Прогулки в августе в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Летние прогулки в августе. Старшая группа. Конспекты
Прогулка №1 «Наблюдение за ветром»
Цели: расширять представление о разнообразии ветров; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память.Педагог и дети наблюдают за направлением ветра, его силой, обобщают знания о ветре.
Поговорки и пословицы: «Лето собирает, а зима поедает»; «Лето красно цветами, грибами и ягодами».
Дидактические игры «Скажи, что ты слышишь», «Когда это бывает?».
Подвижная игра «Голубь».
Русская народная игра «Надень шапку».
Прогулка №2
Цели: продолжить знакомство с явлениями природы (дождь, ветер, радуга); учить любоваться красотой окружающей природы.Наблюдение за дождем
Педагог и дети наблюдают за характером дождя, его силой, обобщают знания о дожде.Приметы: утренний дождь - не на весь день; слепой дождь при солнце быстро проходит.
Стихотворение:
ДОЖДИК
Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава.
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать начнет оно!
Б. Заходер
Загадка:
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь.)
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Подвижная игра «Волк».
Наблюдение за природой после дождя
Загадка:Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка! (Дождь.)
Дидактическая игра «Что за чем?».
Цель: учить называть времена года и соответствующие месяцы.
Ход игры. Воспитатель называет время года и передает фишку ребенку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребенку, который называет второй месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети должны будут назвать время года.
Русская народная игра «Ищем палочку».
Цель: развивать быстроту реакции.
Ход игры. Участники игры становятся по обе стороны нарисованной полосы, закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает ее в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку, выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к полосе и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его. Кто догонит, к тому переходит палочка. Теперь уже он убегает от остальных и старается добежать до полосы и постучать палочкой.
Прогулка №3 «Наблюдение за облаками»
Цели: учить рассуждать; развивать творческое воображение; формировать представление о том, как ветер формирует облака.Педагог и дети наблюдают за изменением формы облаков относительно какого-либо ориентира, их движением.
Дидактическая игра «Хорошо - плохо».
Подвижная игра «Ловишка, бери ленту».
Русская народная игра «Волк и ягнята».
Прогулка №4 «Наблюдение за растениями на огороде»
Цели: уточнить представления о названиях, форме, вкусе, цвете овощей; развивать речь, активизировать словарный запас.Назовите овощи, растущие на грядках. Рассмотреть соседние грядки, что на них растет. Сравнить плоды на разных растениях. Чем они отличаются? На одном растении могут быть плоды разной спелости, а значит, разного размера, цвета. Сравнить два вида овощей на разных грядках. Объяснить детям, что это разные сорта одного и того же вида. Найти новые плоды, листья, усики, появление из бутонов новых плодиков, появление новых цветов.
Примета: если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
Поговорки и пословицы: «Август - разносол, всего вдоволь»; «На зимний стол август готовит разносол».
Стихотворение:
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленые выставил... (лук).
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?».
Подвижная игра «Лягушки и цапля».
Труд на участке. Пропалывание сорняков, подвязывание растений.
Стихотворение:
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней помидора.
Загадка:
На грядке зеленый, а в банке - соленый. (Огурец.)
Русская народная игра «Иголка, нитка и узелок».
Эмоциональная игра «Кенгуру».
Прогулка №5 «Наблюдение за цветами на клумбах»
Цели: развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.Из-за своего длинного стебля лилии всегда сажают внутрь клумбы, чтобы цветки смотрелись красиво среди более низких цветов у периферии цветника. У лилии очень много ланцетовидных листьев, собранных в прикорневую розетку, из которой выходит высокий прямой стебель с изящным цветком. Цветки лилии бывают оранжевыми, снежно-белыми, тигровыми (испещренными черными пятнами), зеленовато-белыми с фиолетовым отливом внутри. Корень у лилии - луковица. На большом цветке лилии очень хорошо рассматривать части цветка. Чем крупнее Цветок, тем лучше видны его части: лепестки венчика, расположенные на цветоложе, - они большие и оранжевые; большие черные тычинки с пыльцевыми мешочками на кончиках; в середине один высокий пестик.
Примета: перед дождем не раскрывают своих цветов роза, Ноготки.
Поговорки и пословицы: «В августе до обеда - лето, после °беда - осень»; «Август лето провожает, осень встречает».
