Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Тема: Речь, общение

Выступать можно на различные темы. Например:

• объяснительные темы: «Как правильно разложить костер», «Как отделаться от плохой привычки»;

• описательные темы: « Мое любимое занятие», «Что я увидел в окно в первый день весны»;

• биографические темы: «Удивительные черты моего характера», «Я в погоне за синей птицей»;

• повествовательные темы: «Самые счастливые минуты моей жизни», «Эпизоды из жизни ученика-мученика»;

• агитационные темы: «Нам следует подумать о милосердии», «Неужели трудно покончить с такой привычкой?».

Как вы считаете, какую из речей труднее всего подготовить?

Ученики:

- Думаю, что труднее всего даются речи на агитационные темы. Потому что здесь могут возникнуть спорные вопросы.

- Не так просто убедить слушателей принять твою точку зрения по какому-то вопросу или проблеме. Тем более уговорить что-то сделать или не делать. Нужен большой запас информации. Необходимо владеть цифрами и фактами, которые бы убеждали.

- Думаю, что, даже хорошо подготовившись и владея информацией и словом, не всегда удается убедить людей вот так сразу.

Ведущая. Убеждая, вы обычно хотите доказать свою правоту, то, во что вы сами очень верите. Но для того чтобы вам поверили, убеждать надо доказательно. Обычно используются цифры и факты, яркие примеры, положительные последствия которых хорошо известны, а также мнения людей, авторитет которых достаточно высок среди слушателей.

Практикум 3

Ведущая. Убедите присутствующих в том, что кандидатура предложенного вами человека больше всех остальных подходит на пост:

• лидера группы школьного общества «Защита природы»;

• председателя школьного совета командиров;

• председателя школьной комиссии по дисциплине и порядку.

(Ребята в группах выполняют задания.)

Ведущая (после выступлений ребят). Как мы уже все услышали, главными убеждающими аргументами были: хорошая учеба, примерная дисциплина плюс к этому такие личные качества, как доброта и отзывчивость. Но так можно охарактеризовать многих кандидатов. Не думаю, что вы смогли бы убедить аудиторию.

Следует заметить, что во всех трех случаях вы хотите убедить слушателей, что предложенный вами кандидат будет, несомненно, хорошим лидером. Поэтому в ваших выступлениях должно прозвучать следующее:

• хороший организатор (примеры конкретных дел, где организаторские способности кандидата проявились достаточно ярко, успешным завершением дела);

• имеет боевой характер, не отступит перед трудностями (пример);

• умеет помочь другим в вопросах... (примеры);

• имеет хорошие манеры и демократичен в общении, взять хотя бы такой случай...;

• умеет спокойно выслушать чужое мнение и учесть его, принимая решение; когда мы, например, обсуждали вопрос о..., он...;

• имеет определенный опыт работы по... (организации акции..., организации учащихся для работы в... И т. д.).

Убеждать к тому же надо честно. Не стоит замалчивать какие-то «неудобные» для кандидата факты, оправдываясь потом фразой «я не знал». Обычно большинство ваших слушателей «знают». Поэтому и вашу речь, и вашего кандидата могут не воспринять, решив, что это сговор, проталкивание кандидата в угоду своим интересам. Лучше скажите: «Да. Так было, случалось, но...» И постарайтесь убедить, что такое не повторится, что имевшие место отрицательные моменты исправлены и т. д.

Как вы думаете, что еще играет важную роль в восприятии того, что говорит оратор?

Ученик. Думаю, что голос. Ведь одних выступающих или даже просто говорящих хочется слушать, а других нет. Однажды мне попалось на глаза такое выражение: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать».

Ведущая. Вы правы. Впечатление от голоса действительно велико. Думаю, что каждый из нас испытал однажды эту магию голоса. Однако люди почему-то достаточно пренебрежительно относятся к своему голосу, не уделяют должного внимания заботе о нем.

