Беседа для младших школьников «Русская народная игрушка - Матрёшка»
Конспект тематической беседы для детей начальной школы «Матрёшка – символ русского народного искусства»
Внеурочное занятие для детей начальной школы, посвящённое году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РоссииЦель: познакомить с историей создания национальной русской игрушки матрёшки.
Задачи: развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа, к традиционному народному искусству, воспитывать любовь к родной стране.
Ход беседы
В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России продолжим знакомство с русским народным промыслом.Русская народная игрушка – это особый элемент традиционной культуры русского народа.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)

Конец 19 века – время интереса к русской культуре. В эти годы в Российской империи появилось художественное направление, ставшее известным как «русский стиль». Одними из последователей этого направления, возрождавшими и развивавшими традиции народной крестьянской игрушки, были знаменитый промышленник и меценат Савва Мамонтов и его брат Анатолий. В магазине «Детское воспитание» создавали и продавали кукол в народных костюмах разных российских уездов и губерний.
Документальных свидетельств о происхождении матрёшки не сохранилось. Существует несколько версий о том, кому принадлежит идея создания легендарной куклы.
По одной из них, жена Саввы Мамонтова привезла из Японии несколько фигурок, изображавших японских богов, которые вкладывались друг в друга.
Согласно другой версии, художник Сергей Малютин увидел игрушку, похожую на матрёшку, в Кустарном музее. По его эскизу токарь Василий Звёздочкин выточил деревянную куклу, внутри которой находилось ещё семь фигурок.
Все фигурки отличались друг от друга не только по размеру.
Самая большая из них изображала девушку с чёрным петухом в руках. Кукла, вложенная в неё, держала корзину. У третьей – серп в руках, у четвёртой – чашка с едой. Пятая кукла – мальчик в расписной рубашке. Далее снова девочка, держащая брата, малышка с пальцем во рту. Восьмая, самая маленькая – младенец в пелёнке.

Ещё одна версия – именно токарь, умелец-самородок В. Звёздочкин предложил сделать новую куклу. Получив «добро», выточил её и отдал на роспись художникам.

Не так уж важно, кто автор идеи. Бесспорно, что в мастерской в усадьбе Абрамцево в 1890 году изготовили первую матрёшку. Почему её так назвали? Имя Матрёна было одним из распространённых женских имён среди крестьян. В переводе с латинского языка оно означает «мать семейства».
Вскоре производство матрёшек освоили мастера и из других регионов России, привнося свои изменения.

Чем больше кукол в наборе, тем ценнее становилась матрёшка. Основным сюжетом оставался быт. Позже на матрёшках стали изображать персонажей сказок, героев рассказов известных писателей.

Народная игрушка являлась важным элементом в воспитании и раннем обучении детей. Кукла-матрёшка учила ребёнка распознавать величину предмета, цвет и форму.
Тот факт, что матрёшка не является древнерусской игрушкой, не мешает ей оставаться одним из символов России. Интерес к ней не ослабевает. Матрёшка продолжает поражать силой выразительности русского национального характера.

Рекомендуем посмотреть:




Похожие статьи:
Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды
Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе
Историческая викторина «Колесо истории» для 1-4 класса
Внеклассное мероприятие на тему «Тайна твоего имени». Начальная школа
← Беседа для младших школьников «Русская народная игрушка» | Беседа для младших школьников ко Дню космонавтики →
![]() |
Автор: Любовь Михайловна Дятлова
Опубликовано: 1073 дня назад (9 апреля 2022)
Просмотров: 1960
Рубрика: Конспекты занятий
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!