Стихотворение:
ЦВЕТЫ
Весной и летом там и тут
На радость всем цветы цветут:
В лесу лесные, в поле - полевые,
Душистые, красивые, живые.
Поэтому не рву цветы.
А ты?!
Дидактическая игра «Цветы».
Подвижные игры «Не замочи ног», «Медведь и пчелы».
Труд на участке. Полив клумб.
Прогулка №6 «Рассматривание деревьев, наблюдение за птицами на деревьях»
Цели: закреплять знания о деревьях; учить узнавать знакомое дерево по силуэту, распознавать птиц: воробья, ворону, синицу.Приметы: листья желтые на деревьях рано появились - быть ранней весне; воробьи собираются в густой листве и шумно «митингуют» - к ясной погоде.
Стихотворение:
АВГУСТ
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторами,
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит.
С. Маршак
Загадка:
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,
А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива.)
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Русская народная игра «Стадо».
Подвижная игра «Пустое место».
Прогулка №7
Цели: формировать представления об особенностях внешнего строения, места обитания, способах передвижения, питания, размножения насекомых.Наблюдение за мухами
У мухи огромные глаза, ими муха великолепно видит, поэтому подобраться к ней незамеченным нелегко. Усики у нее короткие, пушистые. Мушиный рот напоминает хоботок, через него муха легко втягивает пищу. Если еда оказывается слишком твердой, то через хоботок муха выпускает капельку слюны и размягчает ее. Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда влажные и легко прилипают к гладким поверхностям. Муха - очень вредное насекомое! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворных микробов и яйца глистов.
Примета: рано просыпаются мухи - к хорошей погоде. Поговорка: «Умножил бог лето мухами, а зиму морозами».
Стихотворение:
Муха, муха-надоеда
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит,
Хлеб нарезан - можно есть,
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!»
Загадка:
Кто над нами вверх ногами
Ходит, не страшится
И упасть не боится? (Муха.)
Дидактическая игра «Скажи слово с нужным звуком».
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
Наблюдение за долгоносиками
Долгоносики — это мелкие жучки, голова у них втянута в головотрубку и напоминает миниатюрный хоботок. Характерное строение тела: на крыльях твердые выросты - надкрылья, которые закрывают перепончатые крылья; у них есть усики, шесть ног. Жуки уничтожают остатки растений, насекомых. Рассматривание их следов на песке.Загадка:
Солнце печет, липа цветет,
Рожь колосится, золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом.)
Русская народная игра «Волк».
Прогулка №8
Цели: формировать представления о строении, росте и развитии травы; воспитывать заботливое отношение к растительному миру.Рассматривание травы
Педагог обращает внимание на растительный покров земли, на разнообразие растительного мира. Рассмотреть травянистые растения; их внешний вид, разнообразие. Найти части растения. (У многих отсутствует стебель, у других цветы уже отцвели.) Многие растения уже отцвели и дали семена, многие травы высыхают, становятся желтыми. Осенью наземные части высохнут и отомрут, тогда как корень останется в земле зимовать, чтобы весной прорасти новой травинкой.Стихотворение:
АВГУСТ
В этот месяц, что ни год,
Все вокруг к себе зовет:
Сад - отведать сочных яблок,
Помидоров - огород.
Загадка:
Она под осень умирает и вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет все лето. (Трава.)
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Подвижная игра «Пузырь».
Цель: развивать длительный плавный выдох.
Ход игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь, повторяя слова за воспитателем: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся». Дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: «Воздух выходит!» или «Пузырь лопнул!» - дети идут к центру круга, произнося: «С-С-С», подражая выходящему воздуху.
Рассматривание подорожника
Педагог и дети рассматривают растение, обобщая сведения о его строении и использовании в лечебных целях.Поговорки и пословицы: «Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь»; «В августе зима с летом борются».
Загадка:
У дорог и у дорожек зеленый лекарь... (подорожник).
Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».
Подвижная игра «Пустое место».
Прогулка №9
Цели: продолжить знакомство с цикорием, воспитывать ответственное отношение к природе.Рассматривание цикория
Цикорий обыкновенный - красивое растение. Голубые соцветия радуют взор. Рано утром они открываются навстречу солнцу, а днем закрываются. Растения растут на открытых местах, в определенных условиях: одни любят солнце, другие - тень, одни любят влажную почву, другие - сухую. Цикорий любит солнечные места. Это многолетнее растение.Стихотворение:
Вот и лето прошло - пролетело,
Сколько радости было в нем!
