Урок родного русского языка с презентацией, 2 класс. Ржаной хлебушко - калачу дедушка
Конспект урока русского родного языка, 2 класс. УМК: Перспектива
Класс: 2 классТема: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»
УМК: Перспектива
Тип урока: открытие новых знаний
Описание: Уроки русского родного языка я начала проводить в этом учебном году по учебнику «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А. Интересный, насыщенный материал учебника позволяет педагогу расширить представления детей о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, развить познавательный интерес, любовь и уважительное отношение к русскому языку, а через него - к родной культуре. Особое внимание уделяется совершенствованию коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования.
Материал учебника, материал урока, цели и задачи урока, формы и методы работы соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Цель:
• расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,
• показать необходимость владения языком для успешного общения;
Задачи:
Образовательные:
• Показать значимость и ценность хлеба в наше время и в давние времена.
• Расширить знания обучающихся об истории хлеба, о профессиях, связанных с хлебом.
• Учить ценить и уважать хлеб и труд людей, вырастивших хлеб.
• Активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда.
• Формировать положительно-эмоциональный настрой, умение работать в коллективе.
Развивающие:
• развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление умение сравнивать, группировать, делать выводы;
• развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память;
• развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
• развивать коммуникативные качества учащихся, связную устную речь через умение правильно формировать свои мысли в процессе работы на уроке по теме урока.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;
• воспитывать в детях чувство гордости за свою Родину, любовь к традициям, культуре своего народа;
• Воспитывать навык адекватного поведения во время урока при ответе и выполнении заданий, продолжить формирование умения работать в группах.
Планируемые результаты
Предметные:
• Познакомятся со словами, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие хлебные изделия, с историей происхождения этих слов, какие из них сохранились до нашего времени.
Метапредметные:
Регулятивные:
• формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные:
• находят ответы на вопросы и извлекают необходимую информацию в тексте и иллюстрации; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, классификацию; самостоятельно находят способы решения проблемы.
Коммуникативные:
• составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства
Оборудование:
учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., проектор, ноутбук.
Образовательные ресурсы:
- Мультимедийная презентация к уроку
- Выставка книг о хлебе, видеоклип.
- Иллюстрация «Каравай» на рушнике.
Ход урока:
I. Орг. момент
Ребята, вам тепло? (да)В классе нам светло? (да)
Прозвенел звонок? (да)
Начался урок? (да)
Хотите учиться? (да)
Тогда можно садиться. (да)
Все расселись по местам.
Никому не тесно? (да)
По секрету скажу вам: «Будет интересно»!
II. Создание проблемной ситуации
Учитель или хорошо читающий ученик читает стихотворение Я.Пишумова «Загадочный рисунок» (на экране показ презентации СЛАЙД 2)
Подошёл к ребятам Витя,
Показал листок:
Взгляните!
Кто сумеет угадать,
что я начал рисовать?......
- Выскажите своё мнение, что же задумал нарисовать Витя.
(дети высказывают свои предположения, учитель продолжает)
- Угадал!- сказал Володя.-
Это солнышко восходит! СЛАЙД 3
Возразила сразу Зина:
- Здесь арбуза половина! СЛАЙД 4
- Чепуха!- смеётся Света.-
Сразу видно, зонтик это! СЛАЙД 5
Подбежал Олег:
- Постой!
Это каска со звездой! СЛАЙД 6
-Нет! - сказал, подумав, Боря.
- Это гриб,
чего тут спорить. СЛАЙД 7
Головой качает Вася:
- Я с тобою не согласен.
Я уверен, будет тут
Нарисован парашют! СЛАЙД 8
Витя свой рисунок взял,
улыбнулся и сказал:
- Вы догадливыми были,
только жаль, про хлеб забыли.
Как собрали урожай,
Испекли мы ……. каравай! СЛАЙД 9
III. Мотивация к учебной деятельности СЛАЙД 10
- Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Представьте, что мы стоим на краю пшеничного поля. Стоит яркий солнечный день. Ветерок колышет спелые колосья. - Что вы услышали? (шум ветра, шелест колосьев, пение птиц, шум мотора….)
- Что вы почувствовали? (запах травы, аромат хлеба….)
- Что вы увидели? (золотую ниву, пшеничное море…)
(Учитель пожимаем руку одному из детей, ребенок передает пожатие по кругу).
– Мы с вами передали друг другу тепло своей души, частичку своего настроения. Надеюсь, нам с вами хватит этого тепла до конца урока. Садитесь.
IV. Постановка учебной задачи
- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (дети предлагают тему урока о хлебе, о том, как его растить, как его беречь) - Верно, на уроке речь пойдет о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Тема нашего урока звучит так «Ржаной хлебушко- калачу дедушка» .СЛАЙД 11
- Что бы вы хотели узнать нового по этой теме?
(дети высказываются)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием изделий их хлеба и их названиями, так же узнаем происхождение этих слов. Прочитаем интересные тексты о значимости хлеба в жизни людей, а пословицы раскроют нам истинное отношение человека к хлебу. Желаю вам интересных открытий.
V Работа по теме урока
1. Раскрытие конкретного смысла слова ХЛЕБ- А начнём мы с легенды. (рассказывает заранее подготовленный ученик)
«Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем. А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем?
На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она пища! Спасение племени.
Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости.
