Патриотическое воспитание дошкольника через знакомство с малой Родиной
Педагогические чтения. Доклад на тему «Патриотическое воспитание дошкольника через знакомство с малой Родиной»
«Облагараживая одежду и быт национальными знаками и символами, мы укрепляем свою гражданскую позицию,
воспитываем в себе чувство патриотизма и национальную гордость,
сохраняем историю, возраждаем традиции,
возраждаемся как народ – древний, могучий народ Саха!»
А. Полятинская-Платонова
Цель: Формирование основ патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Родиной.
Задачи:
1. Расширять представления о малой Родине;
2. Воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе, любовь к родному краю, уважение и интерес к культуре народа Саха.
3. Развивать интерес детей к изучению истории родного края.
4. Формирование чувства гордости за свой народ, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа.
Введение
Каждый человек-участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколений. Социальность включает в себя культуру, воспитанность, образованность человека. У каждого из нас их уровень и сочетание различны: любой человек становиться носителем общего, особенного и единичного. [8.c.15] Так и ребёнок, которого мы воспитываем, должен быть личностью как человек своей малой Родины, своей страны.
Основой патриотизма является, чувство любви к своей малой Родине, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Исторически сложилось так, что любовь к малой Родине во все времена была чертой национального характера. Якуты испокон веков были преданы своему народу, терпимы к суровым условиям климата, что закаляло их характер, стремление выжить любой ценой, и это всё передавалось детям.
Важное значение, для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной. Знакомство детей с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, как преданность, гуманизм, доброта, которые помогут стать патриотами и гражданами своей малой Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Необходимо донести до ребёнка, что у каждого народа свои сказки, истории, традиции, творчество, что все они передаются от поколения к поколению. Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины.
Актуальность
Ныне материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, Дети зачастую не знают своих корней, названия города, посёлка, улицу на которой проживают, столицу Якутии, чем богата наша Якутия, почему у нас такой суровый климат.
Одна из задач патриотического воспитания - расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край. [7.c 239]
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Продолжать расширять представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, формировать интерес к малой Родине. [3.с.67] Полезно провести занятие «Мой родной посёлок», где закрепляются знания о родном посёлке, понятие об адресе; расширяются представления о достопримечательностях посёлка, их значимости и ценности для его жителей. [4.с.11]
Эффективными методами работы являются беседы («Что мы Родиной зовем?», «История посёлка Жатай.» (Приложение 2)), экскурсии по посёлку, при этом следует уточнять, какие памятники есть у нас в посёлке, прогулки, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Поэтому, в соответствии с требованием Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования, работа воспитателя в ДОУ должна быть направлена в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Знакомить детей с историко - культурными, национальными, природными особенностями Якутии, которые помогут стать патриотами и гражданами своей малой Родины – Якутии. [4.c 9] Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Новое поколение дошкольников уже владеют компьютором, у них формируется новый тип восприятия информации. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. [6. с.42]
Особое внимание уделяем правильной организации Развивающей Предметно-Пространственной Среды, соответствующей возрастным особенностям детей, которое обеспечивает максимльную реализацию образовательного потенциала. Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагога.
Формирование патриотических чувств у детей невозможна без участия родителей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с семьёй способствует формированию творчества у родителей, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Для наглядного восприятия детьми, информацию о символах и народностях родного края родители в группе оформили «Патриотический уголок – Моя Якутия родная!».
В детском саду проводиться кружок «Хомусчаан» под руководством Тастыгиной Елены Александровны, с помощью которой, развиваются духовно-нравственные чувства к народному фольклору. Дети познают историю своего народа, какими музыкальными инструментами пользовались наши предки народа Саха.
Приобщение к народной культуре должно носить обязательный живой , неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми необходимо проводить в форме посиделок, различных игр, творческих и театрализованных представлений. Воспитывая у детей любовь к своему народу, необходимо подвести их к пониманию, что народ это частица Родины. [2.с.56]
Заключение
Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа, по ознакомлению с малой Родиной, несет положительные результаты: у детей обогатился словарный запас, дети знают стихи, сказки народов Якутии, читают стихи на якутском языке, знают якутские музыкальные инструменты.
