Укрепление здоровья учащихся начальной школы на уроках через внедрение здоровьесберегающих технологий
Из опыта работы учителя начальных классов. Тема: «Укрепление здоровья младших школьников на уроках через внедрение здоровьесберегающих технологий».
Автор: Ельтинова Алла Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СШ№11, г. Волгодонск.Описание:
Разработка является авторской и содержит описание моего опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, посредством использования эффективных методов обучения. Данная статья может быть полезна учителям начальных классов, родителям учащихся.
Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья обучающихся, посредством использования эффективных методов обучения.
Задачи:
1. Расширение представлений о том, как сохранить здоровье через вовлечение детей в процесс творческого самовыражения.
2. Овладение практическими навыками по укреплению здоровья, путём развития у детей мотивации самовоспитания.
3. Профилактика заболеваний, исправление отклонений в здоровье.
Нынешнее состояние здоровья детей, подростков, молодёжи представляет реальную угрозу для безопасности страны. За период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 – психоневрологических отклонений, в 3 – патология органов пищеварения; имеющиеся заболевания переходят в хронические. Актуальность проблемы обуславливает потребность человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс способствует становлению и развитию личности, но только в том случае, если созданы необходимые условия для повышения качества современного образования.
При планировании работы с учащимися необходимо учитывать соматическое, физическое, психическое и нравственное здоровье.
Ценностное отношение к здоровью формируется при тесном взаимодействии педагогов с учениками, родителями, медицинским персоналом.
Следует помнить о факторах, представляющих угрозу для здоровья учащихся, которых множество:
- социально-биологические;
- гигиенические условия;
- учебно-организационные;
- психолого-педагогические;
- медицинские.
Поскольку здороровьесберегающий урок является основной формой образовательного процесса, то я стараюсь учитывать: цель – принципы – средства – результаты – условия; для достижения предполагаемых результатов.
При проектировании здоровьесберегающего урока считаю важными следующие принципы:
- научность (знание психолого-педагогических закономерностей);
- системность;
- природосообразность;
- вариативность;
- преемственность;
- креативность;
- личностно-ориентированная деятельность;
- развивающее обучение.
Чтобы сохранить здоровье и развить творческие способности детей, я стараюсь строить учебный процесс на основе принципов проблемного обучения, которое предполагает организацию активной, мыслительной творческой, деятельности учащихся.
Применяю разнообразные приёмы: ставлю проблемные вопросы, привлекаю интересную дополнительную информацию, организую самостоятельную работу по осмыслению и усвоению нового материала.
На протяжении пяти лет работала над темами:
1. Обучение динамическому чтению и развитие речи младших школьников.
2. Обучение выразительному чтению.
Одна из важнейших задач обучения на первой ступени общеобразовательной школы – научить детей читать. Решение этой задачи определяет успех всего дела образования, особенно самообразования, развитие познавательных способностей ребёнка, формирование всесторонне развитой личности.
Работая над данной темой, я разработала блок уроков. На уроках чтения вырабатываю навык антиципации - умения предугадать содержание по образу одного слова, предложения. Для развития скорости чтения использую следующие приёмы: жужжащее чтение (5 минут); чтение с постукиванием (1-3 минуты); панорамное чтение.
Приёмы обучения выразительному чтению:
работа над дыханием и дикцией;артикуляционная гимнастика; дикторское чтение; чтение анаграмм; составление партитуры к стихотворению.
Для пробуждения интереса у учащихся к лирическим произведениям, использую таблицу «Цветопись», памятку для составления «партитуры» стихотворения. Такой вид работы позволяет точно определить темп, интонацию и настроение произведения, вызвать ассоциации. Итогом является чтение отработанного (графически и интонационно) произведения, озаглавливание и иллюстрирование возникших ассоциаций в ходе чтения.
Такие виды работ нравятся детям они решают образовательные задачи, раскрывают творческие способности детей, прививают любовь к предмету.
На уроках математики решаю следующие задачи: формирование у учащихся прочных и осознанных вычислительных навыков; формирование умения решать арифметические текстовые задачи; развитие мышления, творческих способностей.
Практикую следующие формы работы: работа в парах, группах сменного состава (объединение четырёх учеников, обмен карточками по вертикали, горизонтали, диагонали принципы) индивидуальная, коллективная.
Применяю технологию коллективного способа обучения, как средство повышения эффективности урока математики. Автор теории КСО В.К. Дьяченко.
Использую положительную мотивацию (одобрение, похвалу), которая стимулирует учебную деятельность и является основой прочных знаний. Игры и игровые формы включаю на различных уроках, чтобы соединить игровые и учебные мотивы. На уроках математики использую дидактические игры, которые формируют умения решать задачи. В качестве помощи учащимся с отклоняющимся поведением провожу коррекционные игры. Активно внедряю в учебный процесс нестандартные формы учебных занятий: соревнования, коллективные и групповые исследования, заочные путешествия, КВН. Что даёт возможность развивать личностно-мотивационную сферу ребёнка.
На уроках русского языка стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы обучение, развитие и воспитание органично сливались в одно целое.
