Классный час на тему «Взаимодействие с окружающими», 5-6 класс
Классный час для подростков
Понятие: взаимодействие — действие одного человека по отношению к другому или совместно с другим.
Задачи: научить успешно сотрудничать в группе; сформировать представление о себе как о члене группы; обсудить необходимость поддерживать дружеские отношения.
Материалы: газеты, журналы, ножницы, клей, степлер; рабочие листы № 1, 2.
Ход классного часа
Упражнение «Путаница».
Учитель разбивает учеников на группы по 8 человек (6 — 10). Просит их встать в круг.
Задание. Каждый участник должен протянуть руки вперед, по сигналу учителя члены группы соединяют руки внутри круга. При этом нельзя держать руку человека, стоящего рядом, или обе руки одного человека. В результате должен получиться «узел» («запутанный» круг).
По сигналу группе необходимо «распутаться», чтобы создать круг, не отпуская рук. Можно стоять как лицом, так и спиной в круг.
Рекомендации. Возможны различные варианты решения: круг, круг в круге и т. д. Необходимо обсудить с обучающимися: почему получаются разные решения?
Вывод. Так и в жизни: очень часто одна и та же ситуация может иметь несколько решений. Большое значение при этом имеет умение взаимодействовать с окружающими людьми.
Учитель зачитывает притчу.
РАЙ И АД (притча)
Один правоверный пришел как-то к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел жить праведно. «Где ад и где рай?» - с этим вопросом человек обратился к пророку, но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повел темными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал. Народу там было видимо- невидимо, бедные и богатые, в лохмотьях и в одеяниях, украшенных драгоценными камнями. Посреди зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, который на Востоке называется «аш». От варева шел приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и глубоко запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке величиной с него самого. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. Остальная часть черенка ложки, содержимое которой могло бы насытить любого человека, была железной и от супа нестерпимо горячей. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это - ад!»
Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по темным переходам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого.
Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой. Пророк Элиас сказал своему спутнику: «А вот это - рай!»
Вывод.
Людям необходимо уметь сотрудничать друг с другом. Для этого следует:
• проявлять интерес к заботам и интересам друзей;
• при возникновении конфликтных ситуаций стараться решать их совместно;
• не давать советов, а помогать другу найти решение;
• не давать другим клички и обидные прозвища, так как для человека много значит его имя;
• выражать свои чувства открыто, не прибегая к оценочным суждениям;
• не оценивать все слова и поступки человека как «хорошие» или «плохие».
Упражнение «Ищу друга».
Учитель сообщает, что он является редактором городской газеты бесплатных объявлений. Каждому предоставляется право дать объявление в газету в рубрику «Ищу друга». (См. образец.)
Принимается любая форма объявления: обучающиеся могут изложить весь список требований к кандидату в друзья или рассказать о себе, нарисовать портрет друга. При этом следует учесть, что объявлений в газете будет много, и нужно сделать так, чтобы именно ваше привлекло внимание. Подписывать объявление не нужно: на каждом листе имеется свой номер объявления, который необходимо запомнить.
Все объявления размещаются на большом листе. Затем учитель предлагает каждому обучающемуся молча прочитать все объявления и оторвать одну полоску с номером объявления, которое привлекло его внимание, если он готов связаться с автором.
После этого учитель просит каждого высказаться, почему он откликнулся именно на это объявление? Что его привлекло в нем? Какие качества он ценит в друге?
В конце упражнения следует обсудить, почему на некоторые объявления было мало откликов, что мешало? Какое объявление набрало больше всего откликов? Почему?
Заготовки для объявления
На каждом объявлении заранее пишется номер (в углу листочка и на разрезных полосках внизу).
Номера на объявлениях разные (лучше трехзначные), лучше избегать комбинации из трех шестерок, чтобы не вызывать у детей негативные ассоциации.
Заготовки для объявления должны быть размером с тетрадный лист.
Количество объявлений должно превышать количество детей (в случае, если будет желание написать второе объявление или исправить неудачный вариант).
Образец
Рекомендации (комментарий учителя после обсуждения).
Скорее всего, реже будут выбираться объявления, в которых перечислены требования, предъявляемые к будущему другу, ведь нелегко соответствовать высокому запросу; не каждый обладает такими замечательными качествами, как преданность, готовность прийти на помощь, бросив все, умение хранить тайны или владение техников карате. Главная причина: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Такое потребительское отношение к другу, от которого требуется только служить, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Гораздо больший интерес вызовут объявления, в которых человек рассказывает о себе и предлагает другу то, чем он сам обладает, то есть он готов к дружеским взаимоотношениям, предполагающим желание не только брать, но и давать.
Упражнение «Помощь».
Учитель разбивает класс на малые группы.
Просит каждую группу вырезать из газет и журналов статьи и фотографии людей, которые помогли другим.
После выполнения задания группам надо сравнить и обсудить, что они нашли в прессе по этой теме.
Затем учитель раздает каждому члену малых групп рабочий лист № 7 и просит его заполнить.
В группах обсуждаются полученные ответы. Добровольцы могут зачитать свои ответы перед всем классом.
Рабочий лист №1
Заполните рабочий листок, отвечая на следующие вопросы: Как ты себя чувствуешь, когда кто-нибудь помогает тебе? (приведи пример) ___________
Кому ты недавно помог? __________
Когда ты помогаешь кому-нибудь, что ты чувствуешь? Почему? _________
Легко или трудно помогать? _____________
Назови три способа, которыми ты можешь помочь кому-нибудь в классе, на спортплощадке, дома, на улице ______________
Вывод. Для того чтобы ладить с людьми, им надо помогать.
Упражнение «Группа».
Учитель раздает ученикам рабочий лист №2.
Объясняет, что они должны написать небольшой рассказ о группе, к которой они принадлежат, отвечая на вопросы рабочего листа.
После заполнения рабочих листов зачитываются и обсуждаются всем классом рассказы добровольцев.
Рабочий лист №2
Напишите небольшой рассказ о группе, к которой вы принадлежите, отвечая на следующие вопросы:
- Есть ли у группы название?
- Как долго существует группа?
- Кто принадлежит к группе?
- Как ты стал(а) членом группы?
- Чем занимается группа?
- Почему ты принадлежишь к этой группе?
Рекомендации.
Необходимо сосредоточить внимание на желании учеников входить в какую-либо группу и на том, что они чувствуют, когда их исключают из группы.
Упражнение «Башня».
Учитель разбивает класс на группы по 5-6 человек. Группам дается задание: используя старые газеты, бумагу, клей и скотч, построить башню. Победит та группа, у которой получится самая высокая и устойчивая башня. Время для работы - 30- 40 минут.
Когда группы закончат строительство башен, работа оценивается и подводятся ее итоги по критериям высоты и устойчивости.
Беседа с классом по вопросам:
- Как выбирали проект башен?
- Как решали проблемы строительства и монтажа башни?
- Кто и как отстаивал свою точку зрения?
- Кто и как продвигал свой проект? И т. д.
Похожие статьи:
Классный час на тему «Самоуважение», 4 класс
Классный час о кошках, 5 класс
Классные часы, 5-6 класс. Разработки
Нет комментариев. Ваш будет первым!