Всё это доставляет детям неоценимую и богатую информацию для приобретения знаний и умений в области социально - комуникативного развития. У детей сформированы первичные традиционные ценностные представления о малой Родины. Уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, своему народу (имеет некоторые представления об истории семьи, родной страны, гордиться воинскими и трудовыми наградами дедушек, бабушек, родителей, проявляет интерес к профессиям родителей). Имеет уважительное отношение к сверсникам, к людям других культур и народностей, преставление о родном крае, о некоторых достопримечательностях Любовь и интерес к малой родине (желание, чтобы родной край становился всё лучше). [7.с.239]
Для педагогического анализа, я провела анкетирование детей по ознакомлению с малой Родиной. (Приложение 1)
Использованная литература
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ. 2005. -256 с.
3. Ветохина А.Я., Дмиренко З.С, Нравственно – патриотическое воспитаниедетей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2021. - 56 с.
5. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?». Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред.– М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
6. Моторин В.В. Об использовании компьютора в педагогическом процессе // Дошкольное восп. – 2001.-№12.- с.265.
7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеевой.- 6-еизд., доп. И испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022-368 с.
8. Педагогика: учебное пособие /под.ред. П.И. Пидкасистого. –М.: Высшее образование, 2008. -430 с.
Приложение 1
Анкетирование детей по ознакомлению с малой Родиной. СкачатьПриложение 2
История посёлка «Жатай»Поселок городского типа Жатай расположен в 22-ти километрах севернее Якутска. Он ведет свое летоисчисление с 1930 года как «Мархинский завод». Начальная школа основана в 1932 году, а начало строительства нефтебазы ведется с 1934 года. Начало строительства Хатыстахского затона ведётся с 1943 года.
Название рабочего посёлка Жатай получило в 1944 году, и тогда же начинается строительство микрорайона Захаровка. Дали название микрорайону от бригадира строителей Евтория Захарова – зачинателя строительства Жатайского затона.
В 1948 году Жатай придан статус рабочего посёлка. В 1999 году Жатай перешёл на местное самоуправление и остался единственным муниципальным образованием на бескрайных просторах Якутии до 2002 года. В 2004 году получило статус городского округа.
Основная деятельность – судоремонт и строительство судов (ОАО ЛОРП) и нефтебаза. На территории Жатай действуют две средние школы, ДЮСШ, музыкальная школа, детский оздоровительный лагерь, Дом культуры и другие. С 29 октября 1955 года на базе Жатайского судоремонтного завода образовано ремесленное училище, преобразованный в «Профессиональный лицей № 5» для подготовки кадров речного флота, сферы общественного питания и здравоохранения.
Большой вклад в развитие Жатая внесли участники Великой Отечественной войны и капитаны судов Воропаев В.Я., Виноходов А.Н., Главлинский И.Г., Горбачев Н.П. и другие ветераны.
На берегу реки Лена в Жатайском затоне расположена «Аллея капитанов», отдавших служению реке Лене несколько десятков лет, которые внесли значительный вклад нелегкому речному делу. Жатаю есть кем гордиться, до сих пор помнят Е.Л. Чистякова, Ю.В. Кайдышева. В 1971 году звания Героя Социалистического Труда удостоен капитан танкера «50 лет ЯАССР» Михаил Федорович Спиридонов, капитан теплохода «60 лет ЯАССР» Николай Николаевич Слабожанин получил звание в 1986 году.
В Жатае установлен памятник событиям Гражданской войны в Сырдахе. Пройдя территорию Жатайской нефтебазы и выйдя к берегу реки Лена, можно выйти к местам рыбалки и отдыха на выходной день.
Приложение 3
Дидактические игры по ознакомлению с малой Родиной1. «Украшаем чорон»
Цель: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством. Учить детей наносить клей на детали и наклеивать ее на силуэт чорона.
Украшать чорон якутскими узорами, геометрической формы.
2. Настольня игра «Пять прорубей».
Цель: Поставить все шарики на лунки ( проруби).
Игрок держит доску двумя руками, шарики находятся на ближнем, от игрока, краю стенки доски. По команде игрок начинает двигать шарики, наклоняя доску. Запрещается касаться шарики руками.
3. Якутская национальная настольная игра «Тиин».
Цель: Развитие координации, терпения и внимания.
С помощью палочки построить башню. Пропустить палочку через все отверстия, стараясь не уронить башню. Разобрать башню, собирая все кирпичики в палочку.
4. Дидактические игры: «Назови природные богатства, которые добываются в Якутии».
Цель: Познакомить детей с природными ресурсами родного края. Обогащать знания о природных богатствах родного края.
