Конспект занятия «Птицы зимой». Старшая группа
Технология построения комплексного занятия для детей старшей группы детского сада на зимнюю тематику
Программные задачи:
• воспитание интереса и бережного отношения к птицам;
• актуализация, систематизация и дополнение знаний о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее знаний и умений для решения учебной задачи, включенной в проблемную ситуацию, излагаемую персонажем;
• выявление уровня сформированности умений: сопоставлять количество с числом (в пределах 5), составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание.
В зависимости от задач воспитания, обучения, развития детей, плановых диагностических мероприятий в значительной мере может варьироваться практический этап занятия, как это будет показано ниже. В то же время общие принципы построения занятия и его структура останутся неизменными.
Оборудование и материалы: кукла-снегирь, 4 альбомных листа в рамках и фломастеры или рисунки-заготовки для создания графического плана занятия; материалы для проведения практического этапа занятия.
Предварительная работа. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, в ходе наблюдений на прогулке, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой, просмотре телепередач ребята многое узнали о птицах. Вместе с педагогом и (или) родителями ребята сделали кормушки, узнали, как выбрать для них место, разместить их за окном и на участке.
По нашему мнению, хорошо подготовленное педагогом занятие не должно составлять резкий контраст с другими (условно неорганизованными) видами деятельности детей. Объективно логичным и обоснованным для детей становится занятие, на котором ведется поиск ответа на вопрос, возникший у них в ходе какой-либо работы, на прогулке, продолжается начатое ранее дело, получает развитие, оживает, приглашает поучаствовать в ее событиях прочитанная ранее или новая сказка.
Предлагаемый ниже пример занятия по ознакомлению детей с окружающим миром (как видно из раздела «Предварительная работа») является частью единого проекта. На занятии продолжается и подытоживается работа по знакомству с зимующими птицами, проводившаяся на занятиях по ознакомлению с миром природы, развитию речи, ручному труду, изодеятельности, в ходе прогулок и посещения музея, чтения художественной и научно-популярной литературы, наблюдения за птицами и их регулярного кормления в течение нескольких недель.
Ход занятия
Мотивационно-ориентировочный этап
В гости к детям прилетает Снегирь. Он знакомится с детьми, приветствует их.
Снегирь. Пролетая мимо вашего окна, я заметил на нем кормушку. И я прилетел к вам, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь птицам, но и знаете, чем и как им помочь.
Как было указано выше, мотивом поисковой, творческой, учебно-познавательной, игровой деятельности детей может и должна стать учебная задача. В данном конспекте вопрос, звучащий из уст персонажа, является составной частью условия учебной задачи. Детям нужно уловить суть задачи и сформулировать цель своей работы.
Цель работы детей на занятии: помочь Снегирю убедиться, что он может быть спокоен за своих пернатых собратьев, зимующих рядом с нами, улетая вместе со своей стаей.
(Дети вспоминают, что снегирь — кочующая птица. Скоро он полетит дальше — на юг или на север, в зависимости от сроков проведения занятия.)
Очень важно ставить перед детьми задачи, проблемы и помогать им формулировать свои цели в понятиях, связанных с сопереживанием, сочувствием, познавательным азартом. К сожалению, мы часто видим в заглавиях конспектов задачи воспитания нравственных качеств, не подкрепленные ни содержанием, ни формами работы с детьми. Установке на то, что учение — инициатива и насущная потребность самих детей, также не соответствуют учебные задачи, сформулированные так, что персонажи «берут детей на „слабо"» или сомневаются в их знаниях и умениях.
Проблема, лежащая в основе сюжета занятия, должна быть «честной», то есть ребята должны иметь объективную возможность ее разрешить. Смешно и одновременно жалко выглядят ситуации, когда дети (а точнее, педагоги) за 30 минут «решают» проблемы глобального характера. Так же несерьезно получается, если старшие дошкольники «спасают» лесных животных, нарисовав им домики.
Остановимся подробнее на проблеме целеполагания. Обладает ли ребенок, придя на занятие, какой-либо определенной целью, связанной с предстоящей учебной деятельностью? Пожалуй, нет, ведь до начала занятия ему неизвестно, что именно он будет делать. Насколько важно, чтобы у детей была строго определенная, самостоятельно сформулированная или предложенная педагогом, но по-настоящему принятая ими цель работы? Приведем такие соображения.
