Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока - путешествия по русскому языку, 2 класс. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Автор: Понакшина Валентина Ивановна, учитель начальных классов
Место работы: ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар, ж/д ст.Пронино
Урок-путешествие по русскому языку во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по русскому языку в форме путешествия. Данный материал будет полезен учителям начальных классов при изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цели по содержанию:
обучающие:
- формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
- ввести в познавательную деятельность и активный словарь учащихся терминов: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
- классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
развивающие:
- развивать умение сопоставлять и различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;
- развивать память, мышление, наблюдательность;
- развивать навыки самостоятельной работы.
воспитательные:
- воспитывать любовь к предмету;
- создать условия для воспитания культуры общения;
- формировать потребности писать грамотно;
- мотивировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты учебного занятия:
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
- развитие навыков сотрудничества с взрослым;
- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
- формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
- формирование умения работать с различными видами информации (текстом, словарём);
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- развитие умения использовать специальную терминологию при определении части речи;
- формирование умения классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- расширение словарного запаса учащихся;
- формирование умения соотносить слова-названия и вопросы, на которые они отвечают;
- развитие умения подбирать синонимы, пользуясь словарём.
Используемая технология: технология уровневой дифференциации, проблемного обучения, здоровьесберегающая, игровая, информационные технологии.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
Традиционное:

- тесты;
- карточки с заданиями по количеству учащихся в классе;
- карточки с колобками и солнышками.
Инновационное оборудование:
- интерактивная доска, проектор;
- компьютерная презентация;
Формы работы:
- фронтальная
- групповая
индивидуальная
Используемые учебники и учебные пособия: В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс. Москва: Просвещение, 2013. УМК «Школа России», В.П.Канакина «Тетрадь учебных достижений» 2 класс. Москва: Просвещение, 2016.
І этап. Вырабатывание (5 мин)
Нагрузка относительно невелика.
1.Этап мотивации к учебной деятельности
(Цель: проверить готовность учащихся к уроку; создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке.)
Здравствуйте, ребятки! Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. У нас сегодня на уроке гости. Я думаю, что сегодняшний день принесёт нам и нашим гостям радость, радость общения друг с другом. Скажите, пожалуйста, каким вы хотите видеть наш урок? А хотите узнать что-то новое? Успехов вам и удач! Мы уже знакомились с «волшебным солнышком», которое зовут – «Имя существительное». Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами. Имя существительное вместе с нами отправится в путешествие и поможет нам раскрыть ещё один свой секрет (какие имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»).
Прочтите девиз, который предлагаю взять для урока: «С малой удачи начинается большой успех».
Как вы понимаете это выражение? Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие по стране знаний. В путешествие мы отправляемся на этом весёлом паровозике. Итак, вы готовы?

Тогда запишите дату нашего путешествия.
Двадцать первое февраля.
Классная работа.
2.Этап актуализации опорных знаний
(Цель: активизация опыта и предыдущих знаний обучающих, активизация деятельности учащихся, постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.)
Чистописание. Отправляемся мы со станции Чистописание.
Послушайте стихотворение, где есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. Вам нужно найти букву, которая сбежала.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Какими буквами различаются слова дом- сом. В какую группу можно объединить эти два слова? (части речи). Какой частью речи является слово сом? дом? (сущ). Что обозначает эта часть речи? (предмет). На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?).

Посмотрите, как пишется строчная и заглавная буква Дд. Прописываем строчку буквы Дд.
Словарная работа. Мы с вами доехали до станции Словарная. А чтобы отправиться дальше вы должны отгадать загадки, записать отгадки, картинки словарных слов будут появляться на экране, вы будете записывать их в тетради, по одному будем записывать, чётко проговаривая, на доске.

