Конспект зимней экскурсии в старшей группе
Зимняя экскурсия в середине зимы с использованием стихов в детском саду
Цель: формирование умения различать в реальной природе объекты и явления, описанные в стихотворениях.Задачи:
— уточнять признаки зимы;
— формировать умение анализировать содержание стихотворных текстов;
— учить понимать образные слова и выражения, проверять путем наблюдений и экспериментов мысли, высказанные в стихотворении.
Место в образовательном процессе. По замыслу педагога это может быть либо познавательное занятие, занятие по развитию речи, чтение художественной литературы, свободная деятельность, либо прогулка.
Материалы и оборудование: термос с горячей водой, небольшая веточка дерева, деревянные рейки и карандаши (по количеству, равному половине количества детей), небольшие листы бумаги и лопатки (по количеству детей).
Методы образования: беседа, рассказ, логические рассуждения, дискуссия, экспериментирование.
Место проведения: парк, бульвар, участок детского сада или прилежащая к нему территория.
Организация детей: свободная.
Воспитатель зачитывает несколько строчек из известных стихотворений и предлагает детям увидеть описанные явления в окружающей природе. В отдельных случаях он просит объяснить смысл образных слов и выражений, провести эксперимент, чтобы понять смысл стихотворения, создает условия для того, чтобы дети поспорили, чтобы каждый высказал и обосновал свою точку зрения. Воспитатель предлагает детям самим вспомнить стихотворения о зиме и загадать их как загадку остальным ребятам: пусть подумают и найдут ответ в том, что видят вокруг себя.
В зависимости от степени подготовленности группы соотношение количества стихов, зачитываемых педагогом и самостоятельно воспроизведенных детьми, может варьироваться.
Методические рекомендации
• Прочитав фрагмент стихотворения, педагог не торопит детей, позволяет им самостоятельно найти те события и явления, о которых они услышали. Ответы детей должны быть не поверхностными, краткими, а глубокими и осознанными.• Вспоминать фамилии авторов на данном занятии не следует: оно и так перегружено материалом. У занятия иная цель: увидеть то, о чем говорится в стихотворении.
• Чтобы опыты получались хорошо, педагог должен предварительно провести их без детей и определить оптимальные условия их проведения.
• При плохой погоде, не располагающей к прогулкам, такие же наблюдения легко осуществить через окно групповой комнаты, подобрав стихотворения, соответствующие конкретной ситуации.
• Работу можно вести в двух вариантах:
— подбирать стихи, которые соответствуют конкретной погоде в конкретный день; тогда дети должны найти в окружающем мире то, о чем услышали;
— зачитывать стихи, которые не соответствуют реальной погоде; в этом случае дети докажут, что такого сейчас нет.
• Если экскурсия длится достаточно долго, воспитатель вводит активную физкультминутку, чтобы дети не замерзли.
• Педагог имеет возможность добавить новые стихи, которые более соответствуют реальным условиям детского сада, и убрать те, которые этим условиям не соответствуют.
• В дальнейшем педагог может самостоятельно подготовить аналогичные экскурсии для любого другого времени года.
• При желании можно не проводить данную экскурсию полностью, а читать по одному-два стихотворения на прогулках в течение всего сезона года.
Ход экскурсии
I. Вводная часть
Воспитатель. Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме и природе. Давайте почитаем их и попробуем увидеть вокруг то, о чем в них говорится.II. Основная часть
Стихотворение 1 (зачитывается в середине зимы в пасмурную погоду)Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
И. Суриков
Воспитатель. Что мы видим сейчас из того, о чем услышали? (Ответ детей: «Солнца не видно или оно светит слабо; на улице мороз. Утром, когда мы приходим в детский сад, бывает темно».)
• Почему автор стихотворения пишет, что морозы «пришли»? Разве у них есть ноги? (Ответы детей.)
• Справедливо ли высказывание автора о том, что морозы бывают зимой? Разве не бывает морозов в другие сезоны года? (Правильный ответ: бывают поздней осенью и ранней весной.)
• Почему дни стали короче? Кто их укоротил? (Ответ детей: «Они сами укоротились, потому что Солнце ходит низко над Землей».)
Стихотворение 2 (зачитывается в хороший солнечный день, когда снег искрится под лучами солнца)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
А. Пушкин
• Где мы такое видим? (Надо увидеть и голубое небо, и обилие снега, равномерно покрывающего землю, и то, как блестит снег.)
• Почему снег назван ковром? (Ответы детей.)
• А почему великолепным? (Ответы детей.)
• Походите, посмотрите, как снег блестит. Какого цвета искорки вы видите? (Дети ходят, наблюдая, как вспыхивают на снегу разноцветные искорки. Они должны увидеть все цвета: голубой, розовый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и т.д. Педагог не торопит детей, дает им возможность насладиться игрой света и описать свои ощущения.)
