Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему «Человек и природа»
Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду. Старшая группа
Цель: формирование бережного отношения к природе.
Задачи:
— формировать дифференцированные представления о значении природы в жизни человека;
— воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности русской природы;
— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.
Оборудование: диктофон; наглядно-печатные игры «Найди лекарственные растения», «Как рубашка в поле выросла» (лента времени), лото «Кому что нужно для труда?»; альбом «Природа в жизни русских людей»; рисунки с изображением растений, в том числе лекарственных.
* * *
Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратились мастера фабрики игрушек. К ним поступил заказ на изготовление настольно-печатных игр по теме «Природа в жизни русских людей». Часть игр они уже сделали: «Уральские ягоды», «Съедобные и несъедобные грибы», «Домашние и дикие животные». Мастера считают, что этих игр недостаточно, потому что природа помогала русским людям не только питаться, но и одеваться, быть здоровыми. Они не знают, как об этом можно рассказать детям через настольно-печатные игры. Мастера не случайно обратились к вам: они слышали, что вам в детском саду много рассказывали о значении природы в жизни русских людей, у вас есть много альбомов, книг, игр по этой теме.
Ребята, как мы можем помочь работникам фабрики игрушек, обратившимся к вам за помощью?
Дети. Рассказать им о значении природы в жизни русских людей, об играх, которые есть в нашей группе, можно выслать альбом с картинками.
Воспитатель. Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о значении природы в жизни русских людей. Ваши рассказы я запишу на диктофон, и мы их отправим мастерам по изготовлению игр. В древние времена предки русских — славяне — селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. «У леса жить — голодным не быть» — гласит пословица. Почему так говорят?
Дети. В лесу много грибов, ягод, которыми можно питаться. Правильно, ребята, в лесу — зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мед, съедобные коренья и травы.
Воспитатель. Ребята, какие игры есть в нашей группе, которые рассказывают о том, как природа помогает людям питаться?
Дети. «Съедобное — несъедобное», «Уральские ягоды», «С какой ветки детки», лото «Овощи».
Воспитатель. Русский народ сложил много пословиц, поговорок о дарах леса. Вспомните их.
Дети. «Где один гриб, там и другой», «Грибы ищут — по лесу рыщут», «Появились опенки — лето кончилось», «Пропустя лето — да в лес по малину».
Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Пропустя лето — да в лес по малину»?
Дети отвечают.
Русским людям приходилось много трудиться, чтобы добыть еду, в этой пословице осуждается лень. Наши предки были трудолюбивыми людьми.
Но не только добывать еду, но и лечиться от всех болезней приходилось самим. Ведь больниц и аптек тогда не было, скорую помощь не вызовешь. Постепенно люди узнали, что многие растения являются лечебными. Лес рядом, а в нем, как говорили русские люди, «на всякую болезнь зелье вырастает». Знаете ли вы, от каких недугов помогают клюква, липа, малина, подорожник?
Дети. Липа и малина помогают бороться с простудой, подорожник заживляет раны, клюква снимает жар.
Воспитатель. Эти чудесные свойства растений использует человек и сейчас. Какие народные пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?
Дети. «Живи просто — проживешь лет до ста», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Кто долго жует, тот долго живет».
Игра «Найди лекарственные растения»
Воспитатель предлагает выбрать из нарисованных на листе бумаги растений те, которые помогают людям избавиться от болезней (клюква, малина, цветы липы, подорожник, черника, ромашка) и отметить их любым значком. Благодарит детей за правильно выполненное задание.
Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, как природа одевала русских людей, предлагаю поиграть в игры.
Игра «Как рубашка в поле выросла» (лента времени)
Две подгруппы детей работают одновременно. Первая подгруппа раскладывает по порядку картинки, на каждой из которой нарисован один из этапов выращивания льна и изготовления одежды (сеяние, уборка, вымачивание, трепание, чесание, прядение, ткут холст, шьют рубашки). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровная).
Игра-лото «Кому что нужно для труда?»
Вторая подгруппа подбирает к большой карте с изображением женщины, которая вяжет теплые вещи из шерсти, маленькие карточки с изображением орудий труда, необходимых для изготовления теплых вязаных вещей: ножницы для состригания шерсти, прялка, веретено, спицы для вязания, иголка с ниткой. После выполнения задания каждая подгруппа рассказывает о последовательности труда русских людей по изготовлению одежды изо льна и шерсти.
Воспитатель. Вот как много приходилось трудиться русским людям, чтобы изготовить одежду из шерсти животных и ткани изо льна! Вспомните пословицы и поговорки об их труде.
Дети. «Всякое умение трудом дается», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Есть терпенье — будет и уменье!».
Воспитатель. Природа не только одевала, но и обувала русских людей. Послушайте загадку о самой распространенной обуви русского народа: «Два котика, четыре хвостика» (лапти). Из чего же плели лапти? Отгадайте загадки.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают —
Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)
Как же не грустить липе, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста.
Дети. Кора березы.
Воспитатель. Такие лапти считались праздничными. Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем в нее.
Русская народная игра «Лапти»
На полу выкладывается большой круг из веревки. Водящий встает в центр круга, участники игры — за кругом спиной к нему. Игроки перебрасывают через голову какой-нибудь предмет — «лапоть». Повернувшись к водящему, они спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Играющие еще раз задают тот же вопрос. Водящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается «запятнать» играющих (только в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.
Воспитатель. Благодаря тому, что природа помогала человеку жить, быть здоровым, люди считали ее живой и воспевали ее красоту в песнях, сказках, былинах. В каких сказках сказочные персонажи разговаривают на человеческом языке и помогают людям?
Дети. «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Иван-царевич и Серый волк».
Воспитатель. С особой любовью относились наши предки к березе. Почему?
Дети. Они верили, что береза приносит здоровье и добро.
Воспитатель. Верно, они считали ее счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро и высаживали рядом с домом. Любовь к этому дереву люди передали в народных песнях, поговорках. Какие вы знаете стихи о березе?
Дети
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Травка шелковая.
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
Хоровод водят.
По предложению воспитателя дети заводят хоровод «Во поле береза стояла».
Воспитатель. С нежностью обращались русские люди к рябинушке кудрявой. Почему почиталась рябина?
Дети. Люди верили, что рябина излечивает от болезней.
Воспитатель. Какие еще деревья почитались русскими людьми?
Дети. Верба, дуб.
Воспитатель. Почему почитался дуб?
Дети. Дуб был самым большим деревом.
Воспитатель. Верно, дуб — символ мощи, силы, твердости. А почему почиталась верба?
Дети. Потому что она раньше всех цвела весной.
Воспитатель. Правильно, ребята, верба — первое цветущее дерево. С давних времен существует поверье, что расцветающее Дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Давайте поиграем в игру «Верба-вербочка», в которую любили играть наши предки.
Русская народная игра «Верба-вербочка»
Дети образуют два круга. В один встает мальчик, в другой — девочка. Дети водят хоровод, напевая.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая,
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками воротца. Дети проходят в них, продолжая припевать.
Канарейка — (имя девочки).
Соловейка — (имя мальчика).
Люди спросят: «Кто такой?»
(Имя девочки) скажет: «Милый мой».
В конце девочка и мальчик танцуют.
Воспитатель. Ребята, флешку с записью ваших рассказов и описание игр, альбом «Природа в жизни русских людей» я отправлю мастерам фабрики игрушек, которые обратились к нам за помощью. Думаю, что ваши интересные рассказы помогут им в изготовлении игр для детей.
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Нет комментариев. Ваш будет первым!