Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Прогулки в июне в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Летние прогулки в июне. Старшая группа. Конспекты
Прогулка №1
Цели: обобщать и систематизировать представления о летнем периоде по основным существенным признакам; расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
Наблюдение за солнцем
Стало очень тепло, ярко светит солнце, небо сине-голубое. Дети ходят в легкой одежде, а днем надевают на головы панамки. Растения зеленые. Весело порхают птицы и насекомые.
Опыт «Почему нагреваются предметы?».
Ход опыта. Педагог предлагает потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером, объяснить, почему предметы так нагреваются к вечеру.
Примета: утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Худо лето, когда солнца нету»; «Лето в холодке сидит, зимой наплачется».
Загадка:
Колобок, колобок, золотистый бок,
За елки нырнул, там крепко заснул.
А к утру проснулся -
На весь мир улыбнулся! (Солнышко.)
Дидактическая игра «Добрые слова».
Подвижная игра «Совушка».
Наблюдение за «солнечным зайчиком»

Лучи солнца ложатся светлыми пятнами на траву и переливаются на ней как солнечные зайчики.
Опыт «Передача “солнечного зайчика”».
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.
Материал: зеркала.
Ход опыта. В солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается? (Свет отражается от зеркала.) Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще один раз.)
Загадка:
Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене. («Солнечный зайчик»)
Дидактическая игра «Скажи по-другому».
Подвижная игра-забава «Узнай по звуку».
Труд на участке.
Прополка грядок.
Прогулка №2
Цели: продолжить формирование эстетического отношения к окружающему миру; расширять представления о многообразии неживой природы.
Наблюдение за небом
Красота летного неба, его голубизна, прозрачность. Сравнение с осенним и зимним небом.
Примета: облака движутся с севера на юг - к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «Весна красная, а лето страдное»; «Красное лето никому не наскучит».
Загадка:
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда-всегда раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он нежно-голубой. (Небо.)
Стихотворение:
ЛЕТО
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна, -
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева
Дидактическая игра «Придумай сам» (оба варианта).
Подвижная игра «Котята и щенята».
Цели: учить передвигаться на носочках; развивать ловкость.
Ход игры. Играющие делятся на две группы. Дети одной группы изображают котят, другой - щенят. «Котята» находятся около скамейки; «щенята» - на другой стороне комнаты. Воспитатель предлагает «котятам» побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!»- вторая группа детей перелезает через скамейки. Они на четвереньках бегут за «котятами» и «лают»: «Ав-ав-ав». «Котята», мяукая, быстро влезают на скамейку. «Щенята» возвращаются в свои «домики». После двух-трех повторений дети меняются ролями, и игра продолжается.
Наблюдение за вечерним небом
Как с изменением времени суток меняется цвет неба? (Становится синим, а на улице темнеет.) От чего это зависит? Мы не увидим звезды и луну, потому что светло, но позже, уже до- ма, вы можете увидеть их на небе и понаблюдать за ними.
Приметы: луна блестит ярко, как серебристый щит, - к хорошей погоде; звезды мерцают зеленоватым светом - к хорошей погоде.
Стихотворение:
ЛЕТО
Сколько запахов у лета!
Сладкий - липового цвета,
Горький - листьев тополиных,
Нежный - еле уловимый –
Запах зреющей малины.

Загадка:
Блин в окошко виден Тане,
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел...
Поделиться не хотел! (Луна.)

Подвижная игра «Самолеты».
Труд на участке.
Полив грядок на огороде.
Прогулка №3
Цели: учить любоваться растущими цветами; воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы; закреплять знание названий садовых растений; учить различать насекомых по внешнему виду.
Наблюдение за цветником
Педагог предлагает отметить появление новых цветов на клумбе. Какие из них хорошо пахнут? Какие расцвели раньше? Какой самый высокий цветок, самый низкий? (Ноготки, золотой шар, космея.) Рассматривание их формы, цвета. Цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и в скверах, их сажают для того, чтобы вокруг было красиво и все любовались ими.
Опыт «Потребность растений в воде».
Примета:
лето бурное - зима с метелями.
Поговорка: «Летний день год кормит».
Стихотворение:
САД
Мы посадим тут цветы
Небывалой красоты.
Все цветочки разные,
Белые и красные,

