Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Викторина о грибах с ответами по окружающему миру, 3 класс

Сценарий игры - викторины по окружающему миру для младших школьников. Тема: «С корзиной за грибами».
Цели: обобщить и закрепить знания по теме «Грибы», развивать память, речь, внимание; воспитывать товарищеские отношения.

Оборудование: карточки с изображением букв алфавита; бумажная сорока; цветные карточки с вопросами; медицинская аптечка; баночки с лекарствами.
Ход викторины
Учитель. В викторине принимают участие 2 команды, с которыми мы познакомимся немного позже. Болеть за игроков будут болельщики, а судить игру будет жюри в составе...
- А теперь давайте познакомимся с нашими командами.
1-я команда (вместе). Вас приветствует команда «Почемучки».
Всё нас в мире удивляет:
Почему тепло бывает,
Почему мороз кусает,
Почему собака лает,
Почему бежит река,
Почему метёт пурга,
Почему на небе тучки?
Мы ребята «почемучки».
2-я команда (вместе). Вас приветствует команда «Познай-ка».
Не знаешь - у друга спроси,
Интересно - из книг узнай-ка,
Не можешь - помочь попроси Ребят из команды «Познай-ка».
Учитель. Начнём мы нашу игру с разминки.
Задание для разминки следующее:
- Командам по очереди я показываю любую букву алфавита, вы же должны вспомнить и назвать гриб, название которого начинается с этой буквы. Жюри оценивает быстроту реакции и правильность ответов.
Б - боровик, гриб-баран.
В - волнушка, весёлка, вешенка.
Г - головач, груздь.
Л - лисички.
М - мухомор, маслёнок, моховик, мицена.
С - сыроежка, сморчок, свинушка, строчок.
П - поганка, подберёзовик, подосиновик.
Д - дождевик.
Пока жюри подводит итоги разминки, я хочу спросить у ... (имя ученика), если я покажу тебе карточку с буквой Б, какой гриб ты назовёшь?
Ученик. Гриб Бяка.
Чтение стихотворения И. Жукова «Гриб по имени Бяка».
Жил гриб под названием Бяка,
Сидел под корявой сосной,
И гриб под названием Бяка
Не ел человек никакой.
И гриб под названием Бяка
Однажды на кухню пошёл,
И гриб под названием Бяка
С разбегу запрыгнул в котёл.
Но повар несчастного Бяку
За шляпку крючком подцепил
И выгнал несчастного Бяку,
На ужин его не пустил.
И гриб под названием Бяка
В слезах под сосною сидит,
И гриб под названием Бяка:
«Я вкусный! Я вкусный!» - кричит.
- Немного размялись, вспомнили названия грибов, а теперь слово жюри.
Итоги разминки.
- Пока жюри подводило итоги конкурса, к нам прилетела Сорока и принесла конверт, в нём задание к следующему конкурсу.

Конкурс называется «Узнай гриб по описанию».
- Я зачитываю вам описание гриба, а вы должны догадаться, что это за гриб, назвать его и найти этот гриб в лукошке (в лукошке макеты грибов или рисунки).
1. Это самые многочисленные грибы. Они всегда выручают грибников в неурожайные годы. Насчитывается более 60 видов этого гриба. Попадаются они чаще других и растут всегда на виду. Шляпка у этого гриба окрашена во все цвета радуги. (Сыроежка.)
2. Этот гриб растёт в сосновых лесах на почве, покрытой мхом. Шляпка у этого гриба в сухую погоду бархатистая, а в сырую - слизистая. Мякоть - плотная, пористая, похожа на губку. (Моховик.)
3. Эти грибы ещё называют петушками. Их особенно много в сырое лето. Своё название они получили за ярко-рыжую окраску. Это единственный из всех съедобных грибов, который никогда не бывает червивым. (Лисичка.)
4. Этот гриб известен всем, встречается всюду и имеет много названий: глухарь, беловик, медвежатник, струень. Ножка у него плотная, белая, крепкая. Цвет шляпки зависит от места, где растёт гриб. Это самый главный, важный и солидный гриб. (Боровик.)
5. Природа наделила этот гриб необыкновенной красотой, но красота его обманчива: яд этого гриба вызывает обмороки и удушение. Растёт гриб во всех лесах с июля до поздней осени. Ножка у этого гриба у основания имеет вздутие, а в верхней её части находится кольцо в виде воротничка. Шляпка покрыта белыми хлопьями. (Мухомор.)
6. Это самый опасный из всех ядовитых грибов. Шляпка у него белая или светло-зелёная. Ножка ровная, утолщённая книзу. У этого гриба ядовиты все части, и каждая может вызывать смертельное отравление. (Бледная поганка.)
Звучит песня «Ужасно интересно», музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
- А нам ужасно интересно, каковы итоги конкурса (слово жюри).
Как пели наши ребята: «Ужасно интересно всё то, что неизвестно». У природы много тайн, загадок, много необычного и интересного. У нас следующий конкурс «Самый, самое, самые».
Речь здесь пойдёт о грибах, которые чем-то выделяются и не похожи на другие грибы.
1) Какие грибы можно собирать в мешки и почему? (Лисички, так как они не мнутся и не крошатся.)
2) Какие грибы можно есть сырыми? (Сыроежки.)
3) Какой гриб самый морозоустойчивый? (Маслёнок.)
4) Какой гриб называется гриб-подснежник, за то, что он самый ранний и появляется весной? (Строчок.)
5) Самый ядовитый гриб. (Бледная поганка.)
6) Самый большой гриб массой в 6 килограммов вырос в центре Москвы на цветочной клумбе в 1988 году? (Дождевик.)
7) Гриб, имеющий самый отвратительный запах, привлекающий мух. (Весёлка.)
8) Это единственный гриб, у которого ножка соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку. Что это за гриб? (Свинушка.)
9) Назовите самые маленькие грибы? (Чесночный гриб, грибы-денежки.)
10) Назовите грибы, которые в темноте испускают голубоватый свел. (Вешенка, опята, мицена.)
Мы с вами ещё раз убедились, что наши дети самые умные, самые сообразительные, но они еще и самые весёлые.
Учащиеся исполняют частушки о грибах.
1. Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно.
Про грибы споём частушки
Очень замечательно.

