Проблемные ситуации на уроках окружающего мира в начальной школе. Примеры
Создание проблемных ситуаций как продуктивное средство приобретения новых знаний
Долгое время психология исследовала лишь репродуктивный аспект мышления (способность усваивать данное, оперировать обобщениями, полученными в готовом виде), оставляя в тени его продуктивный аспект (способность открывать новое). Признание продуктивности мыслительных процессов как свойства мышления любого человека имеет исключительное значение для педагогической практики (в частности, для идей проблемного обучения), так как делает реальной задачу, поставленную перед школой: максимально развить индивидуальные способности учащихся, воспитать самостоятельное творческое мышление. Развитие ребенка, прежде всего его творческое развитие, является важнейшей задачей современной педагогики. Творчество выступает в роли движущего механизма, который не дает человеку успокоиться, заставляет находиться в постоянном поиске. Чем раньше ребенок начинает «творить», тем быстрее у него формируется способность к самостоятельным действиям.Сегодня остро возникла общественная, социальная потребность в активной, саморазвивающейся личности, способной жить и трудиться в условиях быстро меняющегося мира. Одним из путей решения этой задачи является широкое применение проблемного обучения в школе. Причем путь этот должен начинаться уже в начальной школе.
Проблемная ситуация носит объективно-субъективный характер - это логическая и психологическая ситуация. Она вытекает из логики изучения учебного предмета и отражает объективные противоречия в его содержании. Дидактический смысл применения в учебном процессе проблемной ситуации:
• систематическое создание проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения;
• для того чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнаружить противоречие, а это, как правило, пробуждает у школьников интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует познавательную самостоятельность учащихся, давая учителю возможность управлять ею;
• именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформулированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать ее.
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности. При проблемном изложении учащиеся усваивают образцы логики решения задач; в ходе эвристической беседы решают задачу частично самостоятельно, ведомые логической цепочкой проблемно-ориентированных вопросов учителя; при использовании исследовательского метода учащиеся максимально самостоятельны. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научаются самостоятельно увидеть проблему, наметить пути ее решения и решить ее.
Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала, преподавания и от степени его обобщения.
Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
Проблемными заданиями могут быть:
• усвоение;
• формулировка вопроса;
• практические задания.
Система проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации на уроках создают у учащихся состояние интеллектуального затруднения, которое требует выхода, т. е. решения поставленной проблемы, и может осуществляться самими учащимися (путем непосредственного наблюдения объектов или постановки несложных опытов) или с помощью учителя (показывает пути решения проблемы).
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Мыслящая личность «начинается» с проблемной ситуации. Проблемная ситуация - ситуация психического затруднения, противоречия. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы.
Примеры создания проблемных ситуаций. Фрагменты уроков
Тема: Материки и океаны на глобусе
Задачи урока: проверить знания учащихся о глобусе как модели Земли; познакомить с новыми терминами: океан, материк; дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты; формировать умения находить на глобусе необходимые географические объекты (океаны, материки).* * *
Работу по изучению нового материала можно начать с постановки проблемной ситуации: как совершить кругосветное путешествие, не выходя из классной комнаты? И что для этого необходимо?
Учитель показывает на глобус, стоящий у него на столе, и спрашивает, какого цвета глобус? Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего? Учащиеся высказывают свои предположения.
Как показал эксперимент, школьники самостоятельно и безошибочно рассказывают, что голубым и синим цветом на глобусе, обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озера. Они на Земле занимают большую часть поверхности. Целесообразно уточнить с учащимися такое понятие, как океан. После высказанных предположений детей определение можно прочитать в учебнике и выяснить, насколько ответы учащихся были верны.