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.(Морковь)

Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.(Лук)

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.(Капуста)

Желта, а не масло,
Кругла, а не луна,
С хвостом, а не мышь.(Репа)

Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"(Картошка)
Молодцы, справились с заданием! На какой вопрос отвечают имена существительные? (Что?) Как назвать эти имена существительные, одним словом? (Овощи).
ІІ этап (20 мин) Максимальная работоспособность
Нагрузка максимальная, снижение на 15 минуте
3.Этап построения проекта выхода из затруднения
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Следующая станция называется «Кто или Что». Здесь вы должны очень внимательными.
Стол ........ мальчик
гроза ........ белка
праздник ........ слон
Посмотрите на доску. По какому признаку имена существительные распределены на две группы? (слова, отвечающие на вопрос что? и слова, отвечающие на вопрос кто?) Сформулируйте тему урока. Что мы должны сегодня узнать на уроке? (какие имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»). Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку.
Прочитайте правило от тётушки Совы.
Вопрос кто? Мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных: (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.
Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?»?
Подберите к каждой группе одушевлённых существительных ещё по два слова. Запишите их.
Люди: (кто?) художник, …, … .
Птицы: (кто?) снегирь, …, … .
Насекомые: (кто?) шмель, …, … .
Домашние животные: (кто?) лошадь, …, … .
Дикие животные: (кто?) медведь, …, … .
Вопрос что? Мы задаём к именам существительным, которые
не обозначают людей и животных:: (что?) пенал, сахар,
картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.
Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»? Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Инструменты: (что?) топор, …, … .
Обувь: (что?) сапоги, …, … .
Явления природы: (что?) вьюга, …, … .
Растения: (что?) крапива, …, … .
Посуда: (что?) тарелка, …, … .
4.Физкультминутка (на 15 мин)
(Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление). Следующая станция «Здоровье»
Упражнения
1.И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.
2.И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.
3.И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.
Игра «Кто или что?»
Если услышите одушевлённые имена существительные, похлопайте в ладоши над головой. Если услышите неодушевлённые имена существительные, похлопайте перед собой.
Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.
5. Этап первичного закрепления
(Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий на применение изученного способа действий).
Разноуровневые задания с дифференцированным подходом. Каждая карточка содержит в себе задание разного уровня сложности. Выберете себе карточку и выполните соответствующее задание.
1 карточка (красного цвета). Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня песок, верблюд.
ЧТО? ........ КТО?
2 карточка (жёлтого цвета). Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.
Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа – шофёр.
Пишет в газеты, статьи и записки
Мама – писатель журналистка.
3 карточка (зелёного цвета). Прочитайте. Укажите, в каком ряду все имена существительные одушевлённые.
Паук, комар, стрекоза, паутина.
Мальчик, девочка, коньки, снежки.
Карась, окунь, щука, рыбак.
6.Эмоциональная пауза (10 мин до конца урока)
(Цель - эмоционально-смысловая разрядка).
ІІІ этап. Конечный порыв (10 мин)
Небольшое повышение работоспособности
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
(Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку работ).
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.
Учебник. С.49 № 82.
1.Учитель, друг, отец, лётчик, невежда.
2.Лягушка, задира, прозвище, дети.
С помощью словаря учебника с.140 подберите к каждому имени существительному синоним. Запишите тот ряд слов, где все имена существительные – одушевлённые.
Проверка. Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?»? Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»
8.Этап рефлексии и оценивания учебной деятельности на уроке
(Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата).
Жители страны Знаний вам предлагают выполнить небольшую проверочную работу, посмотреть чему вы научились.
Карточка
Имя существительное.
•Имя существительное обозначает …
•Имена существительные отвечают на вопросы … и …
•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
Проверка. Молодцы! Солнышко вам улыбается. Дети получают весёлые солнышки.

Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны
"!" - Урок полезен, всё понятно.
"!" - Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
"-" - Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё - таки учиться!
Домашнее заданиеВыполните то задание, которое вам по силам.
1.Упражнение 83.с.49.
2.Прочитайте. Определите начало и конец каждого предложения. Спишите, обозначая границы предложений. Подчеркните в предложениях имена существительные – названия насекомых.
Пригрело солнышко на поляне начал таять снег с пригорка побежал весёлый ручеёк из-под коры выбрались жучки и букашки проснулась ящерица.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка во 2 классе. Понятие о глаголе как части речи Конспект урока русского языка, 2 класс Конспект урока русского языка во 2 классе Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса

Похожие статьи:

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России

Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива

Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс

Участник №24 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Опубликовано: 2591 день назад (9 ноября 2017)
Просмотров: 11442
+20
Голосов: 20
Комментарии (25)
Татьяна Анатольевна Гришина # 3 декабря 2017 в 18:52 +3
Добрый вечер, Валентина Ивановна! Урок интересный, проводится в игровой форме, детям во 2 классе интересно. У детей формируется умение проверять и оценивать свою работу на уроке. Голос!
Валентина Ивановна Понакшина # 3 декабря 2017 в 18:55 +3
Татьяна Анатольевна, спасибо за отзыв.
Тамара Александровна Новичкова # 6 декабря 2017 в 19:51 +5
Валентина Ивановна, добрый вечер! Давно не работаю учителем начальных классов, но с удовольствием и большим интересом изучила конспект урока по русскому языку во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". Каждый этап урока хорошо продуман. Вы используете современные инновационные формы работы. На уроке идёт смена деятельности, которая поддерживает положительный настрой на усвоение нового материала. Урок отлично оборудован. Интересно проведена рефлексия. Думаю, что ваши ученики активно работали и порадовали своими ответами. Удачи вам в работе и на сайте. Голосую.
Валентина Ивановна Понакшина # 7 декабря 2017 в 00:09 +3
Огромное спасибо за отзыв,Тамара Александровна, для меня очень важно ваше мнение!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 11 декабря 2017 в 18:44 +4
Валентина Ивановна большое спасибо за конспект урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" Интересно smile
Хорошая методическая разработка! +6
Валентина Ивановна Понакшина # 11 декабря 2017 в 21:56 +3
Татьяна Николаевна, спасибо большое за добрые слова!
Майя Владимировна Бакулина # 13 декабря 2017 в 11:56 +4
С удовольствием голосую за ваш конспект.Молодцы!
Валентина Ивановна Понакшина # 13 декабря 2017 в 12:24 +3
Майя Владимировна, спасибо Вам большое!
Елена Юрьевна Деришева # 18 декабря 2017 в 20:30 +4
Добрый вечер, Валентина Ивановна!С удовольствием голосую за ваш урок. Было интересно. Успехов в работе.
Валентина Ивановна Понакшина # 28 декабря 2017 в 21:42 +3
Спасибо большое, Елена Юрьевна!
Валентина Петровна Чурепкина # 19 декабря 2017 в 19:45 +3
Начало урока организованно. Вы приветствуете детей. В начале урока задаёте вопрос, который стал хорошей мотивацией к уроку. Вы смогли в начале урока класс мобилизовать и настроить на работу.
Структура урока четкая, соответствует типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Предложенные задания показывают, что ученики умеют работать с учебником, умеют работать у доски. Они были активны в течение всего урока. Они показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля. Психологический климат на уроке позитивный. На мой взгляд, урок целей достиг.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуют различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Хотелось бы отметить физминутку: очень интересная, способствовала сплочению класса, закреплению материала урока и повышению внимания. Желаю вам успехов в работе. Мой вам голос + 9. С уважением, В.П.
Валентина Ивановна Понакшина # 20 декабря 2017 в 17:42 +4