Стихотворение 3 (зачитывается, когда на деревьях лежит иней)
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
С. Маршак
• Разве бывают деревья серебряными? (Ответы детей.)
• Красиво, когда деревья серебряные? (Ответы детей.)
• Кто знает, как получается иней? (Ответы детей.)
Давайте сами попробуем сделать иней. У меня есть термос с горячей водой. А вот лежит ветка. Кирилл, принеси ее. Я открою термос, а ты подержи ветку над выходящим паром. Посмотрим, что получится. (Проводится опыт.)
Теперь вы поняли, как получается иней? Кто сможет рассказать? (Ответы детей.)
Указание. Чтобы опыт прошел успешно, воспитатель проводит его самостоятельно без детей. Цель этой предварительной работы —установить оптимальное расстояние между термосом и веткой. Последняя должна быть холодной — пролежать на морозе всю ночь.
Стихотворение 4 (зачитывается в тот день, когда после обильного снегопада на деревьях лежит много снега)
Пришла, рассыпалась. Клоками
Повисла на ветвях дубов...
А. Пушкин
• Где мы такое видим? (Ответы детей.)
• Почему «повисла клоками»? (Ответы детей.)
Стихотворение 5 (зачитывается сразу после обсуждения предыдущего стихотворения)
Деревья наши белые-белые.
А мы ребята добрые, умные,
А мы ребята смелые.
Почему деревья белые, мы уже узнали. А правда ли, что мы добрые, умные и смелые? Чего вам больше сейчас хочется: оставить снег на деревьях или стряхнуть его? (Интересно, что ответят дети.)
Давайте думать, когда снег стряхивать надо и когда — не надо. (Правильный ответ: стряхивать снег надо в том случае, если он влажный, тяжелый, если его много, иначе ветки деревьев сломаются, а легкий, пушистый — не нужно, ведь вокруг так красиво.)
Раз вы добрые и смелые, давайте освободим наших друзей из снегового плена. (Если снега много, во избежание травм следует привлекать детей к отряхиванию только кустарников и невысоких деревьев. Воспитатель напоминает, что стряхивать снег надо осторожно, чтобы не повредить ветки.)
Стихотворение 6 (зачитывается во время достаточно сильного ветра)
Есть у деревьев голоса?
Нет, просто ветер начался.
Зашумели ветви
На зимнем ветре.
• Давайте прислушаемся. Сейчас мы слышим шум ветра? (Ответы детей.)
• Когда-нибудь раньше вы такое слышали? (Ответы детей.)
• Когда деревья шумят и почему? (Ответы детей.)
Стихотворение 7 (зачитывается вскоре после бурной погоды, пока
дети не забыли явления, происходящие в природе, и свои ощущения)
Перестал буянить ветер,
Даже в поле тишина.
Над широким полем светит
Ярче прежнего луна.
А. Барто
• Сейчас ветер буянит? (Ответы детей.)
• А когда мы слышали, что ветер буянил? (Ответы детей.)
• Почему автор говорит, что ветер буянил? Он же неживой. (Ответы детей.)
Стихотворение 8 (зачитывается, когда дети видят комнатные растения в окнах детского сада или в домах, расположенных неподалеку)
Стоит зима за окнами,
На улице мороз.
У нас на подоконнике
Куст зеленый рос.
По А. Барто
• Где мы видим такое? (Внимательно присматриваясь к окружающему, дети должны самостоятельно обнаружить эти растения.)
• Могли бы растения выжить, если бы их оставили зимовать на улице под снегом? Почему? (Ответы детей.)
• А почему наши деревья и кустарники не погибают зимой? (Ответы детей.)
Стихотворение 9 (зачитывается после первого снегопада)
Зима, зима, пришла зима,
Зима явилась в гости,
И в белизне стоят дома,
И мы все рады гостье.
Прошла по улицам, дворам
Зима, зима-красавица.
Нет, самым лучшим малярам
С побелкой так не справиться.
По А. Барто
• Что имел в виду автор, когда писал, что дома стоят в белизне? (Ответы детей.)
• Почему «малярам так не справиться»? (Ответ детей: «Потому что везде много снега».)
Проверим. Вот вам палки (воспитатель дает каждой паре детей карандаш и палочку, высота которой чуть больше, чем глубина снега на участке.) Измерьте глубину снега в разных местах. Воткните в него палочку и нарисуйте на ней карандашом полосочки как раз на уровне снега. Проделайте это в разных местах: и там, где снега много, и там, где его мало. Места выбирайте по своему желанию. (Дети выполняют задания, воспитатель их не торопит. Физическая работа заменяет физкультминутку.)
