Классный час «Глобальные экологические проблемы», 11 класс
Круглый стол для старшеклассников «Глобальные проблемы человечества»
Цели:1. Дать представление о сущности, видах глобальных проблем человечества.
2. Научить правильной оценке социальных явлений, процессов в современном мире, отражающих глобальные проблемы.
3. Способствовать овладению методами анализа, синтеза, интерпретации теоретического материала.
4. Научить использовать полученные знания в современной практической деятельности.
5. Воспитывать человека с активной жизненной позицией.
Оборудование: экологическая карта СНГ, экологическая карта Приморского края (можно предложить карты и других местностей), выставка книг, журналов по теме занятия, план-схема темы, планшет по демографической проблеме, диаграммы, словарь терминов, газета с фактами по глобальным проблемам современных цивилизаций, схема экологической проблемы, раздаточный материал (кроссворд), кинофильм об экологии океана.
Предварительные задания: обсуждение заданных вопросов в форме развернутых сообщений, выступлений в прениях, постановки вопросов для дискуссии; анализ интервьюирования.
Рекомендации. Пусть дети стремятся к истине, не боятся сомневаться, удивляться, быть убежденными. Такая форма мероприятия («круглый стол») обеспечивает единство мысли и чувства. А это - основа убеждения, результат глубокой индивидуальной самостоятельной работы с материалом.
Ход круглого стола
I. Вводная часть.
Учитель. Предлагаемые вопросы «круглого стола» находятся перед вами. Ставится на обсуждение первый вопрос. Прежде чем перейти к обсуждению заданного вопроса, я хочу вам напомнить, что в условиях нарастающей взаимозависимости государств экономический и социальный прогресс все более зависит от решения глобальных проблем. В начале XXI столетия эти проблемы приобретают жизненное значение для судеб цивилизации.Глобальные проблемы затрагивают самые разные стороны жизни человека: мировую политику, экономику, условия существования людей, массовое сознание. Они настолько сложны и остры, что находятся в центре внимания ученых, обществоведов, социологов, географов, биологов, историков, медиков, физиков и др. Но у этих проблем есть ярко выраженный социально-экономический аспект, который вы не должны забывать при обсуждении проблем.
II. Дискуссия.
1. Вопрос для учащихся.СХЕМА-ПЛАН
2. Вопрос для учащихся (обобщающая характеристика по планшету).
Демографическая проблема человечества:
- понятие народонаселения;
- современная справка о демографическом процессе в мире;
- воспроизводство, два типа воспроизводства, основные признаки воспроизводства.
3. Дополнительный вопрос на умение логического анализа теоретического материала:
- От чего зависит демографическая ситуация в мире?
4. Задание 1-е (творческое) для учащихся класса (по диаграммам).
- Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала н. э. до 2020 года.
- Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население мира с XIX века по XXI век.
- Сколько лет понадобилось для того, чтобы население увеличилось до 3 млрд человек?
5. Задание 2-е (творческое).
Коллектив сотрудников Массачусетского технологического института США под руководством Дж. Форрестера исследовал 43 параметра, изменяющихся во времени, в число которых вошли такие важнейшие, как численность населения, степень загрязнения окружающей среды, качество жизни и др. Причем эта группа ученых проиграла на компьютере ожидаемый результат развития на следующее столетие. Они пришли к такому выводу: до 2030 г. население мира, хотя и медленно, но будет расти, но затем из-за быстрого роста загрязнение окружающей среды и повсеместной нехватки продовольствия в течение 20 лет сократится на 1/6 часть.
6. Заключительный обобщающий вывод по рассмотренным проблемам. (Свои варианты предлагают учащиеся.)
Ставится на обсуждение третий вопрос круглого стола:
- Какие пути выхода, на ваш взгляд, помогут разрешить эту проблему? (Демографическая политика нашего государства.)
- Докажите это. Подтвердите ваши ответы примерами.
Вопрос-вывод.
Переключение учащихся на игру (блицтест), направленную на умение рассуждать, варьировать с дополнительным материалом (игра-отдых).
