Наблюдение за насекомыми в старшей группе летом
Конспект летней прогулки в детском саду на тему «Наблюдаем за насекомыми»
Цель — познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.
Ход прогулки
Наблюдение
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся.
С детьми стоит понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?
Художественное слово
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит —
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей прибежит...
Е. Стюарт
Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной.
(Русская народная потешка)
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши — муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
Л. Гулыга
Пчела — не кит,
Она — мала,
Но велики
Ее дела.
С. Баруздин
Залетела к нам оса
И гудела два часа.
Извелась совсем без дела,
Даже вроде похудела.
Ж. Давитьянц
Все поле у околицы —
Большой кузнечный цех.
Здесь так работа спорится —
В ушах звенит у всех!
Е. Фейерабенд
Загадки
Два рога, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит — так воет,
Сядет — землю роет. (Жук)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Дом стоит под старой елкой,
В нем живет моя семья.
Я несу туда иголки.
Угадайте, кто же я? (Муравей)
Над нами —
Вверх ногами.
Ходят —
Не страшатся,
Никого не боятся. (Мухи)
Идет воин,
Землю роет,
А сам воет. (Жук)
Не по рыбам,
А сети расставляет. (Паук)
Осенью в щель заберется,
А весной проснется. (Муха)
Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
Она и жалит, и жужжит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только меду не дает,
Как пчела. (Оса)
В. Викторов
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно —
Лишь под ногами посмотри.
Назови меня скорей —
Я рабочий... (муравей).
Н. Шевляков
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка. (Кузнечик)
Я на спинке лежу,
Лапки ножницами
Скрещу. (Жук)
Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Кто одежды не шьет,
А ткань ткет? (Паук)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит — кричит,
Сядет — молчит.
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (Комар)
В лесу у пня
Суетня, беготня —
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит. (Муравейник)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочки)
В. Орлов
Без рук, без ног,
На брюхе ползает. (Червяк)
Шли плотники без топоров,
Срубили избу без углов. (Муравьи)
В уголке живет,
Пряжу прядет.
Тоньше его пряжи
Не найдешь в продаже. (Паук и паутина}
Вокруг носа вьется,
А в руки не дается. (Муха)
Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)
А. «Звукоподражание» — воспитатель называет насекомое, дети произносят звукоподражание. Цель — закрепить произношение отдельных звуков.
Б. «Угадай по описанию» — воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
✺ «Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.
✺ Пальчиковая гимнастика «Улей».
Вот маленький улей, где пчелы Дети сжимают пальчики в кулак.
Спрятались, никто их не увидит.
Вот они показались из улья, Отгибают по одному пальчику.
Раз, два, три, четыре, пять,
З-з-з-з-з-з!
В. Волина
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Построить муравейник.
Б. Ползание по бревну.
Подвижные игры
✺ «Жуки». Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.
Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
✺ «Змейка». Цель — научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перепрыгивать через препятствия.
Похожие статьи:
Наблюдение за лягушкой в старшей группе
Инсценировка сказки Чуковского Муха Цокотуха для детей 5-7 лет
Конспект комплексного занятия для детей 5-6 лете на тему «Берегите лес»
Нет комментариев. Ваш будет первым!