КВН по русскому языку, 6 класс
Игра «Турнир грамотеев» в «Клубе веселых и начитанных» для 6 класса.
Цели: способствовать поддержанию интереса учащихся к русскому языку; формировать навыки речевого общения.Оборудование: плакаты с высказываниями писателей о русском языке; карточки с заданиями к конкурсам.
Ход игры
I. Организационный момент.Ведущий. Сегодня у нас необычная встреча - встреча в КВН («Клубе веселых и начитанных»), на которой мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. Русский язык - это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира.
К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал поэт В. Шефнер.
Приглашаю вас на час удивления и открытия, приглашаю вас на встречу с русским языком.
О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели.
• «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок».
Н. В. Гоголь
• «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».
М. Горький
• «С русским языком можно творить чудеса».
К. Г. Паустовский
II. Основная часть игры.
Ведущий. Сегодня свое слово о языке предстоит сказать вам.Команды исполняют «Песню о КВН» (на мелодию песни «Улыбка» В. Шаинского).
Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачный бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это мы будем верить!
Приветствие команд
1-я команда.
Мы - веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть!
2-я команда.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
1-я команда.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2-я команда.
И, соревнуясь, все же с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
Команды приветствуют жюри. Демонстрируют свои эмблемы.
Все вместе.
Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет.
Разминка: «Угадай название команды»
1-я команда. Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит после корня и при помощи которой образуются новые слова. (Суффикс.)Ведущий. Какое название у команды ваших соперников?
2-я команда. Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит перед корнем и при помощи которой образуются новые слова. (Приставка.)
Команда «Приставка» (соперникам).
Вы стоите после корня,
Мы - немного впереди.
Но от всей души желаем
Дружно вместе нам идти!
Команда «Суффикс» (соперникам).
Команде «Приставка» желаем успеха,
Желаем победы, веселья и смеха!
Конкурс «Найди вторую половину»
Учитель произносит первую часть пословицы. Дети находят ее продолжение среди записанных на доске. Участвуют по одному человеку от каждой команды.Человеческое слово ... _____________ по полету.
Видно птицу ... _____________________ острее стрелы.
Речи что мед, ... ____________________ книга растит человека.
Испокон века ... _____________________ а дела - что полынь.
Ведущий.
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Поставь под ударение.
Задание.
Найдите слова, которые подходят под это правило. (Медок, ледок, глаза.)
Конкурс «Отгадай слово»
Задания.1-й команде:
Корень - в слове снежинка.
Приставка - в слове подъехал.
Суффикс - в слове лесник.
Окончание - в слове стол. (Подснежник.)
2-й команде:
Корень - в слове молодой.
Суффикс - в слове косцы.
Окончание - в слове травы. (Молодцы.)
Конкурс «Творческое задание»
Задание командам: восстановить предложенный текст.ОТЕЛ
Нстуола отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лятсяко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.
ЛОТЕМ
На дврое ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьи ан дерьяхев морког ляшестет. Врбьоои прггыаю оп чолсейнно лопянек. Хрошоо кажрим лотем!
Конкурс капитанов «В стране непроверяемых написаний»
На доске записаны слова из словаря, в которых пропущены безударные гласные. Капитаны вставляют пропущенные буквы. Жюри оценивает конкурс.
Для команды «Приставка»:
дежурный;
к..р..ндаш;
р..бяга;
т..лрадь.
уч..ник;
Для команды «Суффикс»:
м..дведь;
с..л..вей;
в..р..бей;
п..тух.
в..рона;
Конкурс «Доскажи фразеологизм»
За правильный ответ команда получает 1 балл.Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
... («Водой не разольешь».)
Мы исходили городок
Буквально ... (вдоль и поперек).
И так устали мы в дороге,
Что еле ... (волочили ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют ... (кто в лес, кто по дрова).
Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь ... (медвежью услугу).
Конкурс «Фонетические загадки»
Ведущий. Отгадайте загадки и сделайте фонетический разбор слов-отгадок.Задания.
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите - не троньте!
Вот так чудо, вот так диво:
Зонтик жжется, как крапива. (Медуза.)
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь, в пруду, -
На охоту я иду! (Щука.)
Ходит мать с надменной мордой,
Рядом дочь - походкой гордой.
С длинной шерстью дочь и мама
Ведь их род зовется ... (лама).