III. Блицтест: что вы знаете о продолжительности жизни?
1. Во всем мире женщины живут дольше мужчин.
2. Когда врачи бастуют, смертность в соответствующем районе увеличивается.
3. Люди низкого роста живут дольше высоких.
4. Профессиональные певцы живут дольше всех остальных людей.
5. Средняя продолжительность жизни в индустриальных странах увеличилась за последние десятилетия.
После рассуждений зачитываются правильные ответы теста.
IV. Продолжение дискуссии.
Ставится 4-й вопрос:- Это глобально, по-вашему?
- Продовольственная проблема в мире.
- Чем грозит миру проблема голода?
- Ознакомьтесь со сведениями и фактами, подтверждающими актуализацию данной проблемы, в книге «География голода» Ж. де Кастро.
После обсуждения с учащимися вопроса учителем вводятся примеры статистики: прогноз Японии; прогноз Международного валютного фонда; прогноз решения продовольственной проблемы в мире, в России.
Обобщающий вывод по проблеме.
Учитель. Логическое продолжение решения проблемы попробуем представить на местном материале.
- В каком состоянии снабжение продовольствием у нас в регионе?
Постановка следующего вопроса семинара: как решается продовольственная проблема в вашем городе, районе? Что вам об этом известно?
Самостоятельная исследовательская работа ученика: интервьюирование по данному вопросу. На обсуждение учащимся предлагается магнитофонная запись беседы с главным экономистом одного из агропредприятий.
Вывод ученика.
Учитель делает акцент на современных явлениях экономической жизни, на потребности изучать хозяйственную практику, на активном участии самих учеников в разрешении этих проблем.
Решение кроссворда-практикума «Рыночная экономика».
Отгадав термины кроссворда, учащиеся получают практический совет по ориентации в новой хозяйственной практике.
Ставится 6-й вопрос на обсуждение
- Дайте характеристику экологического состояния в мире; в СНГ (по карте).
Кинофрагмент.
7-й вопрос.
- Какие экологические проблемы волнуют человечество?
- Докажите, что проблема экологического кризиса имеет место.
8-й вопрос.
- Приморье на сегодняшний момент представляет особую и вероятную экологическую проблему. Попробуем в этом разобраться, обратившись к экологической карте Приморья и анализируя факты.
- Дайте экологическую характеристику Приморья.
Самостоятельная исследовательская работа ученика: интервьюирование по данному вопросу. На обсуждение учащимся предлагается аудиозапись беседы с руководителем какого-либо предприятия.
Вывод ученика.
Учащиеся рассматривают и анализируют сведения Красной книги Приморья.
V. Заключительный вывод дискуссии.
Учащиеся составляют и предлагают свои заповеди человечества, затем зачитывают «10 заповедей человечества» клуба Голиафа, сопоставляют, комментируют.Занятие заканчивается музыкальной композицией (песня «Наедине со всеми», муз. В. Шаинского, сл. А. Поперечного, или другие песни по теме) в исполнении группы учащихся.
Мир ждёт тепла и света...
И счастлив я, друзья,
Наедине со всеми
Сказать: живи, Земля!
Наедине со всеми
Сказать: живи, Земля!
Учитель.
И просятся из сердца моего слова:
Земля, живая, чистая, ты нам нужна!
И слышен глас природы мне в ответ:
Земли прекрасней нет!
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий спектакля для детей 13-16 лет Внеклассное мероприятие для 8-11 классов. Путешествие в Страну Знаний Шоу «Поле чудес», для студентов колледжа. Сценарий Час общения в 11 классеПохожие статьи:
Экологический суд над человеком. Внеклассное мероприятие для старшеклассников
КВН по истории, 5 класс. Древний мир
Классный час «Сергий Радонежский» для учащихся средней школы
Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Внеклассное мероприятие для студентов колледжа
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1529 дней назад (27 августа 2020)
Просмотров: 6668
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Внеклассные мероприятия в школе
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (1)
|
||
|