Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Познавательная игра по русскому языку 8 класс. Конспект

Внеклассное занятие «Грамоте учиться - всегда пригодится» (Познавательная игра) для 8-9 классов

Цель: прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление класса: перед познавательной игрой кабинет готовится следующим образом:

• расставляются столы и стулья для двух команд и жюри;

• на доске размещаются заранее приготовленные на ватмане названия игры и команд;

• на доске пишутся слова для конкурса знатоков ударения;

• на столах, за которыми сидят участники игры, ставятся таблички с названием команд.

Поговорки написаны на карточках:

Непродуманное слово - что недозрелое яблоко;

Лучше столкнуться ногою, нежели словом;

Слово толковое стоит целкового;

Слово - знак ума.

Форма проведения: познавательная игра для учащихся 8-9 классов по русскому языку.

Подготовка к занятию:

• Написать на листах ватмана название познавательной игры;

• Подготовить таблички с названиями команд;

• Подготовить для последнего (V) конкурса анаграммы - листы с заданием для каждой команды;

• Подготовить подарки для награждения команд;

• Пригласить на занятие в жюри учителей русского языка.

Ход игры

I. Организационная часть.

Сообщение о теме и целях урока.

1-й ведущий. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки - это язык.

Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт - целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. Мы имеем возможность обращаться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся.)

- А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего замечательного словаря, слово - «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка. Для начала разделимся на две команды, дадим нашим командам названия.

2-й ведущий. А пусть это будут слова, которые прозвучат в одном смешном анекдоте про русский язык.

Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит детям (говорит с подражанием грузинскому акценту): «Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель» и «нашель» пишутся без мягкого знака на конце. А слова «сол» и «фасол» - с мягким знаком. Обязательно запишите, дети, потому что запомнить это невозможно».

Пусть наши команды будут носить названия «Соль» и «Фасоль».

1-й ведущий. Согласен. Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные веселые задания. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли... (представляет членов жюри).

2-й ведущий. Предлагаю наши соревнования начать с шутливой, но хитрой разминки.

II. Конкурсная программа.

Разминка.

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Вчера, сегодня, завтра, послезавтра, послепослезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? (Мягкий знак в конце слов.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «в».)

6. Используйте слово язык в разных смысловых значениях. (Длинный язык, корявый язык, иностранный язык, заливной язык, а т. д.)

Ведущий. Итак, поразмялись, начнем конкурсную программу.

Конкурс знаков ударения.

К доске, на которой заранее записаны слова в два столбика, приглашаются участники, которым нужно правильно расставить в словах ударения.

Алфавит;

Квартал;

портфель;

документ;

магазин;

эксперт;

каталог;

каламбур;

бармен;

свекла;

арахис;

феномен;

баржа.

творог.

2-й ведущий. А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки в своей речи.

Конкурс знатоков поговорок и пословиц.

1-й этап

1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)

2. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

3. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами писано.)

4. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

5. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец - пригодится напиться.)

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому Бог подает.)

2-й этап

- К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующую по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: Торопливым людям не хватит мудрости. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

2. Киргизская: Потихоньку далеко пойдешь, а пляской-устанешь. (Тише едешь - дальше будешь.)

3. Таджикская: Еще не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда. (Без труда не вынешь рыбку из пруда.)

4. Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

5. Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи - век учись.)

6. Малайская: Кончил шить - оборвал нить. (Кончил дело - гуляй смело.)

7. Киргизская: Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. (Каков человек, таковы и его дела.)

8. Удмуртская: Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

1-й ведущий. Попрошу наше уважаемое жюри объявить результаты команд за два конкурса (жюри называет результаты).

Конкурс «В погоне за существительным».

1-й ведущий. Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные.

Например: положительное - храбрость, отрицательное - трусость.

Задание понятно? Тогда приготовились. Начали. (По истечении одной минуты идет подсчет ответов.)

2-й ведущий. Среди слов, как и среди людей много однофамильцев. И называются они омонимы. Слова звучат одинаково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для за гадок-шуток.

Конкурс загадок-шуток.

1. В какую бочку не нальешь воды? (В бочку - фигуру пилотажа.)

2. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной клетке.)

3. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного крана.)

4. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман.)

5. Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном для лампочки.)

6. В каких лесах не водится дичь? (В строительных лесах.)

7. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим.)

8. Из какого сосуда не напьешься? (Из сосудов в теле человека.)

Конкурс «Анаграммы».

1-й ведущий. Последнее задание -анаграмма. Вот вам листочки с заданием, а я объясню, что такое анаграмма. Для того, чтобы решить анаграмму, надо отгадать два слова. Причем из первого слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Мы даем по одной минутке командам на раздумье и решение анаграмм.

1. С одним порядком букв

Его увидеть можно в поле.

Большое спелое зерно

К земле его там клонит.

 

С другим порядком - в высоте

Летит он хищной птицей,

И с ним в проворстве, быстроте

Едва ли кто сравнится. (Колос - сокол.)

 

2. Со мною каша лучше станет,

Оближет пальчики едок.

Но буквы поменяй местами

Я превращусь в древесный сок. (Масло - смола.)

III. Подведение итогов.

2-й ведущий. Наш конкурс подошел к концу. Прошу жюри огласить результаты последних трех конкурсов и общий итог встречи. (Жюри подводит итоги и награждает победителей.)

1-й ведущий. Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов.

Но, возможно, эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена, и была придумана людьми. И поэтому, уж если «полез» за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.

Помните: слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.

Похожие статьи:

Сценарий «Турнира смекалистых» для школьников

Конференция по русскому языку, 9 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!