Желтые и синие -
Все цветы красивые.
Как прекрасен каждый цвет!
Лучше нашей клумбы нет.
Загадка:
В этот месяц, что ни год, тесен птицам небосвод,
Луг — цветам, грибам - грибница,
День быстрее трав растет.
Что за месяц к нам идет? (Июнь.)
Дидактическая игра «Назови три предмета».
Подвижная игра «Узнай, не видя».
Наблюдение за многообразием насекомых
Насекомых с каждым днем становится все больше, на поляне можно увидеть большое разнообразие: комары, бабочки, жуки, мошки, стрекозы, муравьи, древесные клопы, божьи коровки и т. д. Найти отличительные признаки насекомых. Назвать способы передвижения. (Бабочки и комары могут только летать, тогда как кузнечики - летать и прыгать, жуки - ползать и летать.)
Примета: в муравейнике с утра открыты все выходы, а сами муравьи интенсивно движутся - к ясной погоде.
Поговорка: «Летом всякий кустик ночевать пустит».
Загадка:
На большой цветной ковер села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочки.)
Подвижная игра-забава «Что изменилось?».
Прогулка №4 «Наблюдение за кучевыми облаками»
Цели: учить описывать красоту пейзажа; расширять словарный запас; развивать творческое воображение.
Кучевые облака имеют крупную форму с четкими очертаниями. Они хорошо заметны весной и летом. Эти облака ярко-белого цвета, похожи на клубы пара. Передвигаются очень быстро. На поверхность земли отбрасывают то очень светлые, то очень темные тени. Обычно кучевые облака бывают только днем, а к вечеру исчезают.
Поговорки и пословицы: «Летний день за зимнюю неделю»; «В летнюю погоду заря с зарей сходится».
Загадки:
Кто плывет по небосводу в черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду? Догадайся поскорей! (Облака.)
Дидактическая игра «Мое облако».
Подвижные игры «Лиса в курятнике», «Самолеты».
Прогулка №5
Цели: обобщить и систематизировать знания о ветре как природном явлении; расширять кругозор.
Наблюдение за ветром
Педагог с детьми наблюдают, откуда дует ветер, какой он силы. Ветер — это движение воздуха.
Примета: ветер меняет направление по часовой стрелке и к вечеру утихает - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Не моли лета долгого, моли лета теплого»; «Дождливое лето хуже осени».
Стихотворение:
ВЕТЕР
С поля, с моря, с дальних гор
Ветры к нам летят во двор.
Первый ветер вербу мнет,
А второй березу гнет,
Третий ветер дуб ломает,
Тучи пыли поднимает.

Ты глаза не засори,
Отвернись и не смотри.
Разлетимся мы, как ветры,
Раз, два, три!
П. Воронько
Дидактическая игра «Природа и человек».
Подвижная игра «Стоп!».
Наблюдение за слоистыми облаками
Эти облака почти всегда несут дождь. Они не поднимаются высоко над землей, иногда плывут над самыми крышами домов. Нередко они кажутся серыми грядами, глыбами и напоминают слой густого тумана. В этих облаках много водяных пузырьков, которые легко могут обратиться в дождевые капли.
Примета: в июне тучи простираются по небу полосами - будет дождь.
Пословица: «Счастливы те поля, на которые летний дождь выпадет впору».
Дидактическая игра «Мое облако».
Подвижная игра-забава «Что изменилось?».

