Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Организация прогулок летом с детьми в детском саду

Организация прогулок летом с детьми.
Данная методическая разработка будет полезна педагогам, вожатым, студентам, осуществляющим работу с детьми в летнее время. Разработка представлена для работы в природе и наблюдением за реальностью без применения иллюстраций. В материале размещены разные виды прогулок с наблюдениями, приведены примеры применения художественного слова и элементов фольклора, что позволяет сделать прогулки более интересными для малышей и детей младшего и среднего школьного возраста.
Прогулки в природу с детьми летом.

1. Прогулка в рощу
По дороге в рощу отметить цвет неба. Понаблюдать за облаками, за их движением и причудливым изменением формы. Спросить, как называются такие облака и в какое время они бывают. В роще обратить внимание на деревья, покрытые молодой листвой, на ковер травы. Вспомнить с детьми, какие деревья были весной, много ли было травы. Понаблюдать, как над цветущим лугом, кустарником кружатся пчелы. Спросить, какое время года наступило.
Художественное слово. Е. Трутнева
«Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит это уже лето!
Значит, кончилась весна!»

2. Прогулка в сад
Показать, как красиво цветет сирень. Осторожно наклонить ветку сирени, рассмотреть цветы, отметить их бледную сиреневую окраску. Спросить, какого цвета эти цветы. Дать детям понюхать. Затем подойти к черемухе. Сравнить цветы черемухи с цветами сирени по цвету, расположению на ветке, запаху. Спросить, что зацвело раньше. Понаблюдать за скворцами. За тем, как они улетают и прилетают, послушать пение птиц.
Художественное слово. Г. Бойко.
«Солнце встало рано, заглянуло в дом.
Зацвела черемуха за моим окном.
Птица распевается близко-близко где-то -
Значит, наступает золотое лето».

3. Прогулка на луг
Обратить внимание на красоту луга, покрытого желтыми одуванчиками, от которых луг делается золотым. Отметить, что трава на лугу высокая и сочная. Объяснить, что траву нельзя мять, потому что ее будут косить. Спросить, какие еще цветы растут на лугу. Дать почувствовать детям красоту летней природы.
Художественное слово. Суриков.
«От цветов на полях льется запах кругом
И сияет роса на траве серебром».

4. Прогулка на участке
Вспомнить, как называется первый летний месяц.
Загадка: «Теплый длинный-длинный день,
В полдень - крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц подскажи-ка?» (июнь)

5. Наблюдение за изменениями в природе.
Обратить внимание, что летом солнце выше, небо прозрачнее, дни длиннее, ночи короче. Вспомнить, светло ли было зимой, когда просыпались утром. Дать задание: посмотреть, где будет солнце, когда проснутся.
Загадка: «Выше леса, краше света, без огня горит?» (солнце)
Отметить, как по траве бегают солнечные зайчики. Спросить, одинаково ли освещаются солнцем предметы (дома, деревья), а куда еще совсем не попадает солнце.
Художественное слово. Познамская.
«Солнце светит ярко-ярко!
От него светло и жарко.
Солнце в роще на лугу,
Я встречать его бегу.
Солнце на небе сверкает,
Согревает и ласкает
Все цветы в тиши лесной,
Все травинки до одной.
Хорошо на свете жить,
С ясным солнышком дружить!»

6. Наблюдение за почвой под кустарником
Спросить, может ли сухая почва доставить питание и влагу растениям. Предложить полить кустарники, подрыхлить почву, посыпать золой. Обратить внимание на цветение рябины. Спросить, какие цветы у рябины, отметить форму листьев (цветы рябины собраны в кисть, листья узкие, продолговатые с разными узорами). Осторожно срезать 2-3 кисточки в группу.
Загадка: «Летом - горька, зимой - сладка.» (рябина)
Высадить в цветник рассаду: астру, львиный зев, гладиолусы, бархатцы, анютины глазки. Объяснить, что гладиолусы очень чувствительны к холоду и на ночь их надо накрывать бумажными колпаками. Сравнить листья астры и бархатцев, а листья гладиолуса с анютиными глазками.
«Мы зеленую рассаду дружно высадим как надо.
Польем зеленые росточки, потом будут и листочки».