2. Я на дереве сидела,
С высоты грибы смотрела.
Как подуло ветерком,
Я с берёзы кувырком.

3. Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой всего 2 дня.

4. Юля рано-рано встала,
Все грибы в лесу собрала.
Хвалится грибочками
С беленькими точками.

5. Мы с подружкой в лес ходили,
Там огромный гриб нашли,
Мы вдвоем его тащили,
Домой ели донесли.

6. Рано утром в лес пошла
И поганок принесла,
Их пожарила и съела,
А потом совсем сдурела.

7. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Слово жюри.
- Ребята, давайте попробуем внести в нашу игру больше красок, а поможет нам в этом радуга. Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между радугой и грибами?
А узнаем мы с вами об этом в следующем конкурсе «Разноцветные грибы».
Помогут нам разноцветные карточки. Члены команды по очереди тянут карточки с заданием.
Белая карточка. Какой гриб при сушке не темнеет? (Боровик.)
Красная карточка. Если шляпка сыроежки окрашена в красный цвет, какой вкус у этого гриба? (Горький.)
Оранжевая карточка. Пластинки этого гриба оранжево-рыжие, а при надавливании зеленеют. (Рыжик.)
Жёлтая карточка. Про какие грибы так сказал поэт: Ходят в жёлтеньких беретах, осень в лес приносят летом. (Лисички.)
Зелёная карточка. Какой гриб растёт на зелёных листьях, но в пищу он непригоден? (Мицена.)
Голубая карточка. Этот гриб при надавливании выделяет бело-голубую жидкость, напоминающую молоко. (Подосиновик.)
Синяя карточка. Мякоть этого гриба прямо на изломе меняет цвет с розового до тёмно-синего. (Подосиновик.)
Фиолетовая карточка. Этот гриб только солят, предварительно вымочив. Солёные грибы приобретают красивую фиолетовую окраску. (Груздь.)
Закончился наш весёлый цветной конкурс, самое время послушать весёлую грибную сказку, которая так и называется «Грибная сказочка» (С. Радин).
1-й ученик.
Как в лесу, в борочке,
Выросли грибочки.
Ты лишь только не ленись,
Нужный гриб - к нему нагнись.
2-й ученик.
Белый гриб - ему нет равных.
Он всегда растёт в дубраве.
Не сравнить его с другим,
Он зовётся дорогим.
3-й ученик.
Красотою бесподобной
Гриб сияет несъедобный,
Ни пожарить, ни сварить.
Им лишь только мух морить.
4-й ученик.
Словно жёлтые утята,
У пенька сидят опята.
Столпись тесной кучей,
Застигнутые тучей.
5-й ученик.
А в подрубленной делянке
У пенька живут поганки.
6-й ученик.
Будто сказочные птички
Пьют росу в траве лисички,
Светятся от желтизны,
Очень хитрые они.
7-й ученик.
Как замшелые сучки,
По весне растут сморчки.
8-й ученик.
А во мху расти привык
Разноцветный моховик.
9-й ученик.
Приоткрыл глаза спросонок
Скользкий маленький маслёнок.
Проклевал во мху дыру
И растёт себе в бору.
10-й ученик.
Ну, а это - сыроежки,
Осторожненько их срежьте,
Сдуйте с шапочки росу,
Да и скушайте в лесу.
11-й ученик.
Как в лесу, в борочке,
Выросли грибочки.
Ты лишь только не ленись,
Нужный гриб - к нему нагнись.
Слово жюри.
- Каждая команда выбрала себе капитана, это самый достойный член команды. Я приглашаю капитанов ко мне для участия в конкурсе.
Конкурс капитанов.
С капитанами мы вспомним основные правила сбора грибов, опираясь на народные пословицы, поговорки и выражения. Найдите начало пословицы и продолжите её.
1. Грибы лучше всего собирать рано утром. Утром они самые свежие и крепкие. Тому, кто опоздал в лес, могут достаться только обрезанные грибные ножки. Вспомни пословицу, которая соответствует этому правилу. (Чтоб грибов собрать, надо рано встать.)
2. Ходи по лесу не спеша, так как грибы «любят играть в прятки». Под густой травой, во мху, среди вороха листьев они часто прячутся от глаз грибника. Вспомни пословицу, которая соответствует этому правилу. (Медленно пойдёшь - больше грибов наберёшь.)