Сколько счастья, тепла и света
Было в радостном лете том.
Загадка:
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
Дидактическая игра «Ищи».
Подвижная игра «Ручейки и озера».
Эмоциональная игра «Петушиные бои».
Цели: способствовать эмоциональной разрядке; учить соблюдать правила игры.
Ход игры. Дети в парах встают друг против друга на одной ноге. Руки спрятаны за спину. По команде ведущего они начинают наскакивать друг на друга, толкаться плечами, туловищем, головой, стараясь заставить соперника встать на обе ноги. Ведущий следит за соблюдением «бойцами» правил.
Рассматривание календулы
Календулу (ноготки) очень легко найти по оранжевым соцветиям. Это лекарственное растение, которое используют как противовоспалительное и ранозаживляющее средство. Осенью наземная часть растения отмирает, корни зимуют под землей.Дидактическая игра «Сколько предметов?».
Подвижная игра «Замри!».
Эмоциональная игра «Сороконожка».
Прогулка №10 «Наблюдение за птицами»
Цели: учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу; воспитывать ответственное отношение к природе.В городах живут городские воробьи. Они крикливые, крупные, оперение у них серенькое. Деревенский (полевой) воробей более робкий, он меньше и понаряднее своего городского брата. Воробей, как и многие птицы, сооружает гнездо, но он плохой строитель, поэтому иногда захватывает скворечник, и выгнать его оттуда очень трудно. Воробьи - смелые и ловкие птицы, даже кошки ловят этих птиц очень редко.
Приметы: вороны купаются - к дождю; воробьи летают стайками - к сухой и ясной погоде.
Поговорка: «По крупице птица собирает, а сыта бывает»
Стихотворение:
Воробьи-воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки.
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтобы их погладить?
Дидактические игры «Стоп! Палочка, остановись!», «Так бывает или нет?».
Подвижные игры «Не замочи ног», «Зайцы и волк».
Труд на участке. Приведение в порядок участка детского сада: уборка веток, камешков, бытового мусора.
Прогулка №11
Цели: познакомить со строением, ростом и развитием ивы; развивать умение обобщать по существенным признакам; накапливать опыт внимательного отношения к растущим растениям; формировать представления о кошке как домашнем животном и друге человека, об ее детенышах.Рассматривание ивы
Педагог обращает внимание на пень, оставшийся от старой ивы.- Рассмотрите его. Посчитайте количество годичных колец. Каждое кольцо - это год жизни дерева, чем больше колец, тем толще дерево и тем оно старше. По кольцам также можно определить, засушливым был год или нет. От пня хорошо отделяется кора ивы, а под ней множество насекомых, для которых пень - родной дом. Вокруг пня много молодой поросли. Это молодые Деревца, которые начали расти от старого корня. Он доставляет питательные вещества и воду из глубин земли и питает молодые Деревца. Через несколько лет пень разрушится насекомыми, а молодые деревца вырастут настоящими большими деревьями.
Пословица: «Не беречь поросли - не видеть и дерева».
Стихотворение:
АВГУСТ
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые чижи.
Что за месяц? Подскажи!
Загадка:
Вышли девицы весне подивиться,
Сели гурьбой над самой водой.
Ноги в реке купаются,
Руки в воде плескаются,
Косы с плеч опускаются,
Сережки висят, качаются. (Ивы.)
Дидактическая игра «Стоп! Палочка, остановись!».
Подвижная игра «Ручейки и озера».
Наблюдение за кошкой
Никогда природа не создавала более совершенных охотников, чем кошки. У кошачьих все приспособлено для охоты: они вооружены длинными острыми клыками и загнутыми, как сабли, когтями. Когти должны быть всегда острыми, потому когти у кошачьих втяжные: особенные связки держат их втянутыми при ходьбе и выпускают во время нападения на жертву. Кошки - отличные прыгуны. Они пластичны, задние лапы у кошачьих сильные и длиннее передних, что обеспечивает мощный толчок и позволяет им прыгать с места без разбега. Пятнистая или полосатая окраска маскирует кошек среди травы или в тени ветвей. Кроме того, кошки наделены отличным слухом и зрением, а также способностью видеть в темноте. Правда, обоняние у кошек слабое, и они почти не используют его ни во время охоты, ни во время поиска добычи. Кошки отлично уживаются с человеком, поэтому почти в каждой семье живет кошка, которая является и другом, и помощником в ловле мышей, и живой игрушкой для детей.Стихотворение:
Мы вымыли руки, мы сели за стол.