7. Прогулка на огород
Посадка овощных культур: огурцов, гороха, лука, репы, бобов. Отметить, что семена огурцов - овальной формы, белого цвета с белым ростком; семена гороха - круглые, крупные, светлые; семена лука - черного цвета, треугольной формы, а бобы - крупные, овальные, черные. Одним детям предложить сделать бороздки и посадить семечки, а другим - засыпать землей и осторожно полить.

8. Посев гороха и фасоли
Сделать на грядках поперечные бороздки. Поставив детей по обе стороны грядки, расставить баночки с семенами. Показать, как нужно сажать и засыпать бороздки.
«Семечко положи в мягкую постельку -
Художественное слово.
В теплую земельку,
Грядку солнышко пригреет - наше семечко созреет.
Теплый дождичек прольется - наше семечко напьется».

9. Наблюдение за дождем
Посмотреть, как в лужах образуются пузыри, обратить внимание на деревья, омытые дождем. Отметить, что деревья, кустарники, трава стали после дождя зеленее и ярче. Предложить вдохнуть свежий воздух.
Художественное слово. З. Александрова.
«К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице - смотри, смотри! –
он пускает пузыри.
Значит, очень хорошо, что сегодня дождик шел!»

10. Прогулка в лес (парк).
Обратить внимание на шишки у вершин молодых елочек и сосен. Отметить, что шишки елей продолговатой формы, висят вниз, а у сосен шишки округлые. Зимой или ранней весной чешуйки шишек раздвигаются и из них высыпаются семена, которые прорастают в земле. Отметить, что они еще совсем маленькие, не похожи на настоящие. Объяснить, что у хвойных деревьев вместо листьев растут иглы - хвоя.
Загадка: «Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год» (елка)

11. Наблюдение за лиственницей,
Рассмотреть ствол (коричневого цвета). Вместо листьев растут иглы- хвоинки. Но, в отличие от ели, хвоя у лиственницы не колется, она мягкая. Предложить рассмотреть ветку, осторожно ее наклонив, потрогать руками хвою. Рассмотреть шишки. Они небольшие по размеру, продолговатые, коричневые. А те шишки, которые еще неспелые - зеленого цвета. Предложить детям сравнить лиственницу и елку. Что похожее? В чем разница?
Загадка: «Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)

12. Наблюдение за птицами в березнике
Обратить внимание, как птицы то и дело вылетают из своих гнезд. Они летят за кормом для своих птенцов. Обратить внимание, что сейчас редко услышишь птичье пение. Все птицы заняты выкармливанием своего потомства. Спросить детей: «Чем птицы выкармливают своих птенцов? Какую они приносят пользу человеку? Почему нельзя разорять птичьи гнезда? Почему нельзя брать руками птичьи яйца?»
Художественное слово.
«Высидела я птенцов крикливых,
Не сегодня - завтра полетят.
Голосов счастливых переливы
В синем небе звонко зазвучат».

13. Прогулка на огород
Высадить на грядку рассаду помидор. Объяснить, что помидоры чувствительны к холоду, поэтому мы будем делать бумажные колпачки и вечером их прикроем. Одним детям предложить сделать лунки, другим полить водой, посадить рассаду и осторожно засыпать землей. Обратить внимание на прямой стебель рассады, на листья, по форме подобные листьям картофеля. Обратить внимание на всходы огурцов, лука, гороха.
Художественное слово.
«Вот у нас в руках рассада.
Мы посадим все как надо.
Поровнее и негусто сей лучок, сажай капусту.
Скоро вырастет на грядке
Много-много репки сладкой.
Зреть на солнце будет скоро
Много красных помидоров.
Пусть растет у нас горошек,
Самый крупный и хороший.
Огород у нас на диво –
И богатый и красивый».