3. Если нашёл незнакомый гриб, не клади его в лукошко. Он может оказаться ядовитым. Вспомни пословицу, соответствующую этому правилу. (Всякий гриб в руки берут, да не всякий в лукошко кладут.)
4. Грибы лучше всего собирать в корзину или в лукошко. В целлофановых мешках и вёдрах грибы быстро портятся из-за отсутствия свежего воздуха. Что говорит народная мудрость по этому поводу? (Клади грибы в лукошко - пусть подышат немножко.)
5. Лес не любит лентяев и невнимательных. Не ленись лишний раз наклониться, заглянуть в траву и под опавший лист. Вспомни, как об этом говорится в пословице. (Кто лесу не кланяется, тот без грибов останется.)
6. Заядлые грибники знают множество примет, по которым определяют сроки появления грибов. Вспомни эти приметы. (Если много мошкары - собирайся по грибы. Появились мухоморы - жди белых грибов.)
Стук в дверь. Появляется почтальон.
Почтальон. Вам посылка от доктора Айболита.
- Сейчас посмотрим. Здесь баночки от лекарств, а на них написаны названия грибов. Что бы это значило? Что нам этим хотел сказать Айболит?
- Правильно, мы будем говорить об использовании грибов в медицине.
Конкурс «Грибы -целители».
Команды по очереди будут оказывать помощь обратившимся к ним больным, используя те лекарства, которые нам прислал доктор Айболит.
Разыгрываются сценки.
1. Девочка выходит с корзиной, потирает руку.
- Вчера собирали малину в лесу, все руки исцарапала, исколола, никак ранки не заживают. Помогите мне, пожалуйста. (Сок мухомора.)
2. Мальчик, хромая:
- Играли вчера в хоккей, мозоли на ногах натёр, а пластыря дома нет. (Мякоть дождевика.)
3. Девочка с куклой на руках. «Несчастье какое, дочка болеет и болеет, никакие витамины и микстуры не помогают. Посоветуйте какое-нибудь средство». (Отвар чаги.)
Остались баночки, на которых написано «Сок сморчков» и «Настойка из маслят». Команды, подумайте и ответьте, как можно использовать эти средства. (Болезни глаз и головные боли.)
Пока жюри подводит итоги игры, мы поиграем с болельщиками. Задание для них очень сложное, им надо отгадать загадки о грибах.
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор.)

Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети:
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)

В роще у берёзки
Повстречались тёзки. (Подберёзовик.)

Вдоль лесных дорожек,
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это ... (сыроежки).

Шоколадная папаха,
Белый шёлковый мундир,
И грибник, увидев, ахнул:
Настоящий командир. (Боровик.)

Не успеет снег сойти,
Уже хочет он расти.
Не такой уж простачок,
Этот сморщенный (сморчок).

Очень дружные сестрички
Светятся от желтизны,
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички.)

Растут на опушке
Рыжие подружки,
Тут не яркие игрушки,
Это спрятались ... (волнушки).
Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игры - викторины по сказкам в начальной школе Интеллектуальная викторина с ответами для учащихся 3-4 класса на тему: Реки Литературная викторина с ответами по рассказам Бианки для младших школьников Литературная игра для 2 класса с презентацией. Успенский "Дядя Федор, пес и кот"

Похожие статьи:

Рассказы о грибах для 2-3 класса. Окружающий мир

Экологическая викторина с ответами для 3-4 класса

Викторина по ПДД с ответами для 1 класса

Викторина с ответами для 1 класса

Познавательные викторины для младших школьников с ответами

Проблемные ситуации на уроках окружающего мира в начальной школе. Примеры | Игра «Счастливый случай» для начальной школы 3-4 класс. Окружающий мир. Конспект
Опубликовано: 43 дня назад (5 августа 2021)
Просмотров: 390
+3
Голосов: 3
Комментарии (1)
Анастасия Николаевна Фёдорова # 13 августа 2021 в 18:19 +1
Очень интересно и познавательно!
Спасибо!