Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конференция по русскому языку, 9 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 9 классе. Научно-практическая конференция «Язык - душа народа»

Цели: дать учащимся представление о значимости русского языка в мире; помочь увидеть красоту русского языка; воспитывать бережное отношение к нему.

Оборудование: плакаты со словами великих людей о русском языке; литературный материал по теме конференции.

План конференции:

I. Вступление. Цели и задачи конференции.

II. Знакомство с содержанием федеральной целевой программы «Русский язык».

III. Сила эмоционального воздействия языка на сознание человека.

IV. Анализ творческих работ по теме «Язык - душа народа».

V. Что такое современный русский язык? (Лингвистическая страница.)

VI. Пропагандирование литературных произведений.

VII. Подведение итогов.

I. Вступление.

«Русь. Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами...

Русь - светлое место! Русь - страна света.

Милая, светоносная моя Русь. Родина, родительница моя!» - так искренне и задушевно написал Романовский в своей миниатюре «Русь».

«Русь», «русские», «Россия», «россияне»... - это не просто однокоренные слова, это смысл внутреннего, духовно-нравственного содержания каждого человека, населяющего Россию, носителя знаний, цивилизации, культуры русского народа, отражающего неповторимость его менталитета.

Русский язык - уникальный феномен национальной культуры.

К сожалению, в настоящее время русский язык теряет свою самоценность, красоту и величие. Не только дети, но и взрослые утрачивают способности в использовании русского современного языка. Страницы газет пестрят речевыми ошибками, дикторы телевидения не всегда корректны в отношении к нормам речи. А ведь в школе на уроке учитель говорил: «Язык радио, телевидения, прессы - это строго нормированный образец устной и письменной речи». Сейчас эту фразу не произнесёшь в классе.

Сегодня в России наблюдается снижение уровня владения русским литературным языком как государственным, особенно среди молодёжи, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение норм русского языка в речи политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения, учащихся школ, студентов вузов.

II. Знакомство с содержанием федеральной целевой программы «Русский язык».

III. Сила эмоционального воздействия языка на сознание человека.

«Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве», - эта фраза сказана известным русским философом Н. Бердяевым.

Так пусть в этом царстве слово минуют равнодушие и болезни, рабство моды и штампы. Пусть оно всегда будет чистым и новым!

Чтение стихотворения учащимся.

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

- Есть привычное выражение - «владеть языком».

Действительно, мы в детстве овладеваем родным языком, затем иностранным.

Но чем глубже исследуют учёные взаимосвязь языка и мышления, тем больше подтверждают, что язык владеет человеком!

Воздействие языка на человека - ещё одна загадка, которую предстоит решить учёным.

В мире есть много того, что сильнее человека - стихия природы.

Но у людей есть невесомое, неощутимое оружие - язык. В нём заключена огромная сила. Человеческое мышление формируется с помощью языка и потому оказывается с ним прочно связано.

Язык представляет всем равные возможности пользоваться его силой, мощью его взаимодействия.

Чтение стихотворения учащимся.

Поэты не рождаются случайно

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

 

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте.

 

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают вечные миры,

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

 

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш:

Актёры, музыканты и поэты –

Целители уставших наших душ.

 

В лесах их песни птицы допевают,

В полях для них цветы венки совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают,

И в песнях, и в стихах они живут.

И. Тальков

- Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно из них.

Художественная миниатюра «Русь»

(в исполнении учащегося)

Русь. Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой русской реки.

Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что слова эти родственны слову «русло» (ложе реки, по которому она течёт).

«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.

Иными словами, Русь - это страна, где много рек, озёр, а русский - это человек, живущий у воды.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо-смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

- Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвёл.

- На русь? - ахнул я.

- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь - светлое место! Русь - страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!

С. Романовский

Чтение стихотворения учащимся.

Есенинское небо над Россией

Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатёр,

А в поле василёк хрустально-синий

Ведёт с ромашкой звонкий разговор.

 

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Берёзы - сестры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.

 

В них жажда жить до трепета, до дрожи.

Им повезло - он здесь бродил в тиши,

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

 

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села,

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала.