1. Цель является основным компонентом деятельности, который определяется как ее предполагаемый результат, следовательно, без определения цели предстоящей работы не может иметь места деятельностный подход к организации учебного процесса.
2. Принятие или самостоятельная формулировка учащимися целей своей работы является их волеизъявлением. С этого момента можно считать снятым элемент навязывания определенных задач, насилия — как непременного атрибута обучения, поскольку ребята будут действовать по своей воле, на первый план выходит учение. Определяя или принимая цель, ребенок перестает быть исполнителем отдельных заданий. Он может осмысленно двигаться вперед, ощущая свою значимость, «самость», имея возможность выбрать свой путь.
Все это очень важно с точки зрения поставленных нами задач обучения и развития, личностного становления наших детей. Но зачастую речь идет о принципиальной возможности или эффективности учебного процесса. Многие из нас не раз были свидетелями того, как ребенок, с интересом пытавшийся освоить что-либо, замыкается или оказывает активное сопротивление педагогу, стремящемуся его научить. Такого не случается, если все, что ребенок делает, — это его выбор, его решение, его желание.
Поисковый этап
Педагог. Что же нужно рассказать, показать Снегирю, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в голодное и холодное время года?
Педагог организует беседу. Предложения детей суммируются, дополняются персонажем и (или) педагогом с учетом программных задач. На их основе составляется план работы. В данном случае план непосредственно связан с вопросами, которые нужно осветить. Но зачастую детям бывает необходимо определить, какими знаниями, умениями, материалами они обладают для решения поставленной задачи, что им необходимо выяснить, чему научиться, какую работу выполнить, что для этого потребуется.
На поисковом этапе могут быть распределены задания, определен фронт работ для отдельных детей, групп в соответствии с их интересами, возможностями, сегодняшними приоритетами их развития, необходимостью коррекции.
Вариант плана:
I. Всех ли птиц, зимующих в наших краях, мы знаем?
II. Знаем ли мы, чем они питаются и как их правильно кормить?
III. Сумеем ли различить птиц по голосам?
IV. Сможем ли сосчитать, сколько птиц пожаловало к нам в гости?
Чтобы дети могли самостоятельно пользоваться планом, он должен быть наглядным. Если каждый из вопросов схематически зарисовывается на приготовленных заранее альбомных листах, возникает графический план действий. Рисовать могут дети или педагог, но обязательно при согласовании символов с детьми. Наличие плана позволяет заменить традиционное предложение
«Давайте выполним такое задание» на вопрос «Что нам еще нужно сделать, чтобы помочь Снегирю? (для решения нашей задачи?)» Наглядный план помогает сохранить в сознании детей задуманное, помнить цель всей работы и понимать назначение отдельных действий, способствует восстановлению детьми хода занятия и его осмыслению при подведении итогов.
Вариант графического плана
Практический этап
Согласно плану, вместе с детьми выберем формы работы. Снегирь также может давать детям задания, советы, предлагать поучаствовать в играх. Дети приступают к реализации намеченной цели. Все, что они будут делать на занятии, подчинено ее достижению. Педагог же решает задачи освоения детьми природоведческого содержания, разностороннего развития детей. Приведем пример трансформации практического этапа занятия, разных вариантов реализации одного и того же плана в зависимости от выдвигаемых воспитателем задач. Важно, чтобы этот путь был увлекательным, по-настоящему развивающим, чтобы в его выборе как можно активнее участвовали дети.
Рассмотрим различные варианты организации деятельности детей на занятии и их возможный развивающий эффект.
1. Предложим детям назвать птиц, изображенных на карточках, рассказать, чем они питаются. Используется прием ретрансляции знаний. Для их систематизации можно предложить детям определенный план рассказа (I, II).
2. Детям предлагается рассортировать карточки с изображениями птиц. В зависимости от уровня сформированности навыка классификации дети могут либо распределить карточки по названным педагогам категориям, либо самостоятельно предложить различные основания классификации (I).
