Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Тема: Речь, общение
Лена. Ты хочешь быть независимым?
Андрей. Нет, я их очень люблю. Может, в этом-то и причина. Поскольку я так люблю их, полностью нахожусь под их влиянием.
Лена. У меня много друзей, имеющих проблемы с родителями: властная мать или отец, ожидающий совершенства от своей дочери.
Андрей. Мне понравилось, что твои родители не задавали вопросов о наших взаимоотношениях.
Лена. Плохая манера (для родителей) - вмешиваться в дела других.
Андрей. Но это звучит фантастично, что хорошие манеры должны распространяться даже на отношения между родителями и детьми.
Лена. Да, я очень признательна родителям за то, что они предоставляют мне свободу.
Андрей. Не означает ли это, что твои родители очень отдалены от тебя?
Лена. Вовсе нет, поскольку я всегда чувствую их поддержку. И мне нравится чувствовать себя независимой.
Андрей. Думаю, что мне тоже хотелось бы от родителей и независимости, и теплоты.
Диалог 2. На свадьбе
Алина. Я никогда еще не была на свадьбе.
Лера. Правда? А я уже была на одной. Помнишь моего двоюродного брата Дениса?
Алина. Я помню мальчика, которого я видела у тети Ани несколько лет назад. Он ее младший сын, не так ли?
Лера. Да. Но он уже не мальчик. Он вырос и превратился в красивого молодого человека. И ему сейчас за двадцать.
Алина. Правда?
Лера. Да. И недавно он женился. Я была приглашена на венчание.
Алина. На ком он женился?
Лера. Он женился на девушке на три года моложе его. Хорошенькая блондинка, зеленоглазая, и видно, что у нее хороший характер.
Алина. Они женились по любви?
Лера. Да. Денис влюбился в нее, когда она еще заканчивала школу. Поэтому им пришлось ждать, пока она достигнет нужного возраста.
Алина. Итак, он теперь семейный человек. Надеюсь, они будут счастливы. А кто был на свадьбе?
Лера. О, там было много народа. Все наши родственники, а также родственники жены Дениса и большинство их друзей. И знаешь, у Наташи (так зовут жену Дениса) есть брат. Он очень симпатичный.
Алина. Почему ты говоришь о нем? Я полагаю, ты влюбилась в него, Лера?
Лера. Пока нет. Но, сказать по правде, он самый лучший парень из всех, кого я до сих пор встречала. Он добрый и великодушный. И у него сильный характер.
Алина. Ты встречаешься с ним?
Лера. У нас было уже два свидания, а завтра мы собираемся с ним в театр.
Алина. Ну что ж, желаю хорошо провести время. И удачи тебе!
Лера. Буду надеяться. Спасибо.
Ученики (после прослушивания):
- Я не заметил даже следа застенчивости.
- Они спокойно смотрят друг другу в глаза.
- Они немного наклонены друг к другу. Заметно доверие и взаимное расположение.
- Видно, что общение доставляет этим людям настоящее удовольствие. Заметно, что взаимная симпатия связывает этих людей.
- Беседа непринужденная. Взгляд, мимика, жесты - все подчеркивает то, о чем они говорят.
- Есть короткие фразы и длинные. Но заиканий и запинаний нет и в помине.
- Обратила внимание на то, что более значимые сведения и слова они произносят громче. А затем речь становится более спокойной.
Ведущая. Но куда же девается умение живо и непринужденно общаться, если приходится выступать перед большой аудиторией? И тема интересная, и слушатели в ожидании вашей речи, а вот что-то не складывается. Прежде всего, не следует думать, что вас выставили на показ (многие теряются именно из-за этой мысли). Отсюда и монотонный голос, и взгляд в пространство или окно. Поэтому и теряется контакт между выступающим и слушателями. Они начинают перешептываться или дремать, откинувшись на спинку стула (вам, думаю, приходилось быть в роли такого слушателя). А незадачливый оратор, увидев подобное, еще больше теряется. Выступая перед аудиторией, необходимо помнить еще и то, что внимание слушателей только отчасти направлено на вас. Главное же внимание уделяется тому, что и как вы говорите. Если вы будете говорить со слушателями, а не просто в их присутствии, то вы почувствуете, как возникает атмосфера взаимного общения. Надо быть смелее и желать этого выступления и взаимопонимания со слушателями, добиваться с ними контакта.
