Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час «Сергий Радонежский» для учащихся средней школы

Конспект тематической беседы для подростков «Игумен земли русской»

Цели:

1. На примере духовного подвига Сергия Радонежского показать, как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага.

2. Развивать умение анализировать ситуации, давать оценку поступкам.

3. Способствовать пониманию учащимися нравственных ценностей христианства и принятию этих ценностей.

4. Стремиться пробудить у учащихся интерес к жизни православных святых земли Русской, к книгам духовного содержания.

Ход беседы

I. Постановка проблемы.

Классный руководитель. Какой вывод можно сделать из факта, что о Сергии Радонежском писали Ключевский В. И. - историк, академик Д. Лихачев, знаменитый художник Н. Рерих, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и др.?

(Ребята излагают предположения, отвечая на вопрос.)

Сергия называли «Благодатный воспитатель русского народного духа», «Игумен земли русской», «Великий водитель».

«С тех пор, как существует православная Россия, в ней не было еще такого светлого и чудного торжества, какое свершилось 25 сентября 1892 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а с нею и в первопрестольной столице и во всей России...» - писали более ста лет назад.

В сентябре 1892 года, за несколько дней до 500-летия блаженной кончины Преподобного Сергия в лавру пришли крестные ходы из Москвы, Суздаля, Коврова и многих городов России. Только в Московском крестном ходе приняли участие около 100 тысяч человек. Все они, несмотря на холодный дождь, шли поклониться гробу святого...

- Почему, за какие заслуги так почитали мощи Преподобного Сергия и князья, и цари, и все слои русского общества?

- Чем заслужил он такое признание?

На эти вопросы мы попробуем сегодня ответить.

Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, происходил от благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. Семи лет отдан был обучаться грамоте, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа о помощи в учении. Однажды в поле, куда Варфоломей пошел отыскивать коней, он увидел под дубом незнакомого старца, которому и поведал скорбь своей души. Старец вынул частицу просфоры и, благословив, сказал: «Возьми, чадо, и съешь». Он проводил отрока до дома и остался ненадолго, а тот побежал в домашнюю часовенку молиться. И случилось чудо: Варфоломей открыл Псалтирь и начал внятно читать!

«Сын ваш многих поведет за собой к уразумению божественных заповедей», - сказал монах изумленным родителям и вышел из дому, а за воротами вдруг исчез... Этот случай произвел огромное впечатление на мальчика. И до этого набожный, после встречи с монахом он стал молиться еще ревностнее.

Вскоре семья переехала в город Радонеж. Состарившись, родители по тогдашнему обычаю, решили уйти в монастырь, где в 1337 году мирно скончались.

После кончины родителей Варфоломей оставил часть имущества брату Петру, остальное раздал нищим и вместе со старшим братом Степаном ушел в лес. На берегу реки Кончуры они выстроили деревянную церковь и кельи. Игумен одного из близлежащих монастырей постриг 23-летнего Варфоломея под именем Сергий. Так начался его долгий путь в монашестве...

В 1340 году брат Степан ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергий остался один в дремучем лесу среди диких зверей. Дни текли в непрестанной борьбе с природой и собственными слабостями и соблазнами. Мало-помалу укреплялся его дух, открывались тайны мироздания. Люди приходили беседовать с ним, а кое-кто оставался. Монахи-странники рубили кельи, устраивали нехитрое жилье. Так возникла Троицкая лавра.

Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах дрова из леса, «и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям (своей братии), толок зерно и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил». Так написано в Житии святого.

Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Даже служение Богу (совершение литургии) соединялось у него с простым крестьянским трудом. Был он «учителем и исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».

Сергий - один из самых популярных среди русского крестьянства святых. Он был широко известен уже при жизни, но оставался очень скромным и тихим тружеником.

Это особенно видно по эпизоду, когда преподобный работал на огороде и не был узнан приехавшим ему поклониться крестьянином. Сергий был очень обрадован тем, что тот не признал в нем прославленного игумена. Он первым подошел к крестьянину, поклонился ему, поцеловал с большой любовью и похвалил за то, что тот гнушался им и принял за нищего, «сироту».

