Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема занятия: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».
Цель: учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок.
Ход занятия
- Ребята, отгадайте загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (еж)
Воспитатель предлагает детям для рассматривания картину «Ежи».
- Кто нарисован на этой картине?
- Посмотрите внимательно, они все одинаковые?
- Что делает ежиха? Ежата?
- Что едят ежи?
- Зачем ему нужны иголки?
- Какая мама-ежиха? (Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная.)
- Какие ежата? (Маленькие, забавные, трусливые, хорошие.)
- Что мама делает? (Заботится о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм.)
- Где живут ежи? (В лесу.)
- Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? Опишите лес.
- На картине изображена целая ежиная семья в осеннем лесу.
- Как вы думаете, это дружная семья?
- Как вы догадались? (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых.)
Воспитатель дает задание придумать рассказ по картине «Ежи», использовав в нем слова, которые говорили все вместе. Дети вспоминают слова: ежи, ежиха, ежата, осенний лес, заботятся друг о друге, колючие, большая, маленькие, пугливые. Дети рассказывают, воспитатель помогает детям оценить рассказы.
- Чей рассказ вам понравился?
- Какие слова в рассказе понравились?
- Как можно еще начать рассказ?
- Как можно закончить рассказ по-другому?
- Ребята, вам нравятся ежиха и ежата, изображенные на картине? (Да, нравятся.)
- Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой?
- Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя. (Ответы детей).
- Правильно, ребята. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.
- Послушайте стихотворение «Ежинка» В. Осеевой.
В глубокой прохладной ложбинке,
Где летняя травка свежа,
Привольно живется Ежинке,
Единственной внучке Ежа.
Весь день она тихо играет,
Шуршит прошлогодним листом,
Еловые шишки бросает
И дремлет в тени под кустом.
Однажды надвинулась тучка,
Стал ветер деревья качать,
И Ежик любимую внучку
Заботливо вышел встречать.
И вдруг, запыхавшись, зайчишка
Бежит, перепуган до слез.
- Скорее! Какой-то мальчишка
Ежинку в корзине унес!
Мелькали березы и елки,
Зеленый кустарник и рожь,
Подняв, как оружье, иголки,
Бежал, ощетинившись, Еж!
В прохладной пыли на дороге
Он след мальчугана искал.
Он по лесу бегал в тревоге
И внучку по имени звал!
Стемнело... И дождик закапал,
Живого следа не найдешь.
Упал под сосной и заплакал
Измученный дедушка Еж!
А дедова внучка сидела
За шкафом, свернувшись клубком.
Она и взглянуть не хотела
На блюдце с парным молоком!
И утром к зеленой ложбинке
Из города дети пришли
И дедову внучку Ежинку
В корзинке назад принесли.
Пустили на мягкую травку.
- Дорогу домой ты найдешь?
- Найдет! - закричал из канавки
Взволнованным голосом Еж.
После того, как дети прослушают стихотворение, воспитатель предлагает им придумать диалог дедушки Ежа и Ежинки при встрече в зеленой ложбинке после разлуки.
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
Нет комментариев. Ваш будет первым!