3. Дети рассматривают картину, на которой изображены разные зимующие в наших краях птицы. Всем желающим предлагается выбрать одну из них и придумать о ней загадку (I, II). В этом случае идет работа по применению полученных ранее знаний, выбору важнейших внешних характеристик и особенностей поведения птицы, активизируется словарь ребенка, используются особые речевые конструкции, задействуется схема описания птиц.
4. Используя картину-подсказку, детям нужно разгадать загадки о зимующих птицах (I). При правильной организации работы с текстом загадок детям нужно выделить существенные признаки птицы и по их совокупности найти отгадку, доказать свое мнение.
5. По карточке с изображением птицы ребенку нужно рассказать о ней, не используя «запретных» слов. «Запретными» выбираются слова, необходимые для описания.
Активизируется словарь ребенка, он старается подобрать синонимы, наиболее точные характеристики. Многим детям больше нравится такая разновидность игры, при которой их наряжают кем-либо, но просят предварительно закрыть глаза. Ребенок спрашивает: «Кто я? В кого я превратился?» Его товарищам нужно отвечать на вопросы, избегая «запретных» слов.
6. Педагог говорит Снегирю, что дети наверняка сумеют узнать птиц даже издалека (I) по следующим признакам.
• По походке, полету, повадкам. Детям раздаются карточки с изображениями птиц.
Каждому нужно вспомнить характерные движения и создать загадку-пантомиму о данной птице. Остальным детям нужно дать отгадку. Если все будут повторять придуманные их товарищем или педагогом движения в атмосфере интереса и радости, получится прекрасная физкультминутка.
Такой подход к организации динамической паузы имеет ряд преимуществ: игра проходит в контексте работы по продвижению к цели, не ломает, не нарушает сюжета занятия. Мы не делаем разминку, мы демонстрируем Снегирю свои знания и умения. То, что это происходит весело, совсем не говорит о том, что мы не продвигаемся к решению намеченных задач.
• По силуэту. Детям предлагаются контурные изображения птиц. В зависимости от уровня развития зрительного восприятия, воображения всем или некоторым детям в дополнение предлагаются соответствующие цветные изображения. С этой же целью можно использовать «зашумленные» картинки, фрагменты изображений («спрятавшиеся птицы»), «недорисованные» портреты и т.д.
7. Педагог произносит названия зимующих птиц. Если допущена ошибка, нужно встать (I). Таким образом, на основе освоенного материала проводится тренировка внимания. Задание можно усложнить, предложив детям по-разному реагировать на названия зимующих и перелетных, диких и домашних птиц.
8. Педагог показывает детям карточки с изображениями зимующих птиц, затем убирает их. Детям нужно постараться назвать всех птиц по памяти (I). В зависимости от объема кратковременной зрительной памяти детей игра начинается с 2—3 или 4—5 карточек и продолжается до тех пор, пока хотя бы один ребенок участвует в ней.
9. Педагог может произносить названия птиц, постепенно увеличивая число слов в серии. Так проводится игра на тренировку кратковременной слуховой памяти (I).
10. Детям предлагается прослушать голоса птиц и узнать певцов (III). Работа способствует развитию слухового восприятия. Дополнительно можно предложить детям попытаться сымитировать «слова» птиц при помощи звуков нашей речи. Можно также рассказать им, что у разных народов принято по-разному записывать птичью речь человеческими звуками.
Прослушивание голосов птиц, звуков леса может стать поводом и основой для релаксации.
11. Снегирь может предложить задачи и задания на счет, которые дети, в зависимости от освоенного ими комплекса умений, могут выполнить устно или путем выбора и перекладывания нужного количества карточек с изображениями различных птиц (IV). Также дети могут раскрасить заданное числом количество птиц определенного вида. Таким образом, применение навыка сопоставления количества и числа и умения узнавать предмет по силуэту будет дополнено подготовкой руки к письму.
Многие дети любят решать задачки «бегом». Например, Снегирь рассказывает историю, и по его команде со стульчиков «взлетает» нужное количество птичек заданного вида. Для игры детям требуются карточки или шапочки с изображениями птиц.