14. Наблюдение за бабочками
Предложить понаблюдать за бабочками. Как они держат крылья, когда летают, сидят на ветке, на траве. Осторожно изловить бабочку и рассмотреть ее. Рассказать, что бабочки бывают разные: лимонница, крапивница, белянки (капустница, репница). Научить детей различать бабочек по окраске. Объяснить, что бабочки белянки-капустницы приносят вред на огороде, так как откладывают на листьях капусты свои яйца. Из яиц выводятся гусеницы, которые грызут листья и стебли.
Загадка: «На зеленый ковер села эскадрилья.
То откроет, то закроет расписные крылья» (бабочки)

15. Наблюдение за растениями.
0братить внимание на красоту участка, где гуляют дети. Кругом все зелено, листья на деревьях большие, трава выросла. Предложить поискать в траве цветы, выделить стебель (сорвав один цветок), лепестки, тычинки. Предложить понюхать. Обратить внимание детей, как цветы разнообразят, оживляют зеленый ковер травы.
Художественное слово.
«Одеты деревья, одеты кусты,
Кругом по траве запестрели цветы».

16. Наблюдение за лягушкой
Посмотреть, как она прыгает по земле. Обратить внимание на характерные признаки лягушек: глаза большие выпуклые, передние ноги короче задних, а на задних ногах имеются перепонки, поэтому лягушка может плавать. Объяснить, что лягушка полезная, т.к. она ест мух и комаров, ее нельзя убивать.
Загадка: «Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка» (лягушка)

17. Прогулка на луг
Обратить внимание на цветы красного клевера. Сорвать клевер и показать всем детям, сказать, что этот цветок еще называется кашкой. Рассмотреть короткий стебель цветка, отметить, что листья клевера состоят из 3 листиков. Обратить внимание на окраску, запах. Предложить набрать цветки клевера и сплести венки.
Художественное слово.
«Мы лютик сорвем золотой
И розовый клевер медовый.
Мы в зелени леса густой
Найдем колокольчик медовый»

18. Наблюдение за ветром
Обратить внимание детей на ветер. Дать детям вертушки или полоски бумаги для определения силы ветра. Если дует ветер, обратить внимание на то, как качаются ветки деревьев и их верхушки.
Художественное слово.
«Ветер, ветер, ветерок,
Ты сегодня нам помог.
Сдул с дороги тучи пыли,
С ними скрылся вдалеке.
Полотенце мы забыли –
Ты нас вытер на реке.
Прилетай ты к нам почаще,
Легкий, ласковый, журчащий.
Попрохладней будут дни,
Вот тогда и отдохни».

19. Понаблюдать за ласточками
Объяснить, что у ласточек вывелись маленькие птенчики. Посмотреть, как взрослые ласточки вылетают из-под крыши дома и улетают, а потом приносят в клюве разных насекомых для своих птенцов, которые скоро подрастут и будут взрослыми птичками.
Художественное слово.
«Птичка под моим окном гнездышко для деток, вьет.
То соломку тащит в ножках, то пушок во рту несет».
Загадка: «Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины» (ласточка)

20. Наблюдение за небом
Загадка: «Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой» (небо)
Понаблюдать за небом. Обратить внимание на цвет неба. Небо ярко-голубое, высокое, красивое. Вспомнить, каким небо было зимой (низкое, белое или серое, по которому плыли серые рваные тучи).

21. Продолжить наблюдение за небом
Отметить цвет неба. Обратить внимание на облака. Какого они цвета? Какого цвета становятся облака, когда из них собирается пойти дождь? Какой формы облака? На что они похожи? Вспомнить песенку из мультфильма:
Художественное слово.
«Облака, белогривые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки.
Не спешите вы, пожалуйста, облака,
А по небу прокатите нас, облака»

22. Обратить внимание на растения грунта,
растущие на участке. Объяснить, что это подорожник. Рассмотреть его. Сорвать один листик, показать детям. Листья у подорожника широкие, овальной формы с острым концом. Мелкие, невзрачные цветки собраны в колосок. Но хотя это растение не такое красивое, как, например, клевер, но оно очень полезное. Применяется в медицине. Его можете применять и вы, если вдруг порежете пальчик или обдерете коленку. Нужно обмыть листок водой и приложить к больному месту. Боль скоро пройдет и кровь перестанет течь.
Художественное слово.
«Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук»

23. 0братить внимание на пух, слетающий с тополей
Поймать пушинки и рассмотреть их семена. Объяснить, что это тополя так плодоносят, набрать семян и посеять в уголке участка.
Художественное слово.
«Зноем в окна дышит лето, рощи зеленью одеты.
А на нашей улице снег пушистый кружится.
Теплый снег летит в ладони, теплый и не тает.
Ой, смотрите - теплый снег с тополей слетает!»

