пословицах стал воплощением трусости? (Заяц)

На доске русский алфавит.

Ведущий 1. Современный алфавит отличается от алфавита, созданного Кириллом и Мефодием. Сколько букв было в первом алфавите? (43) Сейчас мы называем первые три буквы: А, Б, В. А как они назывались в первом русском алфавите? (Аз, буки, веди) Какой современной букве соответствует ее древнее название — жизнь? (Букве Ж) Какая буква появилась в русском алфавите последней? (Буква Ё)

Ведущий 2. А теперь, дорогие зрители и участники, нас ждет конкурс «Ты — мне, я — тебе».

Воеводы задают друг другу по пять вопросов.

Примерные вопросы

— Какого князя люди прозвали Красное Солнышко? (Киевского князя Владимира)

— Какой город был столицей Древней Руси? (Киев)

— Какие дороги считались главными во времена Древней Руси? (Реки. По ним можно было передвигаться от одного поселения к другому)

— Кого на Руси называли варягами? (Воинские племена с побережий и островов Балтийского моря)

— Со времен Древней Руси сохранилось название города Вышний Волочек. Почему город так назвали? (Чтобы попасть из реки Ловати в Днепр, ладьи тащили волоком по суше. Эта дорога проходила через поселение, которое и прозвали Вышний Волочек)

— Какой материал был в распоряжении славян для строительства? (Дерево, земля, глина)

— Как назывались жилища древних славян? (Землянки)

— Чем были покрыты крыши землянок? (Дерном)

— Кого славяне считали богом грома? (Перуна)

— Как звали трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)

— В какой реке совершался первый обряд Крещения на Руси? (В Днепре)

— От какого народа пришло христианство на Русь? (От греков)

— Какой русский богатырь сражался с Соловьём-разбойником? (Илья Муромец)

— Что такое кремль? (Это центр древнерусского города, на территории которого строился княжеский дворец и главная городская церковь)

— Какой собор был главным в Новгороде? (Софийский)

— Кто такой посадник? (Знатный боярин, управлявший Новгородом)

— Как звали князя, при котором Русь приняла христианство? (Владимир)

— Как звали князя, основавшего Москву? (Юрий Долгорукий)

— Как называется березовая кора, на которой писали в XI в. на Руси? (Береста)

— Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

Ведущий 1. Объявляется конкурс для болельщиков, он же — конкурс «Заработай дополнительный балл». Отвечая на вопросы этого конкурса, болельщики зарабатывают дополнительные баллы для команд.

— Какой год считается годом основания Москвы? (1147-й)

— На какой улице в Москве стоит памятник ее основателю, Юрию Долгорукому? (На Тверской)

— На скольких холмах построена Москва? (На семи холмах)

— О каком событии писал летописец «Обед был силен»? (О пире, который устроил Юрий Долгорукий в честь черниговского князя Святослава, которого он пригласил словами: «Приди ко мне, брате, в Москву»)

Можно включить в сценарий конкурс на лучшее стихотворение о Родине.

Ведущий 2. А теперь конкурс «Пиктографическое письмо».

Звучит народная музыка. Дружинам предлагаются фразы (в конвертах). Нужно зашифровать их с помощью рисунков и предложить соперникам прочесть.

Примерные фразы

1. Летом я слушаю пение птиц.

2. Летом мы купаемся в реке.

Ведущий 1. Продолжаем проверять себя на знание старины. Конкурс «Найди лишний предмет». Перед вами - гость из прошлого. Нужно найти лишний предмет в его наряде и обстановке.

Один из участников команды переодет в национальный костюм. Ищет вся команда.

Купеческая дочка. Ах, как скучно мне, девице-красавице, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки-няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работой не испорченные.

Ведущий 1. Итак, посмотрите внимательно на эту красавицу. Что не вяжется с ее образом? (Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка)

Ведущий 2. Молодцы! А теперь следующий сюжет.

Крестьянка. Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!

Крестьянский сынок. Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.

Крестьянка. А рубаху праздничную надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. Сымай рубаху, говорю, иди в поле помогать отцу.

Ведущий 2. Что лишнее? (Лишние предметы: галстук, носки, вилка, свена в подсвечнике)

Ведущий 1. А теперь объявляю конкурс «Домашнее задание».

Дети заранее рисуют гербы вымышленных городов, стилизованные под настоящие, и делают небольшие сообщения о самих городах.

Примерные тексты сообщений

• Много веков на высоком холме стоит этот красивый город. Издавна жители его занимались рыбной ловлей. Славится город своими мастерами по изготовлению оружия — оружейниками.

• Среди дремучего леса на берегу живописного озера вырос красавец-город. А леса были богаты и зверем, и птицей. К царскому двору поставляли охотники пушнину, за что и жаловал царь этот город. И т. п.

Ведущий 2. Молодцы, ребята! Переходим к конкурсу «Вопрос — ответ». За одну минуту нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Ведущий 1. Вопросы 1-й команде.

— Что такое герб? (Символ государства)

— Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный)

— От какого слова произошло слово «копейка»? (Копье; от изображения всадника с копьем — святого Георгия)

— Что такое аз, буки, веди и т. д.? (Буквы славянской азбуки)

— Что такое скипетр? (Украшенный жезл — символ власти, одна из регалий монарха)

— Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)

— Закончите пословицу: «При солнышке — тепло, при матери... — (добро)».

Ведущий 2. А теперь вопросы 2-й команде.

— Что такое флаг? (Символ государства)

— Кто изображен на российском гербе? (Двуглавый орел)

— Что такое монета? (Кусочек металла с особым тиснением; служит для расчетов в торговле)

— Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)

— Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху — символ власти, одна из регалий монарха)

— Какими были первые книги? (Рукописными)

— Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без... (песни)».

Ведущий 1 (на фоне марша).

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Подведение итогов, награждение.

Похожие статьи:

Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды

Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе

Викторина для начальной школы про животных и рыб

Викторина для младших школьников

Внеклассное мероприятие на тему «Тайна твоего имени». Начальная школа

Комментарии (5)
Ирина Васильевна Пономарева # 30 октября 2016 в 13:45 +1
Очень интересный материал! Спасибо!
Анжелика Владимировна Пименова # 5 декабря 2016 в 14:54 +1
Интересно, можно взять на вооружение.
Светлана Александровна Анищенко # 9 февраля 2017 в 20:40 +1
Мне очень понравилось! Содержательно, патриотично. Удачных творческих начинаний!
Василий Дмитриевич Билецкий # 24 февраля 2017 в 16:56 +1
Хорошая разработка! Спасибо!
Анжелика Владимировна Пименова # 17 апреля 2017 в 15:28 +1
Да очень интересно, думаю, что деткам понравится.