А он - неумытым обедать пришел.
И с ним бесполезна любая беседа,
Он вымоет лапки, но после обеда!
Загадка:
Мордочка усатая, шубка мохнатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (Кот.)
Дидактическая игра «Накорми животное».
Цель: учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход игры. Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно отличается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трехсложные.
Подвижная игра «Котята и щенята».
Прогулка №12
Цели: познакомить с улиткой и стрекозой, их образом жизни; развивать мышление; воспитывать чувство ответственности.Наблюдение за улиткой
По земле медленно движется улитка. Как же ей это удается, если никаких ног не видно? Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет из себя сплошную «ногу»! Эта нога имеет плоскую и гладкую поверхность, в ней есть мышцы, которые позволяют улитке скользить по земле. Для облегчения ее передвижения на этой ноге есть крошечные железы, в которых вырабатывается слизистая жидкость, и улитка буквально скользит по влажной поверхности с помощью волнообразных движений. Эта ее нога прямо-таки удивительна - улитка без малейших повреждений может проползти по лезвию самой острой бритвы! Улитка действительно примечательное во всех отношениях создание. Например, улитка никогда не заблудится. Инстинкт приведет ее к укрытию, какой бы большой путь она ни проделала. А при собственном весе, не превышающем 15 граммов, она способна тащить за собой почти полукилограммовый груз. Улитки живут на суше или в пресной воде. Все эти создания оснащены одной-двумя парами усиков. У них есть два глаза, которые могут находиться на кончиках усиков или у их основания, и рот. Рот часто имеет форму хоботка. Язык улитки напоминает напильник. На нем расположены сотни маленьких зубок, и улитка языком срезает и перемалывает пищу. Дышат улитки с помощью единственного легкого или жабр. Их раковины растут виток за витком по мере роста самой улитки. Большинство улиток откладывают яйца. Некоторые кладут несколько очень больших яиц, другие - очень много маленьких.Стихотворение:
- Где вы прячетесь, улитки?
- В мокрых травах у калитки.
Утром пьем росу из флоксов,
В полдень дремлем у колодцев.
Вечером, когда нежарко,
Расползаемся по парку.
Под березами без спешки
Объедаем сыроежки!
Загадка:
Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке.
На себе ее везет, по соломинке ползет. (Улитка.)
Дидактическая игра «Стук да стук, найди слово, милый друг».
Цель: учить делить слова на слоги (части).
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель - в середине. В руках у него бубен.
Правила игры. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать насекомых, имеющих в названии 2 слога (комар), затем ударяет 3 раза (стре-ко-за) и т. д.
Подвижная игра «Найди камешек».
Ход игры. Детям поочередно даются задания: найти самый большой, самый гладкий, самый острый, самый красивый камешек. Игра проводится в форме соревнования - кто быстрее и больше найдет.
Наблюдение за стрекозой
Стрекоза — хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету. А отыскать добычу ей помогают два больших глаза, они облегают голову почти со всех сторон. Усики у стрекозы короткие, почти незаметные. Это значит, что обоняние у этих насекомых слабое и большой роли в жизни не играет.Примета: перед дождем складываются листья клевера.
Поговорка: «Где цветок, там и медок».
Стихотворение:
СТРЕКОЗА
Стрекоза над речкой тихой
И порхала, и кружилась,
А потом на лист плавучий
Осторожно опустилась.
Точно сделала посадку
На зеленую площадку.
Видел я ее полет –
Настоящий вертолет!
Загадка:
У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза. Называют ее... (стрекоза).
Дидактическая игра «Не зевай!» (насекомые).
Подвижная игра «Песенка стрекозы».