Труд на участке. Прополка всходов цветов на клумбах.
Прогулка №6 «Наблюдение за дождем, за лужами»
Цели: учить составлять связный рассказ о дожде; развивать умение слушать.
Какой бывает дождь? (Мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень, идет в разных направлениях: бывает косой, прямой.) Какой сейчас идет дождь? Рассказ о значении дождя для растений. (Оказывает благотворное влияние на растительность - зелень и окраска цветов становится ярче; при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.)
Примета: дождь при солнце скоро прекратится.
Дидактическая игра «Природа и человек».
Подвижные игры «Необычные жмурки», «Узнай, не видя».
Прогулка №7
Цели: продолжить знакомство с многообразием птиц; расширять представления о жизни птиц летом; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.
Наблюдение за ласточками
Перед дождем ласточки летают низко над землей. Почему? (Ласточки питаются насекомыми, схватывая их на лету. В сухую погоду насекомые летают высоко. А перед дождем, во влажном воздухе, крылышки насекомых впитывают влагу и делаются тяжелее, поэтому они и летают у самой земли, за ними и опускаются ласточки.)
Примета: ласточки шумно летают - к дождю.
Пословица: «Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка - теплые дни».
Стихотворение:
Ярко солнце светит, на дворе тепло,
И куда ни взглянешь, все вокруг светло.
И. Суриков
Загадка:
Прилетела к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка.)
Дидактическая игра «Да или нет?».
Подвижная игра «Лиса в курятнике».
Наблюдение за воробьями
Педагог обращает внимание на стайку воробьев, обитающих на вязе. Воробьи - стайные птицы, но у каждой особи есть свое гнездо и семья. Как только первый увидевший крошки воробей подлетит к хлебу, вся стая мигом окажется возле крошек. Птицы передвигаются по земле прыжками, они не ходят, как ворона или голубь, это их отличительная особенность. По размерам они тоже отличаются: чуть побольше - это взрослые особи, поменьше - молодые воробьи. Если лето теплое и достаточно корма, воробьи могут дважды за сезон высидеть птенцов. Несмотря на то, что воробьи - зерноядные птицы, летом они могут выкармливать птенцов, как и другие птицы, насекомыми. За день прилетают в гнездо до 300 раз, принося то бабочку, то личинку своему подрастающему потомству.
Стихотворение:
ВОРОБЕИ
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей
Вылетай-ка, не робей!
Подвижная игра «Птички и кошка».
Прогулка №8
Цели: обобщать представления о строении, росте и развитии растений, культурных и сорных растениях; воспитывать культуру поведения.
Рассматривание молодых всходов на огороде
Сравнение и выделение отличий сорной травы от всходов культурных растений (форма и цвет листьев, высота стеблей, особенностей расположения на грядке).
Опыт «Что будет, если огород не пропалывать?».
Цель: познакомить со значением пропалывания для будущего урожая.
Ход опыта. Систематически пропалывая огород, дети оставляют одну небольшую делянку с посевами нетронутой. Через некоторое время они убеждаются, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения. Последние, страдая от недостатка света, становятся тонкими, хилыми, значительно отстают в росте.
Вывод: сорняки мешают нормальному росту посаженных растений.
Примета: урожайное лето предвещает холодную зиму.
Поговорки и пословицы: «В июне заря с зарей сходится»; «В июне день - с год».
Стихотворение:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
С. Варгун
Загадка:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост - снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Подвижная игра «Стоп!».
Рассматривание всходов деревьев
Педагог обращает внимание на маленькие деревца-всходы. Возле старого ствола березы много молодой поросли, это от корней растут молодые деревца. Всходы ростков от семян растений расположены дальше, они значительно тоньше и слабее, а от корней молодые березки получают больше питательных веществ. Такая же поросль есть у ивы и тополя. Ростки клена непохожи на взрослое дерево - их листья узкие, длинные, первая пара листьев имеет зубчики. У этих растений два способа размножения - семенами и прикорневыми отростками.
Подвижная игра-забава «Необычные жмурки».
Труд на участке.
Уход за грядками в огороде, помощь малышам.
Прогулка №9 «Наблюдение за божьей коровкой»
Цели: расширить знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас.
Педагог предлагает детям найти божьих коровок, положить их на ладонь брюшком вверх и рассмотреть: найти маленькую головку, усики и ножки, затем понаблюдать, как жуки ползают, как приподнимают и расправляют крылья перед полетом. А коровками они названы потому, что умеют выделять «молочко», правда, не белое, а оранжевое. Возьмите жучка в руки, и вы увидите, как на сгибах его ног появляются оранжевые капельки. Конечно, на самом деле это никакое не «молочко», а жидкость, едкая и неприятно пахнущая. Из-за нее не едят божьих коровок ни птицы, ни ящерицы. А пауки, если коровка попадается в их сети, спешат от невкусной добычи избавиться - обрывают нить и освобождают жуков. Коровки и окрашены-то так ярко, чтобы предупреждать врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!» Это защитные приспособления божьих коровок.
Примета: божья коровка, взятая в руки, быстро слетает с нее - к ясной погоде.
Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».
Стихотворение:
БОЖЬЯ КОРОВКА
По тонкой-претонкой былинке так ловко,
Циркачке под стать, ходит божья коровка.
Друзья, посмотрите-ка, гляньте, подружки:
У этой букашки-то тоже веснушки.
Загадка:
Всех жучков она милей, спинка алая у ней.
А на ней кружочки - черненькие точки. (Божья коровка.)
Дидактическая игра «Похож - не похож».
Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель: учить быстро бегать, ориентироваться в пространстве.
Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах-«домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может прибежать в «домик», тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
Наблюдение за муравьями
В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома муравьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, Достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются большие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бывают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.
На постройку гнезда идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола обычно состоит их хвоинок, плотно уложенных одна к дру. гой так, как кроют соломой деревенские избы. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника. В куполе и под землей расположено множество залов, камер, ниш, в которых живут муравьи.
Примета: когда летом муравьи наносят большие муравейные кучи, то ожидай ранней и холодной зимы.
Стихотворение:
МУРАВЬИ
Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.
Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:
Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит он своей дорогой,
Ты его не обижай, ты его не трогай!
Дидактическая игра «Похож - не похож».
Подвижная игра-забава «Успей подхватить».
Прогулка №10 «Рассматривание тополя»
Цели: развивать умение обобщать по существенным признакам, расширять представления детей о частях растений; закреплять знания о семенах растений.
Педагог просит детей найти тополь, сравнить его с другими деревьями. Полюбоваться красотой, стройностью, величавостью этого дерева, его пирамидальной кроной и двуцветными листочками.
Примета: летом на деревьях появляются желтые листья - осень будет ранней.
Пословица: «В жаркий день всякая живность стремится в тень».
Загадка:
Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь.)

