Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Тема: Речь, общение
Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников.
Разработка классного часа для учащихся старших классов.
Классный час для школьников и студентов: Культура речи - залог успеха
Цель: формирование культуры личности.
Задачи: ознакомить с историей возникновения науки риторики; развивать риторические умения учащихся; формировать навыки публичного выступления; развивать творческие способности; провести практикум; показать влияние культуры речи и навыков публичного выступления на положительный исход решения определенных задач; заострить внимание на функциях речи; дать рекомендации по вопросам публичного выступления.
Подготовительная работа: подобрать литературу для подготовки выступления; подготовить и распечатать рекомендации; подобрать материал для выступления членов драмкружка; провести репетиции с учащимися; подготовить и распечатать карточки для практикума; творческие задания по теме (шаржи); оформить выставку; подготовить кинофрагменты, видеоматериалы по теме.
Участники: учащиеся, учителя, члены драмкружка.
Форма проведения: беседа-практикум по риторике.
Ход мероприятия
Ведущая. «Слово - это полководец, ведущий в бой. Это музыкант, прикасающийся к дремлющим струнам человеческой души; знайте, к какой струне прикоснуться, и она зазвучит дивной музыкой. В минуты вот таких бесед о сокровенном и высоком я прикасаюсь к струнам, которые называются: Гражданственность, Человечность, Честь, Достоинство. Я обращаюсь непосредственно к живой душе каждого человека...» (ВЛ. Сухомлинский).
Что такое наша речь? Это не просто ряд звуков, которые мы механически произносим. Речь - это сам человек. Это результат нашего мышления. Это и характер человека, который определяет его как личность. Это то незаменимое средство, при помощи которого люди взаимодействуют, сотрудничают и находят взаимопонимание. Каковы же функции нашей речи?
Ученики:
- Разумеется, главной функцией нашей речи является общение. Посредством речи мы делимся своими чувствами и желаниями, своими мыслями.
- Речь служит нам для того, чтобы выразить себя как личность. С ее помощью мы можем выразить и раскрыть всю полноту наших переживаний.
- При помощи речи мы информируем, воодушевляем, консультируем, призываем к действию, убеждаем и развлекаем.
Ведущая. Для вас, учащихся, это еще и воспроизведение в речевом общении полученных вами знаний. Это очень важный момент их усвоения. Ваша речь - это отражение уровня вашего интеллектуального и культурного развития.
Если человек умеет правильно пользоваться словом, то это оказывает огромное влияние на рост его авторитета. Слово сказанное, произнесенное чаще оказывает более сильное влияние, чем написанное. Для многих людей владение словом, умение хорошо говорить являются и необходимостью, и обязанностью. Кто эти люди?
Ученик. Владение словом не помешает любому из нас. Культуры и профессионализма не хватает многим. Но особенно наличие этих качеств необходимо работникам культуры и преподавателям, ученым, политикам, дипломатам, журналистам, врачам, юристам. А более всего - различного рода руководителям.
Ведущая. Речь человека должна быть ясной и доходчивой, образной, эмоциональной и убедительной. А речь руководителя тем более. Такая речь хорошо воспринимается. Она будет воздействовать на человека таким образом, что сможет побудить к активному выполнению определенных задач. Такая речь просветлит, возвысит и облагородит.
Любому человеку необходимо научиться грамотно облекать свою мысль в слово. Ведь слово - это борец за человеческую душу и последующие решения человека и его действия.
Слово к тому же должно быть разумным, так как за последствия человеческих решений несет ответственность не только тот, кто осуществил определенные действия, но и тот, кто его на это воодушевил. Другое дело, что и сами люди должны определять разумность чужих речей и их ценность. А также определять уровень самого выступающего человека. Как писал Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слово не сказал».
Учитесь говорить правильно. Это даст вам возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми, поможет добиться успеха в самых разнообразных сферах жизни.