Прогулка №13
Цели: расширить знания об особенностях внешнего вида, общих признаках и жизненных проявлениях богомола; формировать представление об изменениях в поведении птиц; учить анализировать, устанавливать простейшие связи между особенностями внешнего вида и способами передвижения, особенностями внешнего вида и способами защиты от врагов; обогащать словарный запас.Наблюдение за богомолом
Богомол - оригинальное насекомое серого или зеленого цвета, похож на больших кузнечиков с огромными передними ногами, на которых имеются острые шипы для охоты. Богомолы затаиваются среди травы, и как только в поле их зрения оказывается какое-либо зазевавшееся насекомое, тут же следует молниеносный бросок - и жертва уже зажата между шипами. Интересное название у этих насекомых - «богомолы» («богу молятся»), Название произошло от умения насекомого вставать на задние лапки, а передние складывать перед собой, как человек складывает руки перед молитвой. Богомолы очень хорошо приспособились к окружающей среде: их тело похоже на травинку или сучок, окрас туловища - под цвет окружающей среды, такого сразу и не заметишь.Загадка:
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей.)
Дидактическая игра «Не зевай!» (насекомые).
Подвижная игра «Найди себе пару».
Наблюдение за поведением птиц
Воробьи, вороны, голуби, горлинки обитают вблизи территории детского сада. К вечеру гомон утихает, птицы, налетавшись за день, готовятся ко сну. Одни только воробьи не могут угомониться до самой темноты. Они снуют по улице, среди проезжающих машин и идущих людей. Понаблюдать за ними.Дидактическая игра «Не зевай!» (зимующие птицы).
Подвижная игра «Стайка».
Прогулка №14
Цели: систематизировать представления об особенностях внешнего строения, способах передвижения, и защиты от врагов шмеля; воспитывать культуру поведения.Наблюдение за шмелем
У шмеля четыре небольших крыла, он окрашен чередующимися ярко-желтыми и черными полосками. Такая яркая окраска обычно бывает у насекомых, имеющих ядовитое жало. Птицы облетают их стороной. У шмеля прекрасное обоняние и зрение. Он издалека видит яркие весенние цветы, чувствует их запах и летит к ним. С утра до вечера шмель летает, собирая медовый нектар, относит его в гнездышко. Осенью шмелиная семья погибает, в гнезде остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, продолжают жизнь семьи.Стихотворение:
ЛЕСНОЙ АЭРОДРОМ
Гудит в разгар работы лесной аэродром,
Малютки-самолеты курсируют кругом.
Наметив трассу точную из Солнечных земель
Летит в страну Цветочную
Мохнатый толстый... (шмель).
Е. Серова
Дидактическая игра «Кому что нужно».
Подвижная игра «Дети и волк».
Наблюдение за пчелой
Люди называют пчел «хлопотуньями», «труженицами». С глубокой древности пчела стала для человека полезным насекомым.У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Сильные челюсти пчелы - их называют жвалами - помогают насекомому размягчать воск.
Примета: пчелы над черемухой и рябиной - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Пчелка маленькая, да мед ее сладок»; «У кого пчела, тому и жизнь весела».
Загадка:
Над цветами кто летает, сок цветочный собирает,
В домик свой его несет, из него готовит мед? (Пчела.)
Дидактическая игра «Кто ты?».
Русская народная игра «Пчелки и ласточка».
Прогулка №15
Цели: продолжить знакомство с природными явлениями (росой); формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; воспитывать любовь к родной природе.Рассматривание росы
Утром после ясных тихих летних ночей на траве, листьях деревьев можно увидеть капельки воды - росу. При охлаждении ночью влага из воздуха конденсируется на поверхности почвы, на растениях, и образуются капельки росы. Особенно обильные росы выпадают в конце июля - в августе, когда ночью становится гораздо прохладнее, чем днем.Примета: сильные росы - на хороший урожай.
Дидактическая игра «Какое время года?».
Подвижная игра «Лягушата».
Рассматривание семян деревьев
Семена могут быть разной окраски, разного размера и формы, они также имеют разные приспособления для распространения. Плод клена называют крылаткой. Почему? (Он состоит из двух частей, каждая имеет крыло.) Внутри семени находится зародыш дерева: миниатюрные зеленые листочки. Из семечка вырастет весною молодое деревце. Как падает крылатка? (Она бесшумно вращается, поэтому долго держится в воздухе.) При ветре крылатка далеко отлетает от дерева - это способ распространения семян. Семена клена, вяза, березы, одуванчика распространяются при помощи ветра. Семена лопуха, череды цепляются за одежду человека и за шерсть зверей. Семена подорожника прилипают к подошве на обуви. Птицы тоже переносят семена на большие расстояния. Если бы созревшие семена падали тут же, возле «матери», они погубили бы друг друга: им не хватило бы пищи и места для развития.Примета: в августе дуб желудями богат - к урожаю.