 

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия,

Земля добра и голубая даль.

 

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша,

Сергей Есенин - то не просто имя,

России стихотворная душа.

Т. Зубкова

Чтение стихотворения С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!» учащимся.

IV. Анализ творческих работ по теме «Язык - душа народа».

(Анализ представленных учащимися работ проводит учитель русского языка и литературы.)

V. Что такое современный русский язык? (Лингвистическая страница.)

- Что такое современный русский язык?

Предметом школьного курса русского языка является современный русский литературный язык.

Свободное владение им в его устной и письменной формах - обязательный и существенный признак общей культуры, образованности, воспитанности каждого человека.

Что же такое современный русский литературный язык?

Русский язык - это целостная словесная система средств общения, единая для всех русских людей. Это тот русский язык, который принято называть литературным.

Литературный язык - обработанная форма общенародного языка, имеющая письменно зафиксированные и закреплённые традицией нормы и правила употребления фактов и явлений, которые образуют этот язык как функционирующую и развивающуюся систему.

Современный русский литературный язык - язык выпавшего на нашу долю времени, начала XXI века.

Появление в окружающей нас действительности новых реалий, бурные события XX века, технический прогресс и стремительное развитие науки привели к резкому обновлению русского литературного языка.

Сегодня следует вспомнить слова А. И. Куприна, который утверждал: «Язык-это путь цивилизации и культуры».

Язык - органическая часть национальной культуры русского народа, великое духовное наследие, завещанное нам, современникам, нашими предками.

Язык - феномен национальной культуры.

1. Речевой этикет («Не говорите слов, которых не знаете»).

Учащимся предлагается высказать мнения в защиту (или наоборот - противоположное мнение) но поводу предложенных цитат:

«Язык есть образ всего внутреннего человека: его ума, того, что называют сердцем, он выразитель воспитания, всех сил умственных и нравственных...»

Из письма И. А. Гончарова

Я как ведро, куда навалом

Язык навален,

Где в тесноте, но без обиды

Слова набиты.

Как граждане перед законом,

Жаргон с жаргоном

Во мне равны, а все акценты

Хотят оценки.

М. Слуцкий

2. Меткая фраза И. А. Крылова.

Учащиеся приводят примеры метких выражений из произведений И. А. Крылова.

3. Язык штампов.

Привести примеры канцеляризмов, речевых штампов.

4. А вот как обращались с великими художниками слова в недавнем прошлом.

«Многоуважаемый товарищ Павленко! Вам пишет человек в отчаянном положении.

Нынче 27-е августа, ас 1-го мы с сыном, со всеми нашими вещами и целой библиотекой - на улице, потому что в комнату, которую нам сдали временно, въезжают обратно её владельцы.

Итак, я буквально на улице, со всеми вещами и книгами. Здесь, где я живу, меня больше не прописывают (университет), и я уже 2 недели живу без прописки. 1-го сентября мой сын пойдёт в 167-ю школу - откуда? Частная помощь моих друзей и все их усилия не привели ни к чему. Положение безвыходное. Исхода не вижу. Взываю к помощи. Марина Цветаева. 27 августа 1940 г». (Из письма известной поэтессы М. Цветаевой.)

- Завершить нашу страничку хочется словами Н. В. Гоголя:

«Нет слова, которое было бы так замашисто и бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

VI. Пропагандирование литературных произведений.

Представление инсценированного отрывка из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» (На данном этапе конференции может быть представлен и любой другой фрагмент литературного произведения, соответствующий тематики конференции.)

VI. Подведение итогов.

- Цели конференции достигнуты, но это лишь одна из начальных ступеней в борьбе учителей русского языка и литературы, всех учителей, а также учащихся, общественности за чистоту русского языка. Чтобы изменить мир человека, совершенствовать его языковую культуру, нужно начать с себя.

Похожие статьи:

Сценарий интеллектуальной игры по русскому языку для 5 класса

Внеклассное мероприятие по русскому языку 4 класс

КВН по русскому языку 5 класс с ответами

Познавательная игра по русскому языку 8 класс. Конспект

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!