Перечень примеров можно продолжать. Педагог выберет и предложит детям такие формы освоения (использования освоенного) содержания, которые в наибольшей мере соответствуют насущным задачам их развития.
Выше отмечалось, что важнейшая задача работы по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности — обращение их внимания на ход самой деятельности, развитие способности, потребности, привычки планировать, осмысливать и оценивать свою деятельность. Для решения этой задачи необходимо дополнять учебные задания организационными.
Предварительные организационные задания нацелены на формирование умения планировать предстоящую работу, выполнять действия на основе самостоятельного речевого планирования, не отступать от намеченного плана, организовывать совместную деятельность в паре, группе. Можно предложить детям различные комбинации таких вопросов:
• С чего стоит начать работу?
• Что (скорость выполнения, аккуратность, точность, соответствие инструкции, красота) кажется тебе важнейшим в этой работе?
• Как ты будешь действовать? Расскажи по порядку.
• Каким бы тебе хотелось видеть результат своей работы? К чему ты будешь стремиться?
• Что тебе пригодится для работы? (И т.д.)
Рефлексивные задания учат детей осмысливать проделанную работу, видеть ее составляющие, условия успеха. Эти вопросы и задания формируют у детей навык самоконтроля, продуктивные подходы к самооценке:
• Как ты задумал выполнить работу? А как действовал? Почему?
• Расскажи по порядку, как ты действовал, что делал для выполнения работы.
• Ты говорил о том, что для этой работы очень важна аккуратность. Оцени свою работу. Сравни ее с работой, выполненной тобой раньше.
Что ты можешь сказать? Чем они отличаются? Почему? Кому бы тебе хотелось рассказать о своих успехах?
• Что (какое качество, черта твоего характера) помогло тебе справиться с работой?
• Как ты думаешь, почему сегодня получилось лучше (хуже)?
• Что у тебя получилось лучше всего? Что было в этой работе самым трудным? Интересным? Веселым? Приятным? Загадочным?
• Какие знания и умения пригодились тебе для того, чтобы справиться с задачей?
• Что ты узнал нового? Чему научился?
Естественно, что далеко не каждое задание должно сопровождаться подобными надстройками, но обращение к предварительным и рефлексивным заданиям должно быть систематическим. Таким образом, ребенку предлагается осмыслить и оценить не только результат, но и ход своей деятельности, уловить момент собственного развития в процессе учения и увидеть его пути. Детям предоставляется возможность сконцентрироваться на ощущении радости от совершенных открытий, от своих достижений, новых приобретений, ощущении собственной значимости, весомости своего вклада в общее дело.
В данном варианте оценка перестает быть чьим-то произволом, совокупным отражением случайных обстоятельств, чем-то внешним по отношению к деятельности, к ощущениям и представлениям детей о результатах своей работы. Здесь оценка — способ зафиксировать, осмыслить сегодняшний результат, выявить проблемные области, причины неудач и найти путь к успеху. Еще раз отметим, что наличие системы самооценки — необходимая составляющая личностно-ориентированного, развивающего обучения, становления основ учебной деятельности. Если ребенок сам ставит перед собой задачи, ощущает потребность в учении, то и отслеживать ход этого процесса он должен сам.
Рефлексивно-оценочный этап
Помимо оценки работы над отдельными заданиями, важно предлагать детям восстанавливать весь ход решения учебной задачи. В этом могут помочь графический план занятия, наглядные результаты деятельности, вопросы персонажа и педагога.
Педагог. Как вы думаете, ребята, убедился ли Снегирь в том, что мы сможем поддержать его пернатых друзей, зимующих рядом с нами? Что же его убедило? Как вы думаете, что он теперь чувствует?
(Выслушав ответы, педагог предлагает детям обратиться с подобным вопросом к Снегирю.)
Снегирь. Я очень рад, что встретил настоящих знатоков птиц, готовых о них позаботиться. Я подумал, ребята, что вы любите птиц потому, что они, как и вы, жизнерадостные, веселые, заботливые.
Варианты последующей работы
Дальнейшее развитие сюжету дает высказанное персонажем чувство радости, благодарности детям, желание присутствующих на занятии сделать что-то приятное друг другу.