Закончили работу? Мы сохраним эти палочки и летом вспомним, сколько снега было на участке зимой.
А теперь вспомните, в стихотворении было сказано: «И мы все рады гостье». Почему вы рады зиме? (Ответы детей.)
Стихотворение 10 (зачитывается после первого похолодания)
В полдень подморозило.
Вновь зима пришла.
Затянулась лужица
Корочкой стекла.
А. Барто
• Почему в стихотворении сказано, «зима пришла»? У нее есть ноги? (Ответы детей.)
• Разве правда, что на лужицах появилось стекло? (Ответы детей.)
Пойдемте, поищем такие стеклышки. (Дети находят лужи, затянутые тонким ледком, разбивают его, рассматривают льдинки, проверяют их прозрачность.)
• Чем же похожи лед и стекло? (Воспитатель старается, чтобы дети назвали как можно больше признаков сходства: лед твердый, тонкий, прозрачный, разбивается, хрупкий и т.д.)
• Может, это, и правда, стекло? Тогда будем его вставлять в окна? Чем лед отличается от стекла? (Ответ: лед не такой прочный, как стекло и, к тому же, тает в тепле.)
(Дети самостоятельно проверяют все названные признаки, экспериментируя с льдинками.)
Стихотворение 11 (зачитывается во время или сразу после обильного снегопада)
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело.
Вот пришел, пришел опять
Снего-снего-снегопад.
По С. Михалкову
• Почему это явление названо «снегопад»? (Ответы детей.)
• Всегда ли бывает снегопад? (Ответы детей.)
• Сейчас есть снегопад или нет? (Ответы детей.)
• Куда снега нападало больше, а куда — меньше? (Дети исследуют окружающее пространство и отвечают.)
• Почему здесь больше? А почему здесь меньше? (Ответы детей.)
Стихотворение 12 (зачитывается после первого снегопада)
Он кружится, легкий, новый
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой.
Я. Аким
• Почему снег сравнивается с пуховым платком? (Ответы детей.)
• Проверим, снег, и правда, пушистый. Возьмите листики бумаги, наберите немного снега и подуйте на него. (Дети выполняют задание.)
Отгребите пушистый снег и возьмите тот, что лежит глубже. Подуйте на него. Этот снег тоже летит? (Дети выполняют задание и отвечают.) Почему этот снег не летит? (Ответы детей.)
Возьмите снег еще где-нибудь и проверьте, пушистый он или нет. (Дети повторяют опыт несколько раз, беря снег из разных мест.)
Стихотворение 13 (зачитывается во время снегопада)
Знаете ли вы, откуда идет снег?
Снег идет.
Снег.
А где он живет?
В небе.
А небо — в небе.
А небо?
А небо высоко и далеко.
• Правда ли, что снег живет в небе? (Ответы детей.)
• Он там живет или рождается? Образуется? (Ответы детей.)
• Посмотрите внимательно: небо высокое? (Дети выполняют задание.)
• Можем мы достать до неба? (Ответы детей.)
Протяните руки, потянитесь, достаньте до неба. (Дети выполняют задание.)
Попрыгайте, может, достанете. (Дети выполняют задание.) Достал кто-нибудь до неба? (Ответы детей.)
Стихотворение 14 (зачитывается при хорошей погоде на прогулке, во время метели, бурана — в групповой комнате, когда дети наблюдают за природой через окно)
Погода снежная была,
Отличная погода.
Я встал сегодня по утру,
И мне гулять охота.
По А. Барто
• Сегодня погода снежная? (Ответы детей.)
• Можно ли назвать ее отличной? (Ответы детей.)
• Нам охота сегодня гулять? (Ответы детей.)
Стихотворение 15 (зачитывается в конце зимы или в начале весны, когда появляются кучевые облака)
Облака — белогривые лошадки.
Облака, что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы на нас свысока,
А по небу прокатите нас, облака.
С. Козлов
Посмотрите, похожи ли облака на лошадок. (Дети рассматривают облака, определяют, на что похоже то или иное облако. Воспитатель их не торопит, дает возможность вволю пофантазировать.)
• Почему они названы белогривыми? (Ответы детей.)
• Они мчатся? (Дети определяют, с какой скоростью движутся облака, в какую сторону они плывут. Если движение медленное, можно использовать в качестве ориентира неподвижные предметы: дерево, крышу дома, антенну на крыше и т.п. Воспитатель следит, не закружилась ли голова у кого-нибудь из детей.)
Забирайтесь на этих лошадок — и поехали!
Стихотворение 16 (зачитывается в том случае, если можно увидеть дым, поднимающийся из печных труб)
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
С. Маршак
Посмотрите, что мы видим на небе. (Указание: не обязательно, чтобы данная строчка соответствовала наблюдаемой погоде.)