Стихотворение:
ИЮНЬ
Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» -
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь —
И весь он разлетится.
С. Маршак
Дидактическая игра «Что растет в лесу?».
Цель: закреплять знания о лесных (садовых) растениях.
Ход игры. Воспитатель выбирает 3-х детей и предлагает назвать, что растет в лесу. Называет: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает назвавший больше грибов и деревьев.
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Рассматривание тополиного пуха
Тополь специально используют в озеленении городов для того, чтобы он в весенне-летнее время очищал воздух. Тополиный пух, падая с дерева, собирает из воздуха пыльцу различных растений, пыль и частицы грязи, унося их на землю.
Стихотворение:
Что за странная метель?
Снег посыпал в жаркий день.
Снежинки летают,
От тепла не тают,
Лезут в глаз и в нос мне. Ух!
Оказалось, это... (пух)!
Загадка:
Летом снег, просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополиный пух.)
Дидактическая игра «Что растет в лесу?».
Русская народная игра «Волк».
Прогулка №11
Цели: закреплять знания о деревьях, их разнообразии; Учить отличать деревья по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к природе.
Рассматривание деревьев
Педагог обращает внимание на многообразие деревьев на участке детского сада и вокруг него, на условия, в которых находятся некоторые экземпляры (тень, наличие забора или стены мешающих росту растения). Сравнение с деревьями, которые растут на солнечной стороне.
Выявление различий в кроне, строении, коре деревьев. Рассматривание листьев, расположение веток, наличие молодой поросли возле ствола. Проведение игры «Мое любимое дерево» (дети выбирают самое красивое, на их взгляд, дерево и описывают его).
Стихотворение:
ИЮНЬ
Теплый длинный-длинный день,
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц? Подскажи-ка!
Дидактическая игра «Кто же я?».
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Труд на участке.
Выравнивание лунок возле деревьев и полив.
Наблюдение за тем, кто обитает на дереве
Дерево - это своеобразный дом, в котором живут разные жильцы. Как вы думаете, кто может жить на березе? (Птицы, насекомые.) На коре, в трещинах находим насекомых. Для жителей дерево не только жилище, но и столовая. Где птицы находят семена, плоды и насекомых, а насекомые - растительную пищу и личинок других насекомых? На дереве встречаются грибы - трутовики. Их корни (грибница) врастают в кору и ствол дерева и питаются за счет соков. Но ведь у дома есть еще и подвал. У дерева это корни. Кто может жить в земле на корнях? Конечно, насекомые и их личинки, а также мельчайшие микроорганизмы и бактерии. Даже после того, как дерево состарится и умрет, на его стволе будут жить насекомые, которые будут питаться древесиной и жить в ней и под ней до тех пор, пока совсем не уничтожат ее, оставив одну труху.
Примета: лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная.
Поговорки и пословицы: «Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал»; «В июне день не меркнет».
Дидактическая игра «Кто же я?».
Подвижная игра «Охотник и зайцы».
Прогулка №12
Цели: учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе; развивать мышление, речь.
Наблюдение за грозой
Небо закрывают тяжелые темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, спеша укрыться. Вдали вспыхивает молния, раздается рокот грома. Первые капли дождя стучат по крыше.
Примета: гром гремит долго и нерезко - к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Июнь грозами богат»; «Зимой морозы, а летом грозы».
Стихотворение:
ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ
Жарко солнышко пылало,
Млела знойная земля.
Ночью тучка набежала,
Ждали дождика поля.
Рады, рады все травинки
И колосья, и цветы,
Что веселые дождинки