24. Обратить внимание на изменения погоды
Отметить цвет неба, есть ли облака, дует ли ветер. Объяснить, что по виду неба можно определить погоду. Если небо днем голубое, а во время захода солнца золотистое или желто-розовое, будет ясная погода. Если во время дождя во второй половине дня появляется радуга - наступит хорошая погода. А если радуга утром - то будет дождливый день.

25. Работа на огороде
Показать, как нужно правильно подвязывать помидоры к колышкам, привлечь детей. Делать осторожно, чтобы не сломать стебля. Объяснить, что помидоры нужно подвязывать для того, чтобы они лучше росли.
Художественное слово.
«Здесь на солнце будет скоро много красных помидор.
Огород у нас на диво - и богатый и красивый»

26. Наблюдение за крапивой
Осторожно ее сорвать, дать рассмотреть детям. Обратить внимание детей, что стебли и листья покрыты жгучими волосками. Эти волоски при прикосновении к крапиве вызывают боль, ожог. Хотя крапива и злое растение, но она является лекарственным растением, из нее приготовляют различные лекарства.
Загадка: «Не огонь, а жжется,
В руки не дается.
Выросла под ивой,
Кто она?..» (крапива)

27. Наблюдения за дождями
Наблюдая за дождем, спросите детей, какой он (теплый, крупный...). Если подует сильный ветер, дождь будет падать косо. Спросить детей, полезен ли дождь для растений. Понаблюдайте за вынесенным на дождь комнатным растением, а также за растениями, растущими на огороде. Какими они стали после дождя?
Художественное слово. Б. Трутнева.
«Дождик, дождик, пуще
По лугам цветущим.
Дождик, дождик, лей весь день
На овес и на ячмень.
Пусть зеленая пшеница
Поскорей заколосится.
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки»

28. Наблюдение за зелеными жучками.
Сказать, что эти жучки называются «золотистой бронзой». Отметить его ярко-зеленые надкрылья, короткие ноги. Отпустить жучков на землю и понаблюдать, как он медленно будет ползти, а при полете он поднимает свои зеленые крылья. Взять несколько жучков для наблюдения.
Художественное слово.
«Под листочком жук проснулся,
Потянулся, встрепенулся.
Брюшко, нос, глаза, усы вымыл капелькой росы»

29. Прогулка на огород
Отметить, что вся грядка лука стала зеленой. Всходы лука похожи на оружие для метения стрел, вот поэтому его называют луком. Отметить заметно подросший тонкий стебель гороха с перистыми листочками. Поставить к гороху палочки.

30. Наблюдение за берёзой
Предложить рассмотреть дерево. Внизу ствол березы темный, а на белой коре рассыпаны темные пятна. Листья треугольной формы с зазубринами на концах. На березе видны сережки с семенами, которые созревают в конце весны и опадают летом. Люди любят березу, потому что она нарядна, красива. Кроме того, она полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят птицы, а еще из них делают лекарства. А из листьев - желтую и зеленую краски.
Художественное слово.
«Береза, моя березонька,
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая»
Хорошо посидеть с детьми под березой и спеть народную песню «Во поле березка стояла».

31. Наблюдение за грозой
Скажите, что если человека застанет гроза, надо добраться до какого-нибудь укрытия, но под деревом стоять нельзя. Обратите внимание детей на приближение грозы. Быстро закрывают небо тяжелые, темные тучи. Поднимающийся ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криками летают, спеша укрыться от грозы. Вспыхивает вдали молния. Раздается грохот грома. Надо сказать детям, что люди не боятся грозы. Когда раздаются сильные раскаты грома и дети с тревогой смотрят на вас, расскажите шутки- прибаутки:
«Как гром не гремит, а все замолчит»
«Туча - летуча, а гром - бегун»
«И гроза не про всякого грозна»
Художественное слово.
«Первый гром прогремел,
Туча пронеслась.
Чистой влагой дождя
Травка налилась.
Охватила всю даль
Радуга дугой.
Брызнул солнечный луч
Ярко над землей»

32. Вспомнить, как называется второй летний месяц
Загадка: «Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?» (июль)
Напомнить детям, что летом дни длинные, а ночи короткие. Вспомнить, светло ли было зимой, когда дети просыпались? Светло ли было сегодня утром, когда дети встали? Напомнить, что июль - самое жаркое время года. Не зря в народе называют июль верхушкой лета.

