Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Чарушин «Воробей»

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Тема: Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей». Цель: учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Ход занятия

- Ребята, каких птиц вы видели на улице? (Голубь, ворона, воробей, сорока, синица...)

- Угадайте, про кого я загадаю загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

Собирает крошки,

Он боится кошки.   (воробей)

- А как можно назвать детеныша воробья? (Воробышек, воробейчик, воробъишко...)

- Хотите, почитаем рассказ про одного такого маленького воробышка и узнаем, что с ним приключилось.

Воробей

Пошел Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит: кто- то чирикает.

- Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробышек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик, катится. Хвостику него коротенький, клюв желтый, и никуда он не улетает. Видно, еще не умеет.

- Смотри-ка, папа, - закричал Никита, — воробей ненастоящий.

А папа говорит:

- Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверное, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробышек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живет воробей у Никиты. Все время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

- Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

- Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод. Покормили воробья еще денек. Опять посадил его Никита на получить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей! Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на нее и упал.

- Плохо ты еще летаешь, - говорит ему Никита. —Давай-ка, я еще тебя денек покормчю.

Покормил-покормил, а назавтра воробышек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь - свалился.

Видно, надо его еще кормить. На другой день Никита взял воробья в сад с собой, да там и выпустил. Воробей через кирпич перелетел. И стал уже через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился. А на следующий день он и через забор перелетел. И через дерево перелетел. И через дом перелетел. И совсем от Никиты улетел. Вот так научился летать.

(Е. Чарушин)

- Ребята, что мы с вами прочли: стихотворение, рассказ или сказку? (Рассказ.)

- Почему вы так считаете? (В нем рассказывается о маленьком воробье, который учился летать.)

- А как еще можно назвать этот рассказ? («Про воробья», «Никита и воробей», «Как воробьишка учился летать».)

- Каким воробей был в рассказе? (Маленький, нахохленный, коротенький хвостик, клюв желтый, неуклюжий, беспомощный...)

- Какие чувства он у вас вызывает? (Жалко, хочется подержать в руках, хочется помочь.)

- В рассказе автор сравнивает воробья с шариком. Послушайте, как мягко и нежно это звучит - «шарик». Не с шаром и кругом, а именно с маленьким шариком.

- Как же воробышек попал к Никите? (Мальчик подобрал его в саду, когда гулял.)

- Зачем Никита забрал его домой? (Воробышек был один, он не умел летать, его могла съесть кошка, он мог погибнуть от голода.)

- Хорошо ли было воробью в доме у мальчика? (Хорошо. Его кормили. Никита играл с ним, учил его летать. Он не обижал птенчика, он его любил.)

- Для чего Никита стал учить воробья летать? (Воробей - птица, он должен уметь летать, жить на воле...)

- Как вы думаете, Никита правильно поступил, что отпустил воробья? (Правильно.)

- Воробышку хорошо жилось дома у Никиты. Может быть, надо было его оставить, не отпускать? (Нет. Птице лучше жить на воле.)

- Вспомните, как расстались воробей и Никита? (Никита выпустил воробья в саду, и тот перелетел сначала через забор, затем через дерево, через дом, а потом совсем улетел.)

- Что чувствовал Никита при расставании? (Жалко расставаться с другом. Радостно, что воробей окреп, стал большим, научился летать.)

- Ребята, давайте с вами попробуем пересказать этот рассказ. Рассказ большой, можно поделить его на части. Первую часть назовем: «Встреча Никиты и воробья». Вторую часть назовем: «Как воробей жил у мальчика дома». Третью часть назовем: «Расставание друзей».

- Ребята, подумайте, кто какую часть желает пересказать. А все вместе мы перескажем целый рассказ. Пересказ рассказа детьми по частям и в целом.

- Ребята, сегодня, когда мы пойдем на прогулку, давайте повнимательнее присмотримся к воробьям на улице. Может быть, среди них есть и наш воробей из рассказа.

Похожие статьи:

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!