Стихотворение:
ДО БУДУЩЕГО ЛЕТА
Уходит тихо лето, одетое в листву.
И остаются где-то во сне иль наяву:
Серебряная мушка в сетях у паука,
Невыпитая кружка парного молока
И ручеек стеклянный, и теплая земля,
И над лесной поляной жужжание шмеля.
Дидактическая игра «Где что можно делать?».
Подвижная игра «Узнай растение».
Прогулка №16
Цели: познакомить с паучками, мухами, их строением, образом жизни; развивать связную речь; воспитывать любовь к окружающему миру.Наблюдение за паучками на клумбе
Пауки относятся к классу паукообразных, очень близкому насекомым. В наших краях наиболее распространены паучки- крестовики. У паука-крестовика гладкое шарообразное брюшко, на котором сверху отчетливо виден светлый узор в виде крестика (поэтому этот вид пауков и получил такое название). Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединены они между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части паука находится паутинная бородавка, через которую паук выделяет паутину.Примета: если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
Поговорки и пословицы: «Жужжала муха, дождалась паука»; «Где муха ни летала, а к пауку попала».
Стихотворение:
ПАУЧОК
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок:
Если муха прилетит,
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей побежит.
Дидактическая игра «Отгадай насекомое».
Ход игры. Воспитатель (или ведущий) объясняет правила игры: воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог (называть можно только животных). Например: начало слова - «ко». Дети подбирают слова: комар, корова, коза и т. д. Как только кто-то угадает, он получает фишку. Кто больше наберет фишек, тот и выиграл.
Подвижная игра «Лягушки».
Наблюдение за мухами-журчалками
Над укропом вьются насекомые, это мухи-журчалки. Они то застывают в воздухе, в одной точке, то делают молниеносные рывки, даже не выворачиваясь при этом. Окрашены очень ярко и по окраске сходны с осами, пчелами, шмелями. Личинки этих мух питаются тлей. За день личинка мухи-журчалки может съесть до 200 тлей.Дидактическая игра «Отгадай насекомое».
Подвижная игра «Волк во рву».
Прогулка №17
Цели: учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту; воспитывать бережное отношение к прекрасным творениям природы; закреплять знание названий садовых растений; учить собирать созревшие семена для посадки на следующий год.Сбор семян цветов
На каждом виде цветов свои семена. Педагог показывает детям уже созревшие семена, которые можно собирать, и семена, еще не созревшие. Вспомнить способы распространения семян.Приметы: лягушки квакают перед дождем; лягушки по суше прыгают - к дождю.
Поговорка: «Август-собериха, всего припасиха».
Стихотворение:
АВГУСТ
Август устали не знает, заглянув во все сады,
Он в корзины собирает золотистые плоды.
Груши, яблоки, малину, наклоняя ветки, рвет,
А в бочонки и кувшины льет густой душистый мед.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Подвижная игра «Улиточка».
Цель: учить узнавать товарищей по голосу.
Ход игры. Водящий («улиточка») становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога.
Угадай, кто я!
Тот, чей голос «улитка» узнала, сам становится «улиткой».
Наблюдение за запахами растений
Чаще всего мы замечаем приятно пахнущие цветы: ландыш, сирень, розу, пион. Но многие растения содержат пахучие вещества и в других своих частях: коре, листьях, корнях. Чтобы этот запах ощутить, необходимо растереть эту часть в ладонях.Загадка:
Что две недели зеленится,
Две недели колосится
Две недели отцветает,
Две недели наливает.
Две недели подсыхает? (Рожь.)
Дидактическая игра «Что это такое?».
Подвижная игра «Угадай, что поймал».
Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти в воображаемый лес и понаблюдать за его обитателями (белками, зайцами, муравьями, пчелками и т. д.). Вернувшись с прогулки, рассказать без слов, при помощи жестов и мимики, за кем они наблюдали.
Труд на участке. Уборка сорняков, засохших стеблей и листьев.