33. Прогулка в цветник
Обратить внимание на флоксы. Рассмотреть их пышные цветы Худ. слово: «Как чепец, нарядный и пестрый,
Как праздничный новый наряд,
Покрыли веселые флоксы,
Цветущие флоксы весь сад»
Сделать красивый букет для именинников.
34. Обратить внимание на гусениц,
которые живут на дереве. Они появляются из яичек, которые откладывают бабочки. Гусеницы очень прожорливы и губят растения. Покажите детям лист березы, объеденный гусеницей.
Художественное слово.
«Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может»

З5. Наблюдение за липой
Дайте понюхать невзрачные желтоватые цветки липы. Спросите, почему вокруг дерева кружит много пчел? Посидите под липой, пусть дети насладятся медовым ароматом ее цветков, прохладой тени.
Художественное слово.
«С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают –
Шкуру тонкую сдирают»
Рассказать детям, что из шкуры - коры липы плетут лапти. Из мягкой древесины делают посуду, различные разные поделки: матрешки, игрушки.

З6. Наблюдение за радугой
Если после дождя появилась радуга, предложите детям полюбоваться ей. Предложите детям перечислить, какие цвета они различают и в какой последовательности. Скажите, что расположение цветов и их количество в радуге всегда одно и то же: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А чтобы легко запомнить расположение цветов в радуге, предложите детям следующую потешку:
«Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны»
Начальная буква слова - означает первую букву цвета. Народные приметы:
«Если радуга крутая - к ясной погоде»
«Бели в радуге четко выделяется желтый цвет - вскоре настанут погожие дни».
Загадка: «На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил» (радуга)

37. Наблюдение за кузнечиком
Если дети посидят тихо, они услышат стрекотание кузнечика. Если удастся поймать кузнечика, то можно с детьми рассмотреть его: тело у кузнечика удлиненное, цвет зеленый, на голове выпуклые глаза и длинные, загибающиеся назад усики. Кузнечик может быстро ползать и высоко прыгать. Вспомните, кто еще прыгает. Дети назовут воробья, зайца, сороку. После наблюдений за кузнечиком дети должны сделать вывод, что кузнечик живет в траве и сам похож на травку по форме тела и цвету, поэтому его трудно заметить в траве. Расскажите детям, что кузнечики любят солнце. По утрам они принимают «солнечные ванны», лежа на солнце и поворачиваясь с боку на бок.
Художественное слово.
«Прыгает пружинка - зеленая спинка,
С травки на былинку, с ветки на тропинку»

38. Наблюдение за цветником на участке
Предложите детям перечислить те цветущие растения, которые растут на вашей клумбе. Обратите внимание детей, что все цветы разного цвета. Попросите перечислить, какого цвета цветы растут на вашей клумбе. Усложните задание, предложите назвать те цветы, лепестки которых теплого тона и те, лепестки которых холодного.
Загадки: «Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка,
А сверкает солнце» (колокольчик)

«Эй, звоночек, синий цвет,
С язычком, а звону нет» (ромашка)

З9. Наблюдение за поведением животных
В жаркие дни обратите внимание детей на поведение животных. Кошка лежит в тени, собака высунула язык и тяжело дышит. Животным тоже жарко, им хочется пить. В укромном месте можно поставить сосуды (большие, плоские) с водой для птиц.

40. Наблюдение за дубом
Это могучее дерево. У старых деревьев кора стволов грубо - потрескавшаяся, темно - коричневая, а у молодых - гладкая, блестящая. Какое наше дерево старое или молодое? Скажите, что корень дуба сильно разветвляется и уходит глубоко в землю, поэтому при сильной буре это дерево никакой сильный ветер не сможет выкорчевать из земли. Крона дуба широкая. Листья твердые, очень красивой формы, резные. Рассмотрите листья. Из - под них выглядывают крошечные желуди. Дуб называют могучим богатырем леса, потому что он красивый и очень сильный.
Художественное слово.
«Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Не смотри, что клад мой мелок»