1. Во время прогулки Снегирь может рассказать детям что-нибудь интересное, научить чему-то.
2. Лучшему усвоению учебного материала, его более объемному видению и целостному восприятию способствует подкрепление игровых и учебных действий по его освоению и применению различными видами творческой деятельности. Соответствующие задания могут стать частью познавательного занятия или основой идущего вслед за ним занятия по конструированию, изо деятельности, аппликации, ручному труду. В нашем примере дети могут выполнить подарки Снегирю, его друзьям, используя технику, освоение которой предусмотрено календарно-тематическим планом.
3. Снегирь попрощается с детьми, но общение детей с природой продолжается. Они будут применять свои знания на практике: во время прогулок наполнять кормушки, наблюдать за птицами, прилетающими к ним. Предложим детям рассказать, какие чувства они испытывают, когда кормят птиц. Приятно ли им проявлять заботу о своих пернатых друзьях?
4. Старшие дошкольники охотно обучают малышей, а они в свою очередь прекрасно воспринимают от 5—6-летних товарищей информацию и отношение к ней. Можно предложить нашим юным орнитологам наведаться к младшим детям, познакомить их с зимующими птицами, рассказать народные, литературные и придуманные ими самостоятельно загадки и стихотворения, научить ухаживать за птицами, показать небольшое представление, рассказать о том, как они сами помогают птицам, помочь развесить кормушки.
Завершая рассмотрение вопроса о структуре занятия, назначении и принципах построения его составных частей, отметим, что разностороннее развитие обеспечивается не только использованием развивающих видов деятельности на этапе практической работы, но и видоизменением каждого этапа занятия. В трудах М. Монтессори развитие определяется как рост степени самостоятельности индивида. Руководствуясь этим определением, педагог должен обеспечить развивающее воздействие обучения за счет постепенного увеличения доли самостоятельности детей в каждом из видов деятельности. Например, на начальном этапе обучения педагог ставит перед детьми проблему, учебную задачу в форме, наиболее понятной и легко воспринимаемой ими. Затем вниманию детей предъявляется ситуация или новый учебный материал, внутри которого скрыта некая проблема, противоречие. Детям нужно определить суть проблемы вместе с педагогом, затем они учатся делать это самостоятельно.
Подобное движение должно быть организовано педагогом при формулировке целей работы, выделении показателей ее качества, составлении плана, распределении обязанностей, формулировке выводов, осмыслении результатов. Диагностика эффективности личностно-ориентированного развивающего обучения построена именно на определении степени самостоятельности, демонстрируемой учащимся при решении учебных задач. (См. приложение «Выявление уровня сформированности умения решать учебную задачу».)
Этапы занятия, построенные в соответствии со структурой учебно-познавательной деятельности, взаимосвязаны. Проблема определяет цель работы на занятии. Особо отметим, что здесь речь идет о двух ипостасях понятия «проблема». Некая проблема персонажа призвана пробудить желание детей помочь ему. При этом возникает проблема как противоречие между представлениями детей и новой информацией, имеющимися у них, и требуемым набором знаний и умений, как необходимость освоения нового способа действования, решения учебной задачи нового типа. В соответствии с целью строится план работы.
Графический план делает более наглядным сюжетное единство занятия, помогает детям ориентироваться, придерживаться выбранного пути. Для составления плана детям необходимо определить, что они знают и что предстоит узнать, чему научиться. Практический этап, с одной стороны, соответствует предложенному детьми плану, с другой — учебно- воспитательным программным задачам. Итоги подводятся с учетом поставленной детьми цели и составленного ими плана.
Постоянное движение в соответствии с данной схемой способствует подсознательному освоению детьми последовательности действий, необходимых для решения учебной задачи, разрешения проблемы. При такой организации учения не требуется дополнительных мотивов, внешних по отношению к процессу познания. Пусковым механизмом деятельности становится сама учебная задача.
Установлено, что наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для детей младшей группы имеют задачи игрового содержания, для средней группы — трудового, а для старших дошкольников — собственно интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6—7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности.
Похожие статьи:
Ритмическое занятие по сказкам в старшей группе
Посиделки в детском саду. Сценарий
Сценарий итогового праздника в подготовительной группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!