Мир приходил к монастырю и пытливым взглядом смотрел на чин жизни монашеской.

В монастыре все было скудно, «нищенско... чего ни хватись, всего нет». Случалось, вся братия по целым дням сидела чуть ли не без куска хлеба. Но все были дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем порядок и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы.

Мир видел это и уходил ободренный и освеженный впечатлением о настоящем христианском братстве. «От вековых бедствий люди оскудели нравственно, - писал Ключевский, - и не могли не замечать в своей жизни недостатка этих первых основ христианского общежития», они чувствовали потребность в них.

Пробуждение этой потребности и было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа. 50 лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились ими с другими.

Этими каплями нравственного влияния и выращены были два события.

Первое состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом и не только встал на поработителей, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной.

Вопрос к учащимся: О каком событии идет речь?

Второе: в жизни русских монастырей со времени Сергия начался заметный перелом: заметно оживилось стремление к иночеству. Из Куликова поколения и его ближайших потомков вышли основатели 150 новых монастырей.

Таким образом, древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния общества. Стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы.

Еще одним признаком перелома стало изменение направления монастырской жизни со времен преподобного Сергия. До половины XIV века почти все монастыри на Руси возникали в городах или под их стенами; с этого времени начинается основание монастырей вдали от городов, в лесной глухой пустыне.

Преподобный Сергий со своею обителью и учениками был образцом и начинателем этого оживления монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси», как называет его летописец.

Авторитет Сергия Радонежского ярче всего проявился в истории с нижегородским княжением. Не первый раз выступал он миротворцем между князьями, но в 1365 г. князь Борис Константинович Суздальский захватил у своего брата Дмитрия Константиновича нижегородское княжение. Дмитрий признавал главенство великого князя московского, и поэтому вернуть его на нижегородское княжение было особенно важно. Когда уговоры не подействовали, Сергий по одному своему слову затворил все церкви в Нижнем Новгороде, Борис вынужден был сдаться. Народ не мог остаться без церковной службы.

Сила Сергия Радонежского, его слава особенно ярко выступают на фоне того факта, что он решительно отказывался принять сан главы Русской Православной Церкви: «От юности я не был златоносцем; а в старости тем более желаю пребывать в нищете», и отказался принять от митрополита золотой крест митрополномочий, усыпанный драгоценными камнями.

Вот почему великий князь Дмитрий Иванович Московский перед выступлением в поход на хана Мамая приехал к Сергию в обитель и просил благословения. Оно необходимо было, чтобы огромная московская рать, большую часть которой составляли крестьяне, почувствовала святость предстоящей войны. Послав в войско Дмитрия двух монахов Пересвета и Ослябю, преподобный Сергий с особой убежденностью показал, что сражение в войсках Дмитрия - святое дело. На это святое дело и благословил он главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди на безбожников, и ты победишь».

- Ребята, попробуйте ответить на вопросы, поставленные в начале рассказа.

(Учитель может повторить вопросы.)

Обобщая сказанное учениками, следует завершить разговор словами из речи Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на торжественном акте, посвященном 600-летию преставления Преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1992 года: «В памяти народа имя Преподобного Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно- историческим подвигом на поле Куликовом и с расцветом золотого века отечественной культуры. Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни и что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение...»

Для глубокого понимания и усвоения оценки Алексием II роли Преподобного Сергия в истории России важно провести беседу по вопросам:

- Что значит «нравственное возрождение» Руси?

- Как вы понимаете «действенную любовь к Родине»? В чем ее смысл?

Похожие статьи:

Классный час на тему «Самоуважение», 4 класс

Классный час, 5 класс. Взаимоотношения в коллективе

Классный час о кошках, 5 класс

Классный час «Россия - многонациональная страна», 5 класс

Классный час на тему «Взаимодействие с окружающими», 5-6 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!