Конспект занятия в детском саду в подготовительной группе. Узоры Якутии
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Узоры Якутии»
Автор: Капитонова Ольга Фёдоровна. Воспитатель: МБДОУ детский сад №1 «Ручеёк» ГО «Жатай» Республика Саха (Якутия) город Якутск поселок «Жатай».Разрешите представить вашему вниманию, конспект совместной познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Данная совместная познавательная деятельность приурочена к «Году Патриотизма» в Республике Саха (Якутия).
Назначение: Конспект разработан для открытого показа в детских дошкольных учреждениях.
Описание: Данный план-конспект, предназначен для педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, методистов.
- Якуты испокон веков украшали свои дома, посуду, свою одежду. Для каждого предмета использовались узоры различного содержания.
Облагораживая одежду и быт национальными знаками и символами, мы укрепляем свою гражданскую позицию, воспитываем в себе чувство патриотизма и национальную гордость, сохраняем историю, возрождаем традиции, возрождаемся как народ – древний, могучий народ Саха!
Тема занятия: «Узоры Якутии».
Направленность: Художественно-эстетическое.
Тип занятия: Закрепление пройденного материала.
Цель занятия: Закрепить знания детей о характерных символах якутского орнамента (сердцевидный, лировидный, растительный, пятиглазый-оберегающий узор, крестообразный).
Задачи:
Образовательные:
– работать над обогащением словарного запаса (орнамент, торбаса, халадай,);
- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
Развивающие:
- закрепить приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое;
- закрепить приемы рисования с помощью трафарета;
- развивать художественно-творческую деятельность;
- развитие коллективного творчества;
Воспитательные:
- формировать интересы к традициям родного края, воспитывать уважение к культуре народа Саха.
Материалы и оборудования: Мелодия якутской музыки. Картонная нарисованная кукла якутяночка, трафареты якутских орнаментов, простой карандаш, ножницы, салфетки, клей, доска, цветная бумага, силуэт девичьего пальто и варежек ( на обратной стороне приклеена двухсторонняя липучка).
Интеграция Образовательных Областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие.
Дидактическая игра «Собери якутские орнаменты»
Подготовительная работа: Вырезание по шаблону, варежки и пальто из цветного картона, узоры, знакомство со значениями орнаментов и их использование в национальной одежде, учить якутский танец «Якутские узоры».
Ход занятия
Вводная часть
Организационный моментВ зал входят дети и воспитатель под якутскую мелодию, в якутских национальных костюмах. Становятся в большой круг.
Воспитатель:
Здравствуйте! Я снова рада видеть вас таких красивых, добрых, любознательных с хорошим настроением!
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, Родина моя! (повторить вместе с детьми).
Воспитатель:
Ребята, что такое Родина?
Ответы детей: (Родина, это где ты родился, это твои родители, твоя малая Родина - Якутия. Город Якутск. Республика Саха (Якутия).
Воспитатель:
Правильно ребята. Это - твой дом, в котором ты чувствуешь себя комфортно, где рядом с тобой близкие люди, друзья и родители. Родина-это страна, где ты родился и растёшь. И люди, которые живут в этой стране.
Основная часть
Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции, своя культура, свои нравы, свой флаг и герб, и есть своя национальная одежда, посуда, которые украшают якутскими узорами или называют их якутские орнаменты!
Орнамент является своеобразным показателем той или иной культуры и эпохи. Прослеживая изменения в самой орнаментации, технике нанесения и интерпретации, можно говорить об изменениях, происходящих в обществе.
Ребята, давайте посмотрим на картины и вспомним какие есть орнаменты и что они означают. У каждого узора есть свое значение.
(Дети вместе с педагогом рассматривают картины с изображением якутских орнаментов).
Воспитатель:
Кто знает, что такое узор?
Ответы детей:
Узор - это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий.
Дети рассказывают о значениях орнамента: Вика, Ксения, Карина М., Артем Б., Таня П.
Растительные орнаменты универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины в качестве пожелания удачи, семейного благополучия, многочисленного потомства. Повышают настроение, принося радость, веселье, довольство.
Лировидные орнаменты – король якутского орнамента. Самое прекрасное украшение орнаментального искусства древних якутов. Означает единоличный символ женского начало, по очертаниям напоминающий фигуру женщины в расцвете ее красоты и молодости. Это женский оберег. Украшают женскую одежду, и одежду молодых девушек.
Сердцевидный орнамент: означает вдохновения и исполнения желаний, символ любви, семейного счастья, мирной спокойной жизни. Сердцевидным узором украшают одежду и берестяную посуду.
Пятиглазый оберегающий узор: крест из ромбов – сильнейший оберег человека от злых духов, болезней, защита рода от сглаза, символ предупреждения опасности. Символ благополучия и счастья, указывающий на совершенство - гармонию пяти элементов жизни человека: воды, воздуха, дерева, огня и металла. Украшают таким узором в основном верхнюю одежду.
Крестовидный: символ отражения четырех сторон света, целостности космоса. Оберег жилища человека – чтобы обитель человека была защищена со всех четырех сторон от злых сил и неприятностей.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие узоры мы повторили?
Ответы детей (сердцевидные, лировидные - король всех узоров. Растительные, крестообразные, и т.д).
Воспитатель:
- Да, это якутские орнаменты, которые имеют свои значения. Любой народ использовал различные узоры. Якуты испокон веков украшали свои дома, посуду, свою одежду. Для каждого предмета использовались узоры различного содержания. Облагораживая одежду и быт национальными знаками и символами, мы укрепляем свою гражданскую позицию, воспитываем в себе чувство патриотизма и национальную гордость, сохраняем историю, возрождаем традиции, возрождаемся как народ – древний, могучий народ Саха!