Сегодня, растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ»
- Откройте учебник на стр.14. выполним упр1.
(текст упражнения читает хорошо читающий ученик или уч- ся класса по цепочке)
СЛАЙД 12
- Вот такое коротенькое, но емкое слово « хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос. Почему хлеб называют чудом земли, символом жизни?
( Дети отвечают пользуясь прочитанным текстом).
- Почему он занимает важное место в жизни?
( Дети отвечают используя прочитанный текст).
2. Работа с пословицами
- Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. К хлебу у русского народа во все времена относились почтительно. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» гласит народная мудрость. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.
А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? Тогда пора собирать наш «Урожай пословиц».
- Выполним упр. 2 на стр. 15 учебника
(дети по цепочке читают пословицы из упражнения 2 и объясняют их значение)
- Спиши в тетрадь любые три пословицы.
3. Работа в группах
- И сегодня в каждой семье, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. В мире насчитывается более 750 видов разных хлебобулочных изделий. Давайте подберём к слову хлеб признаки, которые рассказывают, какой бывает хлебушек. Я начинаю: - Хлебушек душистый, ………… (дети продолжают) золотистый, свежий, белый, черный, вкусный ароматный, мягкий, пшеничный, ржаной.
- Откройте учебник на стр.16. Посмотрите на иллюстрации и прочитайте названия хлебных изделий.
А знаете ли вы историю происхождения этих названий?
- Выполним задания упр.3
(дети делятся на четыре группы, знакомятся с текстами в учебнике, готовят краткое устное сообщение, рассказывают данные сообщения)
Учитель рассказывает из истории происхождения слова «коврижка» СЛАЙД 13
- Обратите внимание на иллюстрацию на слайде и в учебнике с.20. Перед вами коврижка.
Коврижка – это вид пряника, обычно медового. Слово коврижка образовано от слова коврига, которое означает большой круглый хлеб, каравай. Коврижки готовят из муки, мёда, изюма, орехов, пряностей, с добавлением сахара.
4. Беседа о профессиях людей, вырастивших хлеб.
-Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют
- Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей разных профессий.
(На столах у ребят карточки с названиями профессий: мельник, врач, учитель, шофёр, доярка, тракторист, агроном, пекарь, комбайнер);
- Выберите те названия профессий, которые по вашему мнению имеют отношение к хлебу.
(Дети работают с места в парах, учитель контролирует их работу)
- Расставьте названия профессий в порядке очередности процессов изготовления хлеба.
(дети переставляют таблички в правильном порядке:
тракторист, агроном, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).
Дети читают стихи:
СЛАЙД15
Агроном:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка
Хлеб с горбушкой золоченой
Шёл к тебе издалека.
СЛАЙД16
Тракторист:
Только снег сошёл в апреле.
Как поля зазеленели.
Все вместе: Мы говорим: «Хлеб
СЛАЙД 17
Комбайнёр:
Золотой простор бескрайний
Здесь работают комбайны.
Все вместе: Мы говорим: «Хлеб».
СЛАЙД 18
Мельник:
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
СЛАЙД 19
Пекарь:
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Все вместе: Мы говорим: «Хлеб».
СЛАЙД 20
Агроном:
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб хлеб вкусный, золотой
Украшал бы стол любой.
5. Правила бережного отношения к хлебу
- Спасибо ребята. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. Что может быть важнее хлеба? Есть, пожалуй, только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово «жизнь». В старину на Руси рожь называли житом, от слова «жить». Есть хлеб – есть и жизнь.
СЛАЙД 21
-А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надо относится с особенным почтением. Нет для человека запаха более приятного, чем запах свежеиспеченного хлеба. Раньше было принято печь хлеб дома. Рождение хлеба – праздник. Хозяйка, прежде чем начать печь хлеб, надевала нарядную одежду, повязывала яркий платок. Хлеб, испеченный из муки, просеянной через решето, называли решетным, через сито – ситным, а караваем называли пшеничный хлеб, испеченный в круглом каравайнике. Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом».
(дети высказывают свои мнения, учитель помогает правильно сформулировать правила)
СЛАЙД 22
Помните, ребята, такие правила:
1. Обращайся с хлебом бережно
2. Никогда не выбрасывайте хлеб. Не играй с хлебом.
3. Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
4. Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным или сделай сухарики.
- Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.
VI. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу.- Что нового вы узнали?
- Что особенно запомнили?
- Какой самый главный вывод мы с вами сделали?
СЛАЙД 23
Учитель включает видеоклип «Хлеб»
VII. Рефлексия
- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было на уроке интересно, то возьмите солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать, то возьмите тучку. - А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!
СЛАЙД 24
Использованная литература:
Интернет ресурсы
Скачать Урок родного русского языка, 2 класс. Ржаной хлебушко - калачу дедушка
Презентация на тему: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка во 2 классе. Понятие о глаголе как части речи Конспект урока русского языка, 2 класс Конспект урока русского языка во 2 классе Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 классаПохожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России
Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива
Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс
Участник №10 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2019 года
← Внеклассное мероприятие по экологии в начальной школе к Международному дню леса | Внеклассное мероприятие для начальной школы на тему «На пороге Новый год». Конспект с презентацией →
Автор: Любовь Владимировна Рыжкова
Опубликовано: 1817 дней назад (1 декабря 2019)
Просмотров: 39360
Рубрика: Разработки уроков
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!