Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Русский народный костюм
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Знакомство с русским народным костюмом»
Задачи: Образовательные:
• Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.
• Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.
Развивающие:
• Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при рисовании, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
• Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.
• Обогащать и активизировать словарь детей: сарафан, кокошник, лапти, орнамент. Просмотр слайдов «Русский народный костюм»
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам кто-то в гости идет. (Вносит куклу в русском костюме, говорит от имени куклы)Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Воспитатель: Какая интересная гостья к нам пожаловала! И одета чудно, и здоровается по – особенному. - Никто из вас не догадался, откуда она к нам пришла? - Давайте спросим у куклы, откуда она пришла.
Дети: Откуда вы пришли, дорогая?
Кукла: Я пришла к вам из прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин – «сударь».
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как зовут нашу гостью, спросите вежливо куклу, как её зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.
Дети: Как вас звать сударыня?
Кукла: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна.
Воспитатель: Что можно сказать про имя куклы, какое оно?
Дети: Красивое, ласковое, нежное, доброе.
Воспитатель: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки. Какого цвета у нее волосы? Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.
Дети: Одета она в белую рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки плетенные, волосы у Марьюшки в косу заплетены.
Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. (Показ уборов бумажных, а затем на портретах женщин).
Кукла: Вы заметили, какой интересный узор вышит на моей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Например: (показ и рассматривание иллюстраций) знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство.
Воспитатель: Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)
Воспитатель: Давайте с вами попробуем нарисовать узоры на сарафанах и рубахах для нашей гостьи. (Работа за столами).
Физкультминутка
Рисовали, рисовали, (Симметричные круговые движения руками)
Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)
А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)
И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук)
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан)
Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор (Кокошник)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (Лапти)
Дидактическая игра «Народная мудрость»
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Без труда не вытащить и рыбки из пруда»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
«Без беды друга не узнаешь»
«Друг познается в беде»
Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните какие русские народные сказки вы знаете «Крошечка – Хаврошечка», «Про Иванушку дурачка», «Солнце, месяц и ворон воронович», «Лисичка со скалочкой и др…
Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры.
Игра «Веселая карусель»
Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру.
Становитесь скорей вокруг карусели, да держитесь крепче за ленточки.
Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели.
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно к нам еще заглянет и проверит, узнали ли вы что-нибудь новое о русском человеке, о традициях нашего народа.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Транспорт специального назначения Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы ДОУ Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные России» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Носов "Огородники"Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений
Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему «Человек и природа»
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!