41. Наблюдения после грозы
После грозы обратить внимание, что тучи уходят к горизонту. Небо проясняется. Отметить, что дождь увлажняет землю, траву, размыл землю. В самом верху неба появилось солнце.
Художественное слово.
«Ромашка похожа на солнышко,
Лепестки - лучи, солнце - донышко»

42. Обратить внимание на клен
Появились плоды, собрать их в коробочку с земли и посеять в уголке участка. Отметить форму листьев, строение семян, красоту дерева.
Загадка: «Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Что это?» (дерево)

43. Грибная пора
Научите детей различать съедобные и несъедобные грибы. В жаркое засушливое лето грибы растут плохо. А если лето теплое, да еще часто идут дожди - грибов будет много. Объясните, из каких частей состоит гриб. Покажите сначала шляпку. На нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Грибы любят тенистые, сырые места.
Загадка: «Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся» (гриб)

44. Понаблюдайте за муравьями
Они уже не те, что весной: оживились, бегают быстро, многие что-нибудь несут. Муравьи тащат травинки, жуков, пауков, мух, тлей, гусениц. Они очень трудолюбивые и дружные. Кроме того, они полезные, их называют санитарами леса, потому что они уничтожают вредителей.
Винокуров.
«Муравьишка - муравей не сидит без дела.
Тащит лист большой-болыной к муравьиной куче,
Мол, смотрите, я какой, богатырь могучий»
Загадка: «Много мастеров срубили избу без углов» (муравейник)

45. 0тметить состояние погоды
Вспомнить, какой была погода вчера. Что изменилось сегодня? Солнечно или пасмурно?

46. Наблюдение за кустарником спиреи.
На ветках кустарника можно найти улиток. Посадить одну из улиток в банку. Понаблюдать, как двигается улитка с помощью ноги - это часть тела, которая выдвигается из раковины. Посмотреть, как питается. Для этого положить на дно банки листья.
Загадка: «Кто на себе свой дом носит?» (улитка)

47. 0братить внимание на цвет неба
Самостоятельно отметить природу и погоду. Обратить внимание на ласточек. Объяснить, что по полету ласточек можно предсказать погоду:
«Ласточки летают низко - дождь близко»
Приметы: «На кустах акации много пчел перед дождем.
Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.
Лягушки расквакались - к непогоде»

48. Наблюдение за рябиной
Это очень веселое и нарядное дерево с красивыми перистыми листочками. Цветет рябина скромными желтоватыми цветками, собранными в гроздья. Осенью красивы ее яркие ягоды, но они жесткие и невкусные. Только поздней осенью после заморозков они становятся сладкими. Ягоды рябины очень любят птицы: снегири, тетерева, глухари, рябчики. Из древесины делают мебель.
Загадка: «Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела Красные кораллы» (рябина)

49. Вспомнить, какой месяц лета наступил
Загадка: «Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи?» (август)
Отметить, что дни стали не такие жаркие, ночи - длиннее. На некоторых деревьях начинают желтеть листья.

50. Наблюдение за одуванчиком.
Скажите, что по одуванчику можно узнать время. Одуванчики раскрывают свои корзинки в 6 часов утра. К трем часам дня соцветие превращается в плотный бутон. Таким одуванчик будет до конца дня, вечером и ночью. По одуванчику можно предсказать погоду: в холод и дождь цветки не раскрываются, оберегая свою пыльцу. Обратить внимание детей, что если в июне все одуванчики были желтыми, то теперь они все белые, легкие. Подует ветер и полетели белые пушинки. Сорвать один цветок, показать, что белые пушинки - это семена, которые ветер разносит всюду. Поэтому так много одуванчиков цветет на лужайке.
Художественное слово.
«Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное»

51. Наблюдение за шиповником
Обратите внимание детей, какой сладкий медовый запах издают цветы шиповника. Это медоносное растение. Поэтому около шиповника всегда можно найти пчел, которые деловито обследуют все цветки. Обратите внимание на цвет цветков шиповника? Розовый или белый. Все ветки усыпаны шипами. Это растение оберегает свои цветы, чтобы из не рвали.
Художественное слово.
«Цветы полевые просты,
Но мед в них запрятан душистый.
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой»

52. Закрепите знания детей о растениях сада, луга
Поиграйте с ними в игру: «Что где растет». Воспитатель, бросая мяч, называет ягоду или растение. Дети отвечают, где растет это растение, в лесу или на лугу.