Тема: Формы поверхности земли
Задачи урока: продолжить работу над формированием практических умений, используя глобус как источник информации; познакомить учащихся с формами поверхности - равнинами и горами.* * *
Объяснение нового материала можно построить, создав проблемную ситуацию: как нам находить горы и равнины на глобусе с надписями на иностранном языке? Учащиеся высказывают свои мнения, составляют гипотезу и только после этого находят ее подтверждение или опровержение в учебнике. Читая текст нового параграфа, находят ответ на вопрос: какие океаны омывают материк Евразию? (Все, кроме Индийского океана.) Узнают, что поверхность материков очень разнообразна, но ее основными формами являются горы и равнины. Знания об условных цветах основных форм поверхности помогут им находить горы и равнины даже на глобусе с надписями на иностранном языке.
Далее можно разобрать понятия плоской и холмистой равнины. Рассматривая рисунок в учебнике, учащиеся смогут самостоятельно ответить на вопросы: на какой местности стоит человек? У кого из детей на картинке обзор больше и почему? Учитель может рассказать, что самые крупные равнины на территории России - Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. По слегка холмистой Восточно-Европейской равнине текут реки Волга, Дон, Днепр. Западно-Сибирская равнина очень плоская. По этой равнине течет река Обь. Названные объекты учитель показывает на демонстрационном глобусе, чаще всего учащиеся самостоятельно могут сказать, где находится город, в котором они живут.
Для закрепления изученного материала организуется работа в парах. Один из учеников показывает Восточно-Европейскую равнину, а его сосед по парте Западно-Сибирскую.
Следующая часть урока отводится знакомству с другой формой земной поверхности - горами. Учащиеся читают соответствующий текст в учебнике. Они узнают, что горы имеют разную высоту. Некоторые горы так высоки, что их вершины поднимаются выше облаков. Такие вершины круглый год покрыты снегом и льдом. Самыми высокими горами на Земле являются Гималаи. А Кордильеры и Анды - самая протяженная горная система в Северной и Южной Америке.
Тема: Учимся читать карту
Задачи урока: расширить знания учащихся о карте полушарий, физической карте России; формировать умения находить и показывать на карте физические объекты.* * *
Первую часть урока можно отвести проверке знаний с помощью игры «Эрудиты».
Методика проведения игры «Эрудиты»: К классной доске выходят желающие ученики. На столе учителя лежат карточки с терминами. (Примерный перечень терминов: «меридианы», «параллели», «экватор», «нулевой меридиан», «равнины», «горы», «океаны», «материки».) Каждый ученик берет по одной карточке и объясняет смысл того термина, который в ней указан. Затем, используя настенную карту, показывает конкретные объекты, которые обозначаются этим термином. Хорошие ответы учащихся можно оценить с помощью отметок.
Организуется работа в парах. Один из учеников показывает соседу по парте на карте полушарий в учебнике Атлантический, Тихий и Индийский океаны. А сосед показывает эти же объекты на глобусе. Перейти к изучению нового материала можно с обсуждения вопроса, заметили ли учащиеся, как окрашены океаны на глобусе и на карте? Рассматривая внимательно глобус и карту полушарий, учащиеся видят, что некоторые места океанов показаны бледно-голубым цветом, другие - синим или темно-синим цветом. Учитель говорит, что только с помощью цвета на ровной поверхности карты и глобуса можно показать разную высоту гор и глубину океанов. Чтобы определить глубину океана необходимо изучить шкалу глубин. Где ее можно найти? В нижней части физической карты России школьники находят шкалу глубин (термин разъясняется в словарике учебника). По шкале глубин ученики определяют, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Затем дети находят на карте Северный Ледовитый океан и его самые глубокие места, окрашенные в темно-синий цвет, далее находят участки океана, окрашенные в голубой цвет, и определяют их глубину.
Рекомендуем посмотреть:
Проект на тему: Сказки для 1 класса Занимательный материал по окружающему миру в начальной школе Укрепление здоровья учащихся начальной школы на уроках через внедрение здоровьесберегающих технологи Памятка по работе над ошибками по русскому языку, 1 классПохожие статьи:
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Физкультминутки для 1-3 класса
Комплекс физических упражнений для младших школьников
← Михаил Васильевич Ломоносов, 4 класс. Окружающий мир. Конспект урока. Школа России | Викторина о грибах с ответами по окружающему миру, 3 класс →
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|
||
|