Дети подходят к выставке. (Выставка одежды, сумочек, варежки, посуда в национальном стиле с якутскими узорами).
Рассказ воспитателя:
- Для украшения одежды использовались в основном растительные узоры, лировидные узоры, сердцевидные узоры, выполнялись посредством вышивки бисером.
- Халадаай – традиционное якутское платье, надеваемое на главный летний праздник – Ысыах. Платье можно дополнить жилетом.
- Торбоса – это зимняя обувь из натуральной кожи, утепленная подкладом. Они отделаны вышитым билэ, натуральным мехом. Различаются рисунком билэ, цветом нити, бисером.
- Для бытовых изделий, деревянной посуды употреблялись геометрические узоры (более упрощенные). Деревянные чорооны украшают красивыми якутскими орнаментами в виде ярусов. Чорооны используют для питья кумыса. Кумыс – это напиток богатырей! Такие сосуды есть только у народа Саха. Если в старину посуду делали из дерева, то сейчас такую же посуду делают из стекла и украшают очень красиво.
- Ребята, а теперь посмотрите на все эти вещи внимательно и назовите мне элементы узоров, которые используют якутские умельцы в украшении своих изделий.
Ответы детей (точки, волнистые линии, прямые линии, зубчики, завитки, квадраты, ромбики) .
Воспитатель:
- А еще якутскими узорами украшали якутские музыкальные инструменты, для них в основном использовались растительные узоры.
- Ребята, какие национальные музыкальные инструменты вы знаете?
Ответы детей (хомус, копытца, колокольчики, бубен и т.д).
Воспитатель:
- Правильно Хомус! А сейчас музыкальный подарок для наших гостей под звуки настоящего хомуса, якутский танец «Якутские узоры». А поможет нам, наш педагог по кружковой работе «Хомусчаан» Тастыгина Елена Александровна.
Физминутка Танец «Якутские Узоры»
Заключительная часть
Сюрпризный моментНа доске появляется нарисованная на ватмане девочка – якутяночка. На голове зимняя шапка в якутском стиле, и унты-торбаса с якутскими узорами. В руке держит письмо-открытка. А пальто и варежки мы отгадываем загадками.
Воспитатель:
- Ребята к нам пришла девочка якутяночка и принесла нам письмо. Давайте прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дорогие мои мальчики и девочки! Меня зовут Сардаана. Помогите мне пожалуйста отгадать загадки. И эти отгадки разукрасить якутскими узорами. Только тогда я смогу выйти на улицу и погулять вместе с вами!» Давайте поможем нашей девочке Сардаане, отгадаем загадки?
Дети: Да!
«Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели,
Отгадайте, это что? Это зимнее пальто.
Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
Воспитатель:
- Молодцы, правильно, а теперь мы с вами поможем украсить пальто и варежки якутскими узорами.
- Мы с вами посмотрели выставку, рассмотрели якутские орнаменты, а теперь представим, что вы якутские народные умельцы. Давайте подготовим наши пальчики для работы, сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
- Рукавички новые, теплые, пуховые! (потереть руки)
Мне их бабушка связала, подарила и сказала: (сжимать и разжимать пальцы)
«Вот теперь у внучки не озябнут ручки». (хлопки в ладоши) .
- Сегодня мы будем украшать пальто и варежки якутскими узорами при помощи трафарета. И обрадуем нашу гостью.
Трафарет — приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различные изображения.
Дидактическая игра «Собери якутские орнаменты»
Проводится дидактическая игра на закрепление пройденного материала.
Руководство игрой:
Из двух половинок собрать якутские орнаменты (растительный, сердцевидный, лировидный, пятиглазый узор). Так дети выбирают для себя трафареты узоров, отрезанные на половину.
Самостоятельная работа
Дети садятся за столы, на столах для каждого ребёнка, приготовленные материалы для работы. (Во время работы звучит якутская песня «Якутяночка» в исполнении Маргариты Суворовой).
План работы:
1. Выбрать трафарет для узора.
2. Перевести простым карандашом узор, на цветную бумагу, сложенную пополам, для того чтобы, получился симметричный узор.
3. Вырезать узор ножницами.
4. Составить узор на пальто и варежки.
5. Мажем клеем и приклеить узоры на пальто и варежки.
6. Не забывайте о правилах технике безопасности при работе с ножницами.
Создаем орнамент на пальто и варежки.
Подведение итогов
Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось.(воспитатель приклеивает липучками пальто и варежки к силуэту якутяночки).
Очень красивое зимнее пальто с якутскими орнаментами и варежки, у нас получились!
Где и для чего используются орнаменты?
Ответы детей .
Каждый из Вас сегодня был мастером, создателем, художником.
Пусть ваши рукавички никогда не теряются и согревают ваши руки в самый лютый мороз.
Дети выходят из зала, в сопровождении якутской мелодии.
Всем спасибо!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия «Вода в жизни человека». Подготовительная группа Занятие «Всемирный день водных ресурсов» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в детском саду в подготовительной группе. Тема: Семья Конспект театрального занятия с детьми старшего дошкольного возрастаПохожие статьи:
Конспект занятия по познанию в подготовительной группе. Родственные связи
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе
Конспект занятия по познанию в подготовительной группе. Эмоциональное состояние людей
Конспект занятия в подготовительной группе. Для чего нужны дома?
Конспект занятия в подготовительной группе. Земля - наш общий дом
← Речевая игра для детей младшей группы "Что приготовить?" | Патриотическое воспитание дошкольника через знакомство с малой Родиной →
Автор: Ольга Федоровна Капитонова
Опубликовано: 1143 дня назад (6 ноября 2021)
Просмотров: 2569
Блог: Блог Капитоновой Ольги
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|