Стараюсь формировать языковые и речевые умения; развивать лингвистическое мышление; воспитывать заботливое отношение к качеству своей речи, внимание к языку.
Наметила в своей работе следующие направления по русскому языку: формирование орфографической зоркости; развитие устной и письменной речи; творческих способностей учащихся.
Для решения учебных задач, использую упражнения на развитие орфографической зоркости: упражнения при восприятии материала на слух (прогнозирование орфограмм); упражнения при зрительном восприятии материала (нахождение опасных мест в тексте, их обозначение; сравнение двух видов чтения орфоэпического и орфографического; списывание, письмо по памяти).
Повышаю интерес к словарной работе, качество знаний через применение разнообразных методов: (частично-поисковый, проблемный, исследовательский) для обогащения словарного запаса школьников.
Следует отметить, в моём классе 80% детей не умели читать и писать. Многие учащиеся испытывали трудности в обучении из-за низкой техники чтения. Таким детям я предлагала выполнять разноуровневые задания. С целью развития речи, учащиеся ведут творческий дневник, в котором выполняют задания разных жанров.
При подготовке уроков контроля я применяю такие приёмы, как тестирование (с целью проверки знаний), опрос.
При организации учебной деятельности использую следующие методы: словесные, наглядные, практические. Для усвоения учебного материала: проблемные, иллюстративно-объяснительные, исследовательские. эвристические. Особенно хочется отметить уроки изобразительного искусства и технологии, где раскрываются неограниченные творческие способности не только детей, но и мои. Применяю следующие формы работы: в парах, групповые, индивидуальные, внеклассные. Для оптимизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности на уроках использую DVD-проигрыватель, компьютер,интерактивная доска.
Наряду с обязательными уроками я веду и внеклассную работу с детьми и их родителями. Провожу предметные олимпиады, конкурсы, классные часы, уроки-концерты, внеклассные мероприятия.
Файл "/upload/blogs2/2016/10 [IMG]/upload/blogs2/2016/10/14851_f4669719f5fa68d6bb6cd713f369af8b.jpg[/IMG] /14851_9b1d9189b5d7f29b63aac70d191ba424.jpg" не найден!
Тематика мероприятий меняется, учитывая интересы и пожелания учащихся. Вместе с детьми разрабатываем стенгазеты к большим праздникам и лицейским конкурсам. Чтобы повысить самооценку учащегося, раскрыть таланты ежегодно провожу конкурс « Ало, мы ищем таланты», приглашаю родителей, чтобы они могли « по-новому» посмотреть на достижения своих детей.
Ученики моего класса активно принимают участие в школьных, городских, Всероссийских конкурсах. Отслеживать динамику участников мне помогает экран - соревнований, который я веду в течение года, чтобы объективно подходить к награждению детей в конце года. Посещаю с учениками выставки, музеи, кинотеатры, цирк.
С родителями провожу индивидуальные беседы, родительские собрания. Стараюсь повышать мотивацию учащихся через похвалу. Провожу награждение ребят в присутствии родителей.
Создаю условия сотрудничества как способ повышения готовности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию.
Такое отношение позволяет мне выстраивать собственную траекторию метода, организовывать педагогический процесс на принципах целостности природы ученика.
Такие виды работ нравятся детям они решают образовательные задачи, раскрывают творческие способности детей, прививают любовь к предмету, положительно влияют на укрепление нравственного и психического здоровья.
Осознавая ценности инновационного подхода в образовательной деятельности, я успешно применяю метод проектов. Считаю, что использование данного метода предотвращает появление соматических заболеваний, так как поставленная проблема, задача может решаться 30,40, 70 и более минут. Это позволяет высказаться всем учащимся, не подавлять пробудившуюся активность, которая проявляется в виде напряжения их интеллектуальных способностей и физических сил. А строго ограниченный по времени урок имеет отрицательную сторону. «Неотработанное» напряжение скапливается от урока к уроку и провоцирует такие заболевания как: повышение артериального давления, спазмы головного мозга, нарушение сердечно-сосудистой системы, физическую усталость.
Метод проектной деятельности позволяет школьникам овладеть умением построения логической цепочки: от идеи через цели, задачи, «мозговой штурм» до реализации и защиты своего проекта. Формируются исследовательские умения учащихся. В целях осуществления целенаправленной, систематической деятельности, создания условий для развития творческих способностей, освоения инновационных образовательных технологий, обобщения знаний учащихся были разработаны и реализованы проекты. По окружающему миру «Деревья - наши спасители» - моно проект, образовательный продукт - стенгазеты.
Проект - «Витамины», образовательный продукт: буклеты, книжки -раскладушки. По технологии - «Изготовление новогодней игрушки для городской ёлки». Игрушки участвовали в городском конкурсе.
И долгосрочный исследовательский проект: « Как прекрасен этот мир – посмотри!» ,который принял участие в лицейском конкурсе проектов. Результат - 1 место. Грамота. Проект отправлен в область.
