Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Эта триединая задача решается каждым педагогом на каждом уроке и во внеурочной деятельности. И хотя школа - это прежде всего обучение, жизнь убедительно доказывает, что воспитание современных школьников не только труднее, но и важнее, чем обучение. Это особенно актуально для начальной школы, когда происходит формирование ребенка как личности, закладываются основы мировоззрения и мировосприятия окружающего мира и себя в этом мире.
Педагоги начальной школы едины во мнении, что абсолютной ценностью воспитания является ребенок, маленький человек, которому мы должны помочь вырасти свободной, самодостаточной, гармонично развитой личностью.
С педагогической точки зрения это означает воспитание у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважение, самостоятельность, способность принимать решения и нести ответственность за свои поступки, коммуникативные и организаторские способности.
Формирование всех этих качеств необходимо начинать с первого класса. И одной из самых эффективных форм внеклассной воспитательной работы в начальной школе являются тематические классные часы, занятия и мероприятия. Каждый учитель, имеющий богатый опыт в организации и проведении таких дел, особое внимание уделяет тому, чтобы школьники не относились к ним как к формальному мероприятию, на котором «нужно посидеть».
Важно, обучая, развивая и воспитывая, развивать. В этом случае дети любят внеклассные мероприятия, они их ждут, они к ним готовятся вместе с учителем и одноклассниками. Часто приглашаются на праздники и занятия родители, причем не только как зрители, но и как активные участники. Планируются такие дела каждым педагогом с учетом интересов и пожеланий всех учеников класса и их родителей. Основная задача классного руководителя - создание условий для развития творчества детей, коммуникативной культуры, формирование здорового детского коллектива, где каждый ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно.
Бесценно время продуктивного неформального общения учителя с учениками, когда можно говорить о самом интересном, волнующем. Это возможность для каждого ребенка проявить свои возможности в различных сферах деятельности. Это прекрасная возможность для слабых учащихся «реабилитироваться» в глазах одноклассников и учителя, раскрыться с неожиданной стороны, продемонстрировать те таланты и способности, которые не востребованы на уроках. Школьники, которые недостаточно успешны в учебе, часто бывают хорошими организаторами, спортсменами, могут нестандартно мыслить, они инициативны, умеют преодолевать трудности и быть самостоятельными в быту.
При выборе наиболее эффективных форм проведения тематических классных часов педагоги стараются учитывать современные увлечения и интересы детей. Даже самую традиционную, но такую нужную во все времена проблему «Правила дорожного движения», можно обыграть на современный лад, проведя в форме брейн-ринга или интеллектуального соревнования «Умники и умницы», в форме шутливого спектакля - шаржа на самих себя или сказки-страшилки про нарушителей правил поведения на дорогах. Учителя и дети очень любят обыгрывать ситуации, сочинять истории, инсценировать ситуации из школьной и семейной жизни. Новой формой проведения классных часов и внеклассных мероприятий стали деловые игры, где дети учатся работать в команде, обсуждать проблему с разных сторон, где каждый ребенок - участник действа, у каждого находится роль, мнение каждого интересно. Очень любят школьники соревнования «классных» команд. В процессе командной борьбы участники учатся организовывать себя, договариваться о распределении поручений, оценивать свои силы, оказывать команде посильную помощь. Это очень ценно и будет не раз использоваться учителем в урочной деятельности. Для тех детей, успехи которых в индивидуальном труде на уроках не очевидны, групповая работа вне урока становится организационной «зоной ближайшего развития».
С особым интересом дети относятся к совместным делам учащихся разных параллелей. Старшие берут на себя роль организаторов и руководителей, малыши с присущим им задором и энергией участвуют в игре. Дети раскованны и инициативны. Их не надо уговаривать сыграть роль, нарядиться в костюм, сочинить что-то. Наоборот, сложно выбрать из большого числа желающих участвовать во всех мероприятиях. Учителя стараются задействовать всех, никого не обойти, помочь каждому определить свое участие. И какую радость испытывает учитель, когда застенчивый и тихий ученик, от которого на уроке трудно добиться четкого ответа, вдруг оказывается замечательным артистом, преодолев стеснение и робость, выступает перед детьми и учителями. Каким счастливым чувствует себя маленький человечек, сойдя с подмостков! Для него это выступление - доказательство своей значимости, повышение самооценки и веры в собственные силы. И приятно видеть благодарность в глазах родителей, которые увидели своего ребенка в новом, неожиданном даже для них качестве. Разве не это основная цель воспитания?
Трудно переоценить значение внеурочной деятельности для развития младших школьников, где им предоставляется свобода действий, право выбора, не ограничивается полет фантазии и творческих устремлений.
Все это помогает легче преодолевать трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам в общении и учении, способствует взаимопониманию педагогов, учащихся и родителей.
Похожие статьи:
Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей
Физкультминутки для 1-3 класса
Гимнастика для снятия общего утомления у детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!