Разумеется, одного желания выступать мало. Нужны соответствующие умения. Оратор может произнести яркую речь. Но эту же речь он может произнести ярко. А это уже несколько иное решение вопроса.
Говорят, что человек к 18 годам произносит до 60 миллионов слов. Но всегда ли он употребляет эти слова правильно и с пользой для дела? Для того чтобы произносить хорошие речи, необходимы знание обсуждаемого предмета, целеустремленность и умение произнести то, что будет столь важно для слушателей. Это и потеснит вашу робость и неуверенность в себе.
Еще античная риторика рассматривала речь оратора как творческий процесс. В этом процессе выделялись следующие части:
1) нахождение, то есть систематизация, материала, сбор доказательств и аргументов;
2) деление речи на вступление, изложение темы, поиск доказательств и опровержений;
3) центральная часть отводилась словесному выражению, выбору выразительных средств языка;
4) запоминание речи;
5) само произнесение речи.
Центральное же место отводилось нравственному облику оратора, тому, насколько он разделяет точку зрения слушателей. В нравственном облике Аристотель выделял следующее: разум, добродетель и умение вызвать расположение публики. А чтобы избежать в своих речах холодности, он рекомендовал ограничивать употребление сложных слов, исключать неточные выражения, не использовать ненадлежащие эпитеты, неподходящие метафоры.
Если бы ораторы, которых мы зачастую слушаем, придерживались этих советов, то зрители в зале не дремали бы, а телезрители не переключали программы.
Публичное выступление, без сомнения, очень ответственное дело. Ведь мы стараемся оказать определенное, необходимое нам влияние на слушателей. И своим искусством оратору надо пользоваться так, чтобы не причинить вреда. Ф.Д. Рузвельт давал такой совет для выступления перед аудиторией: «Будь искренен, будь краток, садись». Конечно, это упрощение. Но тем не менее, если вы:
• выбираете тему, предмет, о котором можете говорить искренне,
• чувствуете, что необходимо поделиться своими мыслями и переживаниями,
• уверены в себе, потому что достаточно подготовлены, чтобы обсуждать вопросы, потому что вам действительно есть что сказать собравшимся,
• держите себя достаточно скромно и по-дружески,
то обязательно завладеете вниманием и расположите ее к себе.
Именно с соблюдения этих указаний и советов следует начинать учиться произносить свои первые речи. Но есть еще самое большое препятствие для выступления перед аудиторией. Но пусть вас успокаивает мысль о том, что молодым оно не так свойственно, как людям старшего поколения. Что же это такое?
Ученик. Это застенчивость, смущение и не всегда понятное чувство страха. Хотелось бы знать, как это преодолеть в себе.
Ведущая. Лучшее средство преодолеть все свои страхи - выступать как можно чаще перед большой аудиторией (и даже перед малой - своим классом). Когда вы выступаете в роли слушателя, то есть понимаете все те трудности, которые возникают у выступающего. Будьте уверены, вас тоже понимают. Ведь на вашем месте может оказаться любой из присутствующих слушателей. Поэтому за вас переживают и желают вам успеха.
Постарайтесь и:
• подготовьтесь так, чтобы не волноваться ни за свои мысли, ни за слова;
• помните, что чем увереннее будет ваше выступление, ваше поведение, тем большим доверием проникнутся к вам слушатели;
• не торопитесь в начале выступления, чтобы не показать свою нервозность;
• делайте паузы в своей речи, если считаете нужным;
• не смущайтесь, если оговоритесь. Слушатели обычно не придают этому большого значения, если только вы сами не подчеркнете этот момент, демонстрируя им свои покрасневшие щеки и сбивчивую речь;
• как можно энергичнее произносите фразы, которые так тщательно подготовили для своего выступления, даже если вы себя чувствуете недостаточно уверенно в роли оратора; все это произведет на слушателей благоприятное впечатление.
Нет комментариев. Ваш будет первым!