«Рождение» проекта было основано на проблеме резкого снижения остроты зрения у учащихся. Я обратила внимание на снижение качества письменных работ, особенно когда работать нужно было с применением школьной доски. Провела тесты с использованием различных офтальмологических таблиц, которые выполняла, реализуя интернет-технологии. Познакомилась с методикой И.Афонина, У.Бейтса по восстановлению зрения; дыхательными методиками А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко, которые оказывают полезное действие на весь организм. Ввела использование на каждом уроке правило западных офтальмологов (каждые 20 минут 20 секундные перерывы, рассматривание предмета на расстоянии 6 метров).
Реализация данного проекта не только способствовала развитию творческих способностей, но и решила ряд вопросов по сохранению зрения. О чём свидетельствуют положительные результаты специализированной диагностики, проведённой в медицинском учреждении некоторых учеников. Закреплению результата послужило проведение ряда мероприятий. В рамках классного часа мои ученики провели профилактические мероприятия в начальной школе нашего лицея, поделились опытом выполнения упражнений на совместном собрании с родителями. Презентовались на лицейском конкурсе.
Для расширения представлений о методе проектов мы с классом приняли участие в мероприятии «Путешествие в мир атомной энергетики», в рамках проекта «Дети - атом-града - от знаний к уверенности в безопасности», которое проводилось в МОУ ДОДЦДОД «Радуга». Учащиеся показали хорошие знания по данной проблеме, отличились проявленной познавательной активностью.
Практикуя опыт прошлых лет, когда я вела уроки по музыке и ритмике, лечебную физкультуру; я разработала собственную систему проведения упражнений на разных этапах урока, учитывая индивидуальные особенности и медицинские показания обучающихся.
В зависимости от темы и цели урока использую различные упражнения: имитационные, силовые, релаксационные. Для укрепления здоровья провожу дыхательные гимнастики, использую тренажёры для глаз. Потому что для многих детей причиной переутомления является не сама учебная деятельность, а необходимость сдерживать эмоции и движения.
Стараюсь включать в уроки материал с юмористическим содержанием, чтобы создать положительный эмоциональный климат.
Таким образом, стараюсь создать условия для сохранения психического и физического здоровья.
На данный момент я веду обучение в 4 классе, в котором 27 человек. Из них только 5 человек имеют I группу здоровья-здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Остальные 22 человека относятся ко II группе здоровья; имеющие функциональные и морфологические отклонения и сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
Среди этих детей 6 человек имеют проблемы с осанкой; 4 человека – снижение остроты зрения; 5 человек – недостаток массы тела; невроз в форме тика – 3 человека, в форме заикания – 1 человек; нарушение обмена веществ (избыточный вес) – 3 человека.
Учитывая эти показания, я активно внедряю в учебный процесс здоровьесберегающие технологии. Огромное внимание уделяю упражнениям, которые тщательно подбираю с учётом расписания, предмета, сложности темы. А также правильному выполнению упражнений. Двигательная активность должна присутствовать на уроке для того, чтобы освободить от статистического напряжения позвоночник, мышцы спины, шеи; для улучшения кровообращения и работоспособности учащихся. Я очень много использую физкультминуток на уроке, но это помогает мне в работе, а детям – быть всё время активными, выполняя работы, связанные с мыслительной деятельностью. В классе есть дети ответственные за проведение конкретных физкультминуток в начале урока (подвижные), в середине (гимнастика для глаз).
В моём классе много детей гиперактивных, поэтому я начинаю урок с психологического настроя (релаксационных упражнений). На разных этапах урока провожу следующие упражнения:
- массаж биологически активных точек (акупрессура);
- упражнения на дыхание (приветствие «по-восточному»; чтение стихотворений, скороговорок; упражнения для развития диафрагмального и брюшного дыхания);
- двигательно – речевые физкультминутки;
- имитационные упражнения (имитация движений животных, спортсменов);
- упражнения для глаз (письмо носом, подбородком, глазами; со счетом; правило западных офтальмологов; аутогенные настрои);
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения для плечевого пояса, мышц туловища («Вертушка», «Насос», «Замок», «Незнайка»;
- упражнения про профилактики нарушений осанки;
- подвижные игры.
В заключительной части урока очень эффективно чередовать упражнения на гибкость с упражнениями на расслабление, т.к они способствуют быстрому восстановлению организма.
Таким образом, изложенный материал выше, показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий, способствует снижению показателей заболеваний детей, улучшает психологический климат в детских коллективах, активно приобщает родителей учащихся к работе по укреплению их здоровья. Для меня открываются новые возможности в поиске творческих путей, их реализации.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы на тему: ЗОЖ в начальной школе Проект на тему: Сказки для 1 класса Занимательный материал по окружающему миру в начальной школе Памятка по работе над ошибками по русскому языку, 1 классПохожие статьи:
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Физкультминутки для 1-3 класса
Комплекс физических упражнений для младших школьников
← Классный час в начальной школе с презентацией "Горький хлеб войны" | Проект по окружающему миру в 3 классе с презентацией на тему: ЗОЖ →
Автор: Алла Ельтинова
Опубликовано: 2947 дней назад (8 октября 2016)
Просмотров: 8300
Блог: Блог Алла Ельтинова
Рубрика: статьи
|
+6↑ Голосов: 6 |
Комментарии (6)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|