5. Рассматривание картин с изображением национальной одежды «Одежда и аксессуары народов Саха».
Цель: Познакомить детей с нарядами якутской национальной одежды. Обратить внимание детей на то, какими узорами украшена одежда. Узоры Якутии (лировидные узоры, растительные узоры, сердцевидные узоры, крестовидный и пятиглазый оберегающий узор).
Рассказ воспитателя.
- У каждого народа есть свои традиции, своя культура, свои нравы, свой флаг и герб, и есть своя национальная одежда, посуда, которые украшают якутскими узорами или называют их якутские орнаменты!
Орнамент является своеобразным показателем той или иной культуры и эпохи. Прослеживая изменения в самой орнаментации, технике нанесения и интерпретации, можно говорить об изменениях, происходящих в обществе.
- Ребята, давайте посмотрим на картины и вспомним какие есть орнаменты и что они означают. У каждого узора есть свое значение.
(Дети вместе с педагогом рассматривают картины с изображением якутских орнаментов).
Растительные орнаменты универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины в качестве пожелания удачи, семейного благополучия, многочисленного потомства. Повышают настроение, принося радость, веселье, довольство.
Лировидные орнаменты – король якутского орнамента. Самое прекрасное украшение орнаментального искусства древних якутов. Означает единоличный символ женского начало, по очертаниям напоминающий фигуру женщины в расцвете ее красоты и молодости. Это женский оберег. Украшают женскую одежду, и одежду молодых девушек.
Сердцевидный орнамент: означает вдохновения и исполнения желаний, символ любви, семейного счастья, мирной спокойной жизни. Сердцевидным узором украшают одежду и берестяную посуду.
Пятиглазый оберегающий узор: крест из ромбов – сильнейший оберег человека от злых духов, болезней, защита рода от сглаза, символ предупреждения опасности. Символ благополучия и счастья, указывающий на совершенство - гармонию пяти элементов жизни человека: воды, воздуха, дерева, огня и металла. Украшают таким узором в основном верхнюю одежду.
Крестовидный: символ отражения четырех сторон света, целостности космоса. Оберег жилища человека – чтобы обитель человека была защищена со всех четырех сторон от злых сил и неприятностей.
Для каждого предмета использовались узоры различного содержания. Облагараживая одежду и быт национальными знаками и символами, мы укрепляем свою гражданскую позицию, воспитываем в себе чувство патриотизма и национальную гордость, сохраняем историю, возраждаем традиции, возраждаемся как народ – древний, могучий народ Саха!
6. Рассматривание карточек с изображением якутской национальной посуды.
Цель: Познакомить детей с национальной якуской посудой. Воспитывать интерес у детей к национальному быту народа Саха, познакомить с новыми словами: чороон, кытыйа.
Рассказ воспитателя:
Якутские орнаменты, имеют свои значения. Любой народ использовал различные узоры. Якуты испокон веков украшали свои дома, посуду, свою одежду. Для бытовых изделий, деревянной посуды употреблялись геометрические узоры (более упрощенные). Деревянные чорооны украшают красивыми якутскими орнаментами в виде ярусов. Чорооны используют для питья кумыса. Кумыс – это напиток богатырей! Такие сосуды есть только у народа Саха. Если в старину посуду делали из дерева, то сейчас такую же посуду делают из стекла и украшают очень красиво.
- Ребята, а теперь посмотрите на все эти вещи внимательно и назовите мне элементы узоров, которые используют якутские умельцы в украшении своих изделий. Дети отвечают.
7. Дидактическая игра «Назовите птиц которые обитают в Якутии (зимующих).
Цель: Развивать внимание, речевую активность, узнавать зимущих птиц по опереньям. Воспитывать уважительное отношение к пернатым. Вызвать желание покормить птиц зимой.
8. Назовите животных обитающие в Якутии.
Цель: Закрепить названия диких животных родного края (Якутии). Развивать познавательный интерес. Познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных к зиме.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей в детском саду. Воспитание любви к Родине Пособие по патриотическому воспитанию для детского сада. Моя Россия Конспект занятия в подготовительной группе детского сада. Подготовительная группа Патриотическое воспитание дошкольников. Презентация. Из опыта работы воспитателяПохожие статьи:
Автор: Ольга Федоровна Капитонова
Опубликовано: 321 день назад (6 февраля 2024)
Просмотров: 710
Блог: Блог Капитоновой Ольги
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|