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
Конкурс «Этимологические задания»
Ведущий. Этимология - раздел языкознания, изучающий происхождение слов.Задания.
1. По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк - буквально «таскающий».)
2. Являются ли родственниками лебедь и лебеда? (Да, этимологическими. Оба названия, птицы и растения, произошли от латинского слова albus - белый: у лебедя белое оперение, у лебеды - белые цветы.)
3. Объясните происхождение слова «слон». (Заимствовано из тюркского языка: aslan - «лев». В процессе употребления начальная гласная была утрачена, а слово изменило свое значение.)
4. Что означает слово «медведь»? («Ведающий» медом, то есть медоед.)
5. Каково происхождение слова «выдра»? (Общеславянское слово индоевропейского характера, буквально «водяная».)
6. Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег и начинаются заморозки.)
7. Попробуйте объяснить происхождение слова «шарада». (Слово «шарада» французского происхождения: так в средневековье называли повозки на двух колесах. Позже в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечениям после сытного ужина, это слово стало означать «целый воз болтовни».)
Конкурс «Шарады»
Ведущий. Теперь отгадываем шарады (по 2 шарады каждой команде).
Задания.
1) В первом - отдыхают,
Пиво попивают.
Ветка толстая - второе,
Может быть - совсем сухое.
Вместе все - он зверь лесной,
Просыпается весной.
Он в норе своей живет,
Ест он все, что лишь найдет,
Ловко землю он копает,
А уставши, засыпает,
Спать без отдыха весь день
Зверю этому не лень. (Бар - сук, барсук.)
2) Называем так домишко,
Хлам где всякий и дровишки,
Буквам место изменить -
Будет рыбка в море плыть. (Сайра-сарай.)
3) Первое - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится,
Длинная часть у гитары - второе,
Крепко сжимается левой рукою.
На документах секретных есть третье.
Что же за слово? Подумайте, дети. (Гриф.)
4) Бабочка из первой вылетает,
Во вторую девочка играет. (Куколка.)
Конкурс «Омограф»
Ведущая. Омографы - слова и формы слов, совпал в написании, но произносимые различно.Например: зАмок и замОк.
Задания.
1. С ударением на первом слоге - часть живого организма, с ударением на втором слоге - музыкальный инструмент. (Орган - оргаН.)
2. С ударением на первом слоге - мельчайшее отверстие на поверхности кожи, с ударением на втором слоге — продолжительный период времени. (ПОра - порА.)
3. С ударением на первом слоге - небольшие лесные зверьки с пушистыми хвостами, с ударением на втором слоге - белая часть вареных яиц. (БеЛки - белкИ.)
4. С ударением на первом слоге - птица, с ударением на втором слоге - мужчина, достигший старости. (СтАрик - старИк.)
Конкурс «Метаграммы»
Задания.1. Замените о на а и ударение, и пышная отделка у воротника из кружев превратится в крупную бородавчатую родственницу лягушки. (Жабо - жаба.)
2. Измените последнюю букву в названии натурального фруктового напитка на другую, и вы узнаете название крупной пресноводной бесчешуйчатой рыбы с усами. (Сок - сом.)
Конкурс «Анаграммы»
Ведущий. Анаграммы - это слово или словосочетание, образованное на основе другого слова, или словосочетание с перестановкой букв, составляющих его.
Например: рад - дар.
Задания.
1. В названии площадки для игры в теннис переставьте буквы, и вы получите название подземного насекомоядного млекопитающего. (Корт - крот.)
2. Переставьте буквы в названии кисти руки со сжатыми пальцами, и вы узнаете название крупной хищной морской рыбы. (Кулак - акула.)
3. Тонкий шнур перестановкой букв превратите в крупную хищную птицу семейства ястребиных. (Шнурок - коршун.)
4. В названии снежных глыб или обломков скал, обрушившихся с гор, переставьте буквы, и вы узнаете название небольшой промысловой рыбы семейства карповых. (Обвал - вобла.)
III. Подведение итогов. Награждение победителей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 6 класса. Словосочетание. Предложение Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе. Соединительные о и е в сложных словах Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 6 класса Разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме: Как написать сочинение - описаниеПохожие статьи:
Конкурс вежливости для школьников 5-6 классов
Урок-игра по русскому языку в 6 классе
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1199 дней назад (22 июля 2021)
Просмотров: 3225
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Игры для школьников
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!