53. Наблюдение за пижмой.
Покажите детям растение с высоким прямым стеблем, унизанное рассеченными стеблями. Это пижма. Растение имеет сильный запах. Наверху ярко - желтый щиток. Пижму еще называют дикой рябиной за сходство листьев с листьями рябины. Пижма - лекарственное растение. Предложите зарисовать с натуры это растение.

54. Прогулка на огород
Поспел горох, бобы. Можно собирать урожай. Показать, как нужно правильно обрывать стручки гороха и бобов. Порадоваться, какой богатый урожай собрали.

55. Наблюдение за цикорием
Голубые соцветия радуют взор. Рано утром они открываются навстречу солнцу, а днем закрываются. Отметить, что цикорий применяется в пищевой промышленности как заменитель кофе.

56. Наблюдение за помидорами
Обратить внимание детей на ярко-красные помидоры, которые, как красные шары, нарядно висят среди изумрудной зелени листьев. Полюбоваться этой красотой. Показать, как нужно осторожно, за плодоножку, снимать урожай. Худ. слово: «Растут на грядке зеленые ветки
А на них красные детки»

57. Наблюдение за лопухом
Обратить внимание на широкие разлапистые листья, под которыми могут спрятаться от дождя или от солнца много насекомых, жуков. Это очень крупное растение. Стебель устойчивый, толстый, на конце стебля - шары с цепкими иголочками, которые прикрепляются к одежде, шкуре животных и таким образом семена распространяются всюду. Лопух - лекарственное растение. Из него приготовляют лекарства. Он помогает в росте волос.
Загадка: «Выпускает он листы
Широченной широты,
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких
Если их не обойдешь –
На себе их все найдешь» (лопух)

58. Познавательная игра: «Угадай, чей цветок?»
Возьмите букет из полевых цветов или цветов, растущих на клумбе. Опишите внешний вид одного цветка. Дети должны отгадать как он называется. Загадайте загадку или прочитайте стишок про цветок. Например: «У цветочка белый венчик и оранжевый глазок». В этой игре дети учатся образно описывать предмет. Предложите детям вспомнить разученные ранее произведения Е. Серовой «Одуванчик», «Колокольчик», «Фиалка» и прочитать их, глядя на цветы.

59. Наблюдение за яблоней
Вспомнить, как она цвела весной, какие были красивые бело-розовые цветы.
А что теперь появилось на ветках? Яблоки. Обратите внимание на цвет, форму яблок.
Загадка: «Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Пусть румяная матрешка
Упадет сама в траву»

60. Наблюдение за изменениями в природе.
Вспомнить, какое сейчас время года, какой месяц. Предложить сравнить погоду и состояние природы в начале и в конце лета. Что изменилось?
Почему на некоторых деревьях появились желтые листья?
Что случилось с цветами на клумбах?
Какие новые цветы расцвели?
Какой стала трава на участке?
Как греет солнце?
Какое время года сменит лето?
Какие признаки говорят о том, что наступает осень?

Рекомендуем посмотреть:

Картотека прогулок в июне. Средняя группа Картотека прогулок в июле в средней группе детского сада Картотека прогулок в августе в средней группе детского сада Прогулка летом с детьми средней группы "Наблюдение за насекомыми"
Занятие - викторина с ответами на тему: Осень. Начальная школа
Опубликовано: 1171 день назад (19 августа 2021)
Просмотров: 2231
+5
Голосов: 5
Комментарии (3)
Елена Владиславовна Пимонова # 20 августа 2021 в 17:31 +1
Добрый день! Замечательный сценарий, примите голос! v
Татьяна Николаевна Дворецкая # 21 августа 2021 в 00:28 0
Наталья Алексеевна такие прогулки направлены на развитие познавательной активности детей. Голос +4
Валентина Петровна Чурепкина # 24 августа 2021 в 04:09 0
Вами представлены разные виды прогулок с наблюдениями, приведены примеры применения художественного слова, что позволяет сделать прогулки более интересными для детей. Поддерживаю вашу работу голосом +5.