Прогулка №18 «Наблюдение за сбором урожая»
Цели: вызвать радость от результатов собственного труда; закреплять представления о том, как выращивают урожай.На огороде подвести детей к мысли, что не все овощи созревают одновременно. Рассмотреть на огороде различные виды овощей: что уже созрело, можно собирать, какие овощи еще требуют времени для созревания. Вспомнить с детьми название овощей, наблюдать за сбором уже поспевших овощей.
Поговорки и пословицы: «Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь»; «Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь».
Загадки:
Что за скрип, что за хруст?
- Как же быть без хруста, если я ... (капуста).
Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста.)
Лежат в земле яички, снесли их не птички. (Картофель.)
Дидактические игры «Что сажают в огороде?», «Угадай, что в мешочке».
Русская народная игра «Капуста».
Цель: развивать внимание, мышление.
Ход игры. Воспитатель чертит на площадке большой круг - это «огород». В середине круга дети складывают платки, обозначающие капусту. Выбирается игрок - «хозяин», который садится рядом с «капустой» и говорит:
Я на камешке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волки и синицы, бобры и куницы,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого поймает «хозяин», тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унес «капусты», - победитель.
Подвижная игра «Ловушка».
Труд на участке. Уборка на огороде.
Прогулка №19
Цели: закреплять знания о приметах сезона; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе.Наблюдение за погодой
Стало прохладно по ночам и утрам, на небе чаще появляются облака, деревья начинают желтеть... Все это говорит о том, что приближается осень. Приметы осени в природе.Примета: летом туман стелется по земле - будет дождь.
Поговорка: «В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит».
Стихотворение «До будущего лета».
Дидактическая игра «Найди себе пару».
Русская народная игра «Пчелки и ласточка».
Наблюдение за тучами
Небо все чаще бывает серым, покрыто тучами (тучи - это облака, сливающиеся вместе в темную массу). Вспомнить причину быстрого движения туч. Чем тучи отличаются от облаков? (По цвету, по размерам, по структуре, из туч часто идет дождь, тогда как облакам для этого надо сначала собраться вместе и превратиться в тучи.)Примета: облака или тучи быстро движутся - к ясной погоде-
Стихотворение:
ТУЧИ
Шли над желтыми полями,
Тучи, полные дождем.
Тучи стукнулись боками –
Загремел сердито гром.
Дидактическая игра «Придумай сам».
Подвижная игра «Кот на крыше».
Прогулка №20
Цели: развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца; расширять кругозор.Наблюдение за солнцем и долготой дня
Выйдя на прогулку, прежде всего обратить внимание на солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое, закрыто тучами? Вспомнить, каким оно было вчера. Солнце греет уже не так, как в начале лета, дети уже не бегают босиком, так как по утрам земля холодная, а днем прогревается мало, и уже не хочется снимать обувь. Отметить путь солнца утром, днем и вечером по ориентирам. Сделать вывод, что солнце все позже встает, а вечером раньше заходит, в связи с этим уменьшаются дни.Примета: солнце садится не в тучи - быть хорошей погоде.
Загадка:
Кто входит в окно и не ломает его? (Солнечный луч.)
Дидактическая игра «Кто больше вспомнит».
Подвижная игра «Повар».
Наблюдение за красотой окружающей природы
Любование красотой природы: разнообразием звуков и запахов, обилием цветовой гаммы в цветниках. На небе прозрачная голубизна, медленно проплывающие белые ажурные облака; начинают желтеть и краснеть кроны деревьев и кустарников.Примета: листья желтые на деревьях рано появились - быть Ранней весне.
Поговорки и пословицы: «В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит»; «Август собирает для зимы подарки».
Дидактическая игра «Придумай другое слово».
Русская народная игра «Волк».
Рекомендуем посмотреть:
Беседа про луг в старшей группе Прогулки в июне в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС Прогулки в июле в старшей группе. Картотека с целями по ФГОСПохожие статьи:
Прогулка наблюдение за солнцем летом. Старшая группа
Наблюдение за насекомыми в старшей группе летом
← Прогулки в июле в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС | Занятие в старшей группе совместно с родителями в ДОУ. Путешествие в город Вежливости →
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 584 дня назад (18 апреля 2023)
Просмотров: 6999
Блог: Блог Надежды Павловны
Рубрика: Воспитателю детского сада
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!