Звонко льются с высоты.
Дождик шумный и прохладный,
Песня, полная чудес!
На рассвете дышит жадно
Напоенный влагой лес.
Т. Днепровская
Загадка:
Подходила - грохотала, стрелы на поле метала.
Нам казалось - шла с бедой, оказалось - шла с водой.
Подошла да пролилась - вдоволь пашня напилась!
(Туча дождевая.)
Дидактическая игра «Наоборот».
Подвижная игра-забава «Успей подхватить».
Наблюдение за природой после грозы
Ослепительно светит солнце. Умытые деревья и травы усыпаны сверкающими бусинками - каплями. А какой чудесный воздух после грозы! Капли дождя, пролетая из тучи к земле, захватывают из воздуха частицы грязи, пыли, пыльцу растений, унося все это на землю, тем самым очищая воздух.
Дидактическая игра «Наоборот».
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Труд на участке.
Полив грядок.
Прогулка №13
Цели: продолжить знакомство с многообразием животного мира планеты; учить анализировать; развивать речь.
Наблюдение за дождевыми червями
Педагог с детьми находят дождевых червей, наблюдают за их строением, образом жизни летом. Они рыхлят и перемешивают землю, тем самым делая ее плодороднее.
Пословица: «В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую - домой несут».
Дидактическая игра «Охотник».
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Запах растений
Педагог обращает внимание на запахи, которые выделяют растения. Чаще всего мы замечаем приятно пахнущие цветки: ландыша, сирени, розы, пиона. Но многие растения содержат пахнущие вещества и в других его частях - коре, листьях, корнях. Чтобы этот запах ощутить, необходимо растереть эту часть в ладонях. Найти в уголке сада мяту. Аккуратно срезать несколько ее листочков и потереть их между пальцев, чтобы ощутить своеобразный аромат. Многие растения издают столь тонкий аромат, что нос человека не ощущает его, зато насекомые прекрасно распознают его и летят к этим цветам.
Приметы: перед дождем цветы сильнее пахнут; сильно пахнет жимолость - к дождю.
Загадка:
Стоят в поле сестрички: желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашка.)
Дидактическая игра «Найдите, что опишу».
Подвижная игра «Красочки».
Прогулка №14
Цели: закреплять знания о строении одуванчика; развивать наблюдательность, речь; продолжить знакомство с лекарственными растениями.
Рассматривание одуванчика
Одуванчики неприхотливы к условиям произрастания. В каждой золотисто-желтой корзинке образуются несколько сотен семян. Стоит дунуть ветру или задеть за пушистый цветочек, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Они легко прорастают, поэтому этих цветов много кругом.
Поговорка: лето идет вприпрыжку, а зима — вразвалочку.
Стихотворение:
ОДУВАНЧИК
Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой на воздухе летит.
Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Рассматривание лекарственных растений
Как же лечились люди? Рассматривание лекарственных растений: ландыша, валерианы, пиона, календулы, подорожника.
Примета: вянут цветки чистотела - к дождю.
Дидактическая игра «Найдите, что опишу».
Подвижная игра «Садовник».

Труд на участке. Помощь малышам в уборке участка.
Прогулка №15
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых; закреплять знания значимости насекомых для человека.
Наблюдение за пчелой
В течение лета пчела опыляет огромное количество цветков.
Как выглядит пчела? У нее есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.
Примета: перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пословица: «Яблоньку за яблоки любят, а пчелку - за мед».
Стихотворение:
ПЧЕЛКА
Работать малой пчелке
Нисколечко не лень,
С цветочка на цветочек
Летает каждый день.
На много километров
От дома путь идет,
Но умненькая пчелка
Всегда свой дом найдет.
Н. Мигунова
Дидактическая игра «Назови насекомое с нужным звуком».
Подвижная игра «Картошка».
Наблюдение за радугой
- Какие цвета вы различаете и в какой последовательности? Расположение и количество цветов в радуге всегда одно и то же: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Опыт «Радуга».
Цель: познакомить с радугой.
Материал: таз с водой, зеркало.
- Видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? Хотите посмотреть на радугу сейчас? Педагог ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. На что похоже слово «Ра - дуга»? Что такое «дуга»? Какая она?
Примета: радуга после дождя стоит долго - к ненастью.
Поговорка: «Дождь с утра - не жди добра: будет осень вся мокра».
Стихотворение:
В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
На речные берега.

Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Загадка:
Над лесами, над рекой семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост - я б достал рукой до звезд! (Радуга.)
Дидактическая игра «Добавь слог».
Подвижная игра «Считайте ногами».
Прогулка №16
Цели: расширять и уточнять знания о растениях (деревья, кустарники, травы); углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений.
Наблюдение за многообразием растительного мира
Назовите основных представителей растительного царства: кусты, деревья, травы. Основные части растений. Рассматривание состояния растений: листья зеленые, потому что много света, тепла, влаги.
Примета: ветки сосны и ели перед дождем поникают.
Поговорки и пословицы: «Сломать дерево — секунда, вырастить — года»; «Не бывать ветке толще ствола».
Дидактическая игра «Найдите, что опишу».
Подвижная игра «Жмурки».
Рассматривание окраски растений
Педагог обращает внимание на многообразие окраски растений: разные оттенки зеленой листвы у различных деревьев.
Стихотворение:
Отгадай-ка время года:
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встает,
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо.

Землянику поспевай,
Не ленись, а собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях,
Травы сочные стоят,
Косари в луга спешат.
Загадка:
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза.)
Дидактическая игра «Путешествие».
Подвижная игра «К названному дереву - беги».
Опыт «Что быстрее?».

Цель: формировать представление об атмосферном давлении.
Материал: два листа писчей бумаги.
Ход опыта. Воспитатель предлагает подумать, что будет, если одновременно выпустить из рук два листа: один горизонтально, другой - вертикально (показывает, как держать их в руках). Какой быстрее упадет? Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт. Почему первый лист падает медленно, что его задерживает? (Воздух давит на него снизу.) Второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним меньше).
Вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы - это атмосферное давление.
Прогулка №17
Цели: обобщать и систематизировать представления о летнем сезоне по основным существенным признакам; развивать речь.
Наблюдение за погодой
Стало очень тепло. Солнце светит ярко, день намного длиннее, чем зимой, с каждым днем становится все жарче и жарче. Цветов становится больше. Небо голубое, по нему плывут белые облака, дожди очень редки. На огороде начинают прорастать посаженные растения. Трава начинает колоситься.
Пословица: «Дождь вымочит, а красно солнышко высушит».
Стихотворение:
СОЛНЫШКО
Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Г. Бойко
Дидактическая игра «Добавь слог».
Подвижная игра «Красочки».
Наблюдение за движением солнца
Жарко бывает днем, когда солнце стоит высоко. Утром и вечером солнце расположено ниже, поэтому не так жарко. Определить время восхода и захода солнца, место, куда заходит солнце. Летом бывает самый длинный день в году.
Подвижная игра «Мышеловка».
Прогулка №18
Цели: воспитывать ответственное отношение к природе; сформировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять и беречь; формировать представления о многообразии неживой природы; расширять словарный запас.
Наблюдение за красотой окружающего мира
Педагог обращает внимание на красоту окружающего мира, разнообразие звуков и запахов, обилие зелени и цветов, на щебетание и трели птиц, на порхание бабочек над цветами.
Приметы: много ягод летом - к холодной зиме; туман стелется по воде - будет хорошая погода.
Поговорки и пословицы: «Лето пролежишь, зимой с сумою побежишь»; «Летом дома сидеть - зимой хлеба не иметь».
Стихотворение:
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: «Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада,
Украшенье родимой земли».
Загадка:
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок –
Не поймешь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака. (Летом.)
Дидактическая игра «Летает - не летает».
Подвижная игра «Жмурки».
Наблюдение за небом
Сравнение цвета неба во время утренней и вечерней прогулки. Подвижная игра «Мышеловка».
Прогулка №19 «Наблюдение за бабочками»
Цели: систематизировать представления детей о многообразии насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида и способами передвижения; воспитывать умение любоваться природой, развивать связную речь.
Красиво, неслышно порхают над цветами бабочки. В древние времена люди верили, что бабочки произошли от цветков оторвавшихся от растений. Педагог предлагает рассмотреть их внешний вид, части тела. Бабочки различаются по величине, по окраске и форме крыльев. Крыльев у них две пары. Они покрыты цветными чешуйками. Чешуйки на крыльях очень нежные и при легком прикосновении к ним стираются. У бабочек, как и у жуков, шесть ног, при помощи которых они хорошо держатся на цветках и передвигаются по ним. У них есть усики и хоботок, свернутый спиралью. Бабочки перелетают с одного цветка на другой, переносят цветочную пыльцу. На опыленных растениях будет больше семян.
Опыт «Защитное приспособление бабочек».
Ход опыта. Вырезанные из бумаги крылья бабочки педагог смыкает вертикально. Так они не видны птицам сверху, поэтому они смыкаются вертикально. А распахнутые крылышки хорошо видны птичкам.
Стихотворение:
БАБОЧКИ
В воздухе над лугом бабочки порхают кругом.
Взлетают и резвятся, на цветки садятся!
Загадка:
Шевелятся у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Дидактическая игра «Повторяй друг за другом».
Подвижная игра «Удочка».
Труд на участке.
Прополка клумбы.
Наблюдение за комарами
Перед выходом на прогулку спросить детей, зачем мамы мажут деток кремом и дают его в сад. (Чтобы не кусали комары.) Выйдя на прогулку, обратить внимание детей на то, что комары подлетают к ним, но не садятся, потому что запах отпугивает их. Рассматривание комара, его частей тела. Комары питается растениями; самка комара, летая с цветка на цветок, до поры до времени кормится сладким нектаром. Но когда в ней просыпается инстинкт продолжения рода, она теряет покой и ищет Жертву, чтобы напиться свежей крови. Ведь только из белков
она может получить вещества, необходимые для создания ее яиц. Найти такую жертву в лесу и поле нелегко, зато в городе - сколько хочешь. Поэтому они кусают людей.
Поговорки и пословицы: «Пчелка мала, а и та работает»; «За пчелкой пойдешь - до меда дойдешь».
Стихотворение:
НАСЕКОМЫЕ
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, комары и мошки –
В природе все они важны.
Природе нашей насекомые нужны!
Загадка:
Не зверь, не птица,
А нос, как спица.
Летит - кричит,