Если голос оратора достаточно звучен, то это дает возможность донести смысл речи до всей аудитории. И вам не будут кричать из зала: «Громче!»

Важно также логическое ударение в предложении. Оно зависит от того, что именно вы хотите подчеркнуть в своем выступлении. Оно сделает ваше выступление более выразительным.

Важен также и темп речи. Не торопитесь, перевозбуждаясь. Дайте слушателям возможность вникнуть в суть сказанного вами. Неуверенная, многословная речь не добавит вам симпатий ни как оратору, ни как человеку.

Важны также паузы и мелодический рисунок речи.

Практикум 4

Каждую из предлагаемых фраз произносят несколько человек. После прослушивания ребята отмечают, чьи фразы прозвучали для них более убедительно и почему.

Примеры:

• У нас есть альтернатива: или выбрать предлагаемого мною кандидата и получить достойного лидера, или не выбрать, и тогда, я уверен, мы многое потеряем.

• И сразу хочется задать вопрос: «Что же вы делаете с природой? Неужели вам не стыдно перед будущим?»

• Уверяю вас, вы ошиблись при подсчете.

• Вы любите цветы? Нет, вы скажите, любите ли вы цветы так, как люблю их я?

• Должен заметить, что высказанная вами мысль мне не совсем понятна.

• Неужели вам не хотелось бы посетить такое замечательное место, как?..

• Извините, я вас не понял. Повторите, пожалуйста.

• Я просто не могу согласиться с вами. Для меня это неприемлемо.

• Я просто не могу не согласиться с вами. Ваши доводы были очень убедительны.

Ведущая. Установлено, что на четверть речь оратора хорошо воспринимается еще и благодаря внешнему облику. Слушатели обращают внимание и на выражение лица оратора, и на походку, на то, как он стоит, на его руки и жесты.

Внешность

Слишком яркая и выразительная внешность выступающего может даже отвлекать слушателей. Ваш внешний вид должен соответствовать требованиям слушателей и всей обстановке выступления. Для того чтобы выглядеть уверенно, необязательно быть красавцем. Выглядеть безукоризненно должны: прическа, руки, ногти, костюм, обувь. В карманах не должно быть ненужных вещей, они не должны оттопыриваться. Одежда должна быть чистой и отутюженной, скромной и некричащей, иначе будет отвлекать от содержания вашей речи.

Манеры

Ваши манеры могут дать возможность удержать внимание всей группы слушателей. Ваша задача - создать дружескую и деловую обстановку.

• Идите к месту выступления без лишней суеты.

• Не приводите на ходу в порядок ваш костюм или прическу. Об этом надо подумать заранее.

• Займите удобное, устойчивое положение для выступления.

• Примите удобную позу.

• Не смотрите сразу на руки, пол, ноги или в свои записи.

• Обращайтесь сначала к президиуму (если он есть), почетным гостям и слушателям.

Выражение лица

• Лицо должно быть серьезно, но не нахмурено.

• Выражение лица не должно быть застывшим.

• Не переусердствуйте с мимикой.

• Попробуйте поговорить дома перед зеркалом.

Поза

• Не забывайте, что публичное выступление - это не задушевная беседа с друзьями, где вы можете немного расслабиться, следите за своей позой.

• Правильно стоять перед аудиторией - это значит, в зависимости от роста, поставить на удобную ширину ноги, одна нога выдвигается немного вперед, упор делается на носки, а не на пятки (тем более неприемлемо раскачивание).

• Руки и плечи не напряжены.

• Живот немного подтянут (но не так, чтобы это мешало свободному дыханию).

Жесты

Большинство из нас жестикулируют во время общения, иногда даже не замечая этого. Самые выразительные жесты - это движения рук и кистей. Ваша произвольная и механическая жестикуляция может испортить впечатление от речи, помешает слушателям правильно ее воспринять. Жестикуляции тоже надо учиться.

Страницы: 1 2 3 4
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!