Огромное спасибо за положительный отзыв всем!!!
Наталья Александровна Ермакова # 24 декабря 2017 в 01:10 +4
Добрый вечер, Валентина Ивановна! Поздравляю с первой и прекрасной публикацией! Очень понравилось ваше путешествие по стране знаний, думаю данное занятие усвоится детками хорошо и надолго! Успехов вам и конечно же голосую!
Валентина Ивановна Понакшина # 28 декабря 2017 в 21:41 +3
Наталья Александровна, огромное спасибо!
Лариса Викторовна Стаценко # 26 декабря 2017 в 01:35 +3
Добрый вечер, Валентина Ивановна! Конспект урока, представленный Вами структурирован грамотно и полностью удовлетворяет требованиям ФГОС. В конспекте использованы разнообразные задания, которые позволяют учащимся ознакомиться с такими понятиями как "одушевлённые" и "неодушевлённые" существительные, а также к концу занятия полностью закрепить новый материал. Интересна задумка занятия в виде путешествия: такое введение учащихся в рабочую атмосферу на уроке повышает их заинтересованность и закрепляет её до конца занятия. Очень грамотно продуман эмоционально-психологический позитив начала занятия и выбран положительный образ солнышка: сразу возникает ассоциация, что занятие будет со спокойной психологической атмосферой и принесёт только радость от работы на уроке во взаимодействии с таким преподавателем. Очень порадовала стратегия выбора упражнений: они подобраны таким образом, что развивают все высшие психические функции детей (мышление (логику), память, внимание и речь). В упражнениях нет механического заучивания, в них присутствует изначально поисковый характер работы. В ходе занятия также введена здоровьесберегающая технология - это физкультминутка, а также учитывается необходимость ответной рефлексии от детей, что важно для становления нормального уровня самооценки у них в этом возрасте. Спасибо, было интересно на Вашем занятии! Дальнейших Вам творческих успехов.
Валентина Ивановна Понакшина # 28 декабря 2017 в 21:43 +3
Лариса Викторовна, спасибо большое за положительный отзыв!
Галина Владимировна Козюкова # 26 декабря 2017 в 18:56 +4
Валентина Ивановна, с интересом познакомилась с конспектом урока. Путешествие получилось удачным, думаю, что ребята с удовольствием принимали в нём участие, значит, задачи выполнены. Голосую и желаю удачи в новом году!
Валентина Ивановна Понакшина # 28 декабря 2017 в 21:44 +2
Огромное спасибо, Галина Владимировна, за добрые слова!
Екатерина Андриоти # 28 декабря 2017 в 19:30 +4
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" интересен. Структура прослеживается четкая, соответствует типу и целям,задуманным учителем. На каждом этапе сделаны необходимые выводы. Переход поэтапный, оправданный. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно, учились делать выводы и обобщать. Думаю, урок состоялся по структуре ФГОС. Молодец!
Валентина Ивановна Понакшина # 28 декабря 2017 в 21:46 +3
Спасибо за положительный отзыв!!!
Наталия Викторовна Мусатова # 11 января 2018 в 22:05 +2
Добрый вечер, Валентина Ивановна! Урок интересный. Дети работали с увлечением, самостоятельно делали выводы на каждом этапе урока. Всё, что намечали, выполнили. Примите голос.
Валентина Ивановна Понакшина # 14 января 2018 в 21:22 +3
Спасибо большое, Наталия Викторовна!
Валентина Валерьевна Саясова # 23 января 2018 в 20:14 +3
Валентина Ивановна, здравствуйте! Я не учитель русского, но очень люблю такие занятия, так как могу провести их со своей младшей дочерью, особенно когда она на больничном и пропускает уроки! Спасибо!
Вера Александровна Павлухина # 24 января 2018 в 17:21 +2
Добрый вечер, Валентина Ивановна!Однообразные уроки: проверка домашнего задания, опрос, сообщение нового, его закрепление, постепенно вызывает у учеников скуку. Избежать этого и помогут именно такие формы урока, как урок- путешествие, на котором создаются оптимальные условия для ребят в соответствии с их возможностями обучения.Данная разработка будет полезна многим учителям начальных классов. С удовольствием голосую.
Регина Сириновна Сабирзянова # 28 января 2018 в 17:27 +2
Полезный конспект урока на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Примите голос! Творческих успехов!