А сядет - молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (Комар.)
Дидактическая игра «Назови животное, насекомое с нужным звуком».
Подвижная игра «Считайте ногами».
Труд на участке
. Полив клумбы.
Прогулка №20 «Наблюдение за растениями-барометрами»
Цели: формировать умение определять погоду по народным приметам; учить устанавливать причинно-следственную связь между природными явлениями; воспитывать любовь к родной природе.
Сотни лет люди подмечали, что происходит в природе перед ненастьем. Примечали без приборов, глядя на солнце и звезды, на птиц и животных, на травы и цветы. Эти приметы передавались от деда к внуку.
Приметы: перед дождем цветы маргаритки поникают; смородина сильно запахла - к дождю.
Пословица: «Отломленная ветка к дереву не прирастет».
Стихотворение:
Вьет венок в лесу июнь, распевают птицы.
Одуванчик, только дунь - тотчас разлетится.
Загадка:
Горел в траве росистой фонарик золотистый,
Потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик.)
Дидактическая игра «Не ошибись!».
Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Садовник».
Опыт «Как огурец попал в бутылку».

Ход опыта. На огуречную грядку дети кладут пластиковую прозрачную бутылку с узким горлом. В отверстие бутылки вводят маленький огурчик, который только что образовался на месте цветка. По мере роста огурец начинает занимать свободное место в бутылке и примет ее форму. Если подобрать бутылку необычной формы, можно вырастить такой же необычный огурец. Сорвав огурец, бутылку аккуратно разрезают и вынимают огурец.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Лето Организация прогулок летом с детьми в детском саду Прогулки в июле в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Прогулки в августе в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС

Похожие статьи:

Прогулка наблюдение за солнцем летом. Старшая группа

Наблюдение за насекомыми в старшей группе летом

Наблюдение за лягушкой в старшей группе

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека с целями по ФГОС | Прогулки в июле в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Опубликовано: 585 дней назад (17 апреля 2023)
Просмотров: 12097
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!