Понаблюдайте за дымом, идущим из труб. Он идет столбом? (Ответы детей.)
(Данное наблюдение интересно проводить в любую погоду. Если тихо — дым идет вверх столбом. При небольшом постоянном ветре он стелется по ветру. При сильном ветре струя дыма быстро распадается. В тихую ясную погоду во время антициклона огромный столб холодного воздуха падает сверху вниз. В это время струя дыма располагается параллельно или почти параллельно земле и растягивается на большое расстояние. На ней видны изгибы. Это — результат неравномерного опускания двух соседних масс холодного воздуха.)
Стихотворение 17 (зачитывается для формирования чувства сострадания, сопереживания)
Снег кружится, снег ложится,
Снег, снег, снег.
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек.
С. Михалков
• Вы рады снегу? (Ответы детей.)
• Разве вы не боитесь холода? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей: «Мы тепло одеты, в квартире и в групповой комнате тоже тепло. Если замерзнем на улице — согреемся дома».)
Зверей мы не видим, а птицы есть. Как вы думаете, они тоже рады зиме? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей: «Птицам холодно, голодно, негде спрятаться от ветра. У них нет теплых домов».)
Да, им очень плохо. Вы знаете, если маленькая птица (воробей, синица) за день не найдет еды, то на следующий день она погибнет. Просто замерзнет. Ей еда нужна для того, чтобы греться. Мы, чтобы согреться, сжигаем уголь, газ, а она сжигает в своем теле то, что съела.
Можем мы им помочь? А как? (Ответы детей.)
Давайте собирать крошки, все, что остается после обеда, и приносить птицам. Согласны? (Ответы детей.)
(Данное обещание надо выполнять всю зиму, иначе у детей после осознания тяжелого положения птиц может возникнуть психическая травма. Однако не стоит создавать постоянных кормушек на территории детского сада: это плохо и для птиц, и для детей. Птицы, боясь пропустить кормление, не станут искать его в других местах и могут погибнуть. В то же время они переносят 17 опасных для человека заболеваний: сальмонеллез, бруцеллез, грипп, птичий грипп, дизентерию, туберкулез и т.п). Птиц надо подкармливать в любых случайных местах, чтобы у них не выработался условный рефлекс на время и на место кормления, чтобы не создавать на территории детского сада источник инфекции.)
Пословица (зачитывается в январе — марте)
Как вы думаете, почему говорят: «Снега много — хлеба много?» (Воспитатель выслушивает ответы детей, но вряд ли они поймут смысл этой пословицы. Сам он правильного ответа тоже не дает.)
О каком хлебе идет речь: о том, что лежит на столе, или о том, который растет в поле? (Ответы детей.)
Давайте раскопаем снег и посмотрим, что находится под ним. (Воспитатель дает детям лопатки, и они самостоятельно раскапывают снег в разных местах. Под снегом находят зеленую траву. Чтобы опыт удался, педагог должен заранее установить, в каком месте имеется трава. Обычно зелеными бывают злаки, в первую очередь, пырей. Он начинает расти очень рано, и под снегом его листья достигают в длину 10—15 см.)
• Почему трава не замерзла? (Ответы детей.)
• Что будет, если мы оставим вырытые ямы? (Ответы детей.)
• Как сохранить траву живой? (Ответы детей.)
• Могла бы расти трава, если бы снега было мало или его совсем не было? (Ответы детей.)
Так и хлеб. Его сеют осенью, и зернышки всю зиму лежат в земле. Снег их укрывает, они рано прорастают, образуют листья. Вот урожай и будет хорошим. Если снега нет, что случится с зернышками и листиками? (Ответы детей.)
Давайте быстро засыплем вырытые нами ямки, чтобы трава не погибла. (Дети выполняют задание.)
III. Заключительная часть
Вспомните стихотворения о зиме и прочитайте их. А мы постараемся определить, наблюдается ли то, что описано в них, в окружающей среде. (Количество подобных заданий для детей не ограничено. Все, что можно, проверяется путем эксперимента.)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по окружающему миру для старшей группы «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Конспект занятия для старших дошкольников «Здравствуй, зимушка – зима» Конспект НОД в старшей группе: Как готовятся звери к зиме Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: ЗимаПохожие статьи:
Конспект занятия «Птицы зимой». Старшая группа
Конспект занятия по экологии в старшей группе в детском саду. Птицы в лесу
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе на тему: Зима
Развлечение «В гости к зиме» в детском саду в старшей группе
← Сценарий новогодней пьесы – сказки для дошкольников | О празднике День святого Валентина кратко для школьников →
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 820 дней назад (24 августа 2022)
Просмотров: 1041
Рубрика: Воспитателю детского сада
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|
||
|