Согласитесь, что некоторые люди обладают красноречием, даром убеждать от природы. О таких обычно говорят: он оратор от бога. Хотя следует заметить, что и таким ораторам необходим определенный багаж знаний. А если дело обстоит иначе? А ты уже твердо убежден, что искусство общения, искусство оратора тебе будет необходимо в будущей профессии? Да и вообще в жизни?
Как же научиться правильному общению? Научиться выступать, убеждать? Как приобрести грамотные речевые навыки? Для этого существует специальная наука - риторика. Риторика - это учение об ораторском искусстве (искусном владении словом в речи). Слова «риторика» и «красноречие» - синонимы. М.В. Ломоносов говорил, что красноречие - это «...искусство... красиво говорить и тем преклонять других к своему мнению».
Корни риторики надо искать в Древней Греции и Древнем Риме, где политическим речам придавалось большое значение. В. Белинский заметил, что «республиканская форма правления древних обществ сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Великими ораторами прошлого были грек Демосфен и римлянин Цицерон.
Римскую империю, завоевавшую Древнюю Грецию, больше интересовали торжественные, хвалебные речи.
Торжественное красноречие эпохи Возрождения в России связано с именами Феофана Прокоповича и Михаила Ломоносова. А возрождение риторики произошло в Новое время, в период буржуазно-демократических преобразований в Европе и США.
Первая книга по основам ораторского искусства появилась в 335 году до нашей эры. Автором ее был Аристотель, ученый, который обладал энциклопедическими знаниями. Он считал, что главное достоинство речи - ясность, «...ибо очевидно, что неясное слово не делает свое дело». Уже в те времена в Греции и Риме были открыты высшие гуманитарные риторские школы.
Великие ораторы древности оставили нам в наследие свои изречения.
Практикум 1
Ведущая предлагает прокомментировать актуальность изречений Аристотеля:
• Целью войны является мир.
• Из двух зол выбирают меньшее.
• Ясность - главное достоинство речи.
• Привычка - вторая натура.
• Музыка облагораживает нравы.
Изречения Цицерона:
• Влюбленный в себя соперника не имеет.
• Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.
• Жить - значит мыслить.
• Бумага все стерпит.
• Невоздержанная молодость передает старости изношенное тело.
• Познай самого себя.
Ведущая. Когда речь заходит о том, что кому-то надо выступить перед аудиторией, встав на трибуну, чего только не услышишь в ответ: «Не могу. Стесняюсь. Боюсь. У меня не получится. Я не умею этого делать. Да какой из меня оратор. Пусть выступает... у него это получается». И еще многое другое. Как же ведут себя те, кто, вопреки неумению или боязни высказаться, все-таки попадает на трибуну?
Ученики:
- Я, например, лишний раз убеждаюсь в правоте пословицы: «Язык мой - враг мой».
- По крайней мере, в обычной повседневной речи я столько не заикаюсь.
- Все эти заминки, неизвестно откуда появившиеся «э-э-э» очень мешают.
- Хочешь сказать как можно лучше, но теряешься, поэтому в результате получаются банальности.
- Я очень теряюсь. Глаза в глаза, наедине с большой аудиторией - это не так просто, как кажется.
Ведущая. И тем не менее большинство из вас прекрасно общаются друг с другом. Вы должны помнить, что публичная речь - это то же общение. Что мы видим и слышим, например, в процессе обычной беседы или обсуждения интересной темы?
Практикум 2
Участники смотрят в записи или слушают специально подготовленные диалоги. Например, о том, что говорят взрослые дети о родителях.
Диалог 1
Андрей. Твои родители действительно очаровательны. Мне они очень понравились при встрече.
Лена. Да, я их тоже люблю. Они не вмешиваются в мои дела.
Андрей. Удивительно. Мои родители всегда просят сделать то-то и то-то или приказывают чего-то не делать, хотя я уже достаточно взрослый.
Нет комментариев. Ваш будет первым!