Конспект урока - путешествия по русскому языку, 2 класс. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Автор: Понакшина Валентина Ивановна, учитель начальных классовМесто работы: ГБОУ СОШ с.Борискино-Игар, ж/д ст.Пронино
Урок-путешествие по русскому языку во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по русскому языку в форме путешествия. Данный материал будет полезен учителям начальных классов при изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цели по содержанию:
обучающие:
- формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?;
- ввести в познавательную деятельность и активный словарь учащихся терминов: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно;
- классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
развивающие:
- развивать умение сопоставлять и различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?;
- развивать память, мышление, наблюдательность;
- развивать навыки самостоятельной работы.
воспитательные:
- воспитывать любовь к предмету;
- создать условия для воспитания культуры общения;
- формировать потребности писать грамотно;
- мотивировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты учебного занятия:
Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:
- развитие навыков сотрудничества с взрослым;
- формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.
Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов обучения:
- формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
- формирование умения работать с различными видами информации (текстом, словарём);
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:
- развитие умения использовать специальную терминологию при определении части речи;
- формирование умения классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
- расширение словарного запаса учащихся;
- формирование умения соотносить слова-названия и вопросы, на которые они отвечают;
- развитие умения подбирать синонимы, пользуясь словарём.
Используемая технология: технология уровневой дифференциации, проблемного обучения, здоровьесберегающая, игровая, информационные технологии.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
Традиционное:
- тесты;
- карточки с заданиями по количеству учащихся в классе;
- карточки с колобками и солнышками.
Инновационное оборудование:
- интерактивная доска, проектор;
- компьютерная презентация;
Формы работы:
- фронтальная
- групповая
индивидуальная
Используемые учебники и учебные пособия: В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс. Москва: Просвещение, 2013. УМК «Школа России», В.П.Канакина «Тетрадь учебных достижений» 2 класс. Москва: Просвещение, 2016.
І этап. Вырабатывание (5 мин)
Нагрузка относительно невелика.1.Этап мотивации к учебной деятельности
(Цель: проверить готовность учащихся к уроку; создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке.)
Здравствуйте, ребятки! Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. У нас сегодня на уроке гости. Я думаю, что сегодняшний день принесёт нам и нашим гостям радость, радость общения друг с другом. Скажите, пожалуйста, каким вы хотите видеть наш урок? А хотите узнать что-то новое? Успехов вам и удач! Мы уже знакомились с «волшебным солнышком», которое зовут – «Имя существительное». Оно очень доброе и ласковое, согревает нас своими лучами. Имя существительное вместе с нами отправится в путешествие и поможет нам раскрыть ещё один свой секрет (какие имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»).
Прочтите девиз, который предлагаю взять для урока: «С малой удачи начинается большой успех».
Как вы понимаете это выражение? Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие по стране знаний. В путешествие мы отправляемся на этом весёлом паровозике. Итак, вы готовы?
Тогда запишите дату нашего путешествия.
Двадцать первое февраля.
Классная работа.
2.Этап актуализации опорных знаний
(Цель: активизация опыта и предыдущих знаний обучающих, активизация деятельности учащихся, постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.)
Чистописание. Отправляемся мы со станции Чистописание.
Послушайте стихотворение, где есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. Вам нужно найти букву, которая сбежала.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Какими буквами различаются слова дом- сом. В какую группу можно объединить эти два слова? (части речи). Какой частью речи является слово сом? дом? (сущ). Что обозначает эта часть речи? (предмет). На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?).
Посмотрите, как пишется строчная и заглавная буква Дд. Прописываем строчку буквы Дд.
Словарная работа. Мы с вами доехали до станции Словарная. А чтобы отправиться дальше вы должны отгадать загадки, записать отгадки, картинки словарных слов будут появляться на экране, вы будете записывать их в тетради, по одному будем записывать, чётко проговаривая, на доске.
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.(Морковь)
Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.(Лук)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.(Капуста)
Желта, а не масло,
Кругла, а не луна,
С хвостом, а не мышь.(Репа)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"(Картошка)
Молодцы, справились с заданием! На какой вопрос отвечают имена существительные? (Что?) Как назвать эти имена существительные, одним словом? (Овощи).
ІІ этап (20 мин) Максимальная работоспособность
Нагрузка максимальная, снижение на 15 минуте3.Этап построения проекта выхода из затруднения
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Следующая станция называется «Кто или Что». Здесь вы должны очень внимательными.
Стол ........ мальчик
гроза ........ белка
праздник ........ слон
Посмотрите на доску. По какому признаку имена существительные распределены на две группы? (слова, отвечающие на вопрос что? и слова, отвечающие на вопрос кто?) Сформулируйте тему урока. Что мы должны сегодня узнать на уроке? (какие имена существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»). Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку.
Прочитайте правило от тётушки Совы.
Вопрос кто? Мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных: (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.
Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?»?
Подберите к каждой группе одушевлённых существительных ещё по два слова. Запишите их.
Люди: (кто?) художник, …, … .
Птицы: (кто?) снегирь, …, … .
Насекомые: (кто?) шмель, …, … .
Домашние животные: (кто?) лошадь, …, … .
Дикие животные: (кто?) медведь, …, … .
Вопрос что? Мы задаём к именам существительным, которые
не обозначают людей и животных:: (что?) пенал, сахар,
картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.
Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»? Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их.
Инструменты: (что?) топор, …, … .
Обувь: (что?) сапоги, …, … .
Явления природы: (что?) вьюга, …, … .
Растения: (что?) крапива, …, … .
Посуда: (что?) тарелка, …, … .
4.Физкультминутка (на 15 мин)
(Цель: обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление). Следующая станция «Здоровье»
Упражнения
1.И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.
2.И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.
3.И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.
Игра «Кто или что?»
Если услышите одушевлённые имена существительные, похлопайте в ладоши над головой. Если услышите неодушевлённые имена существительные, похлопайте перед собой.
Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.
5. Этап первичного закрепления
(Цель: создать условия для выполнения учащимися заданий на применение изученного способа действий).
Разноуровневые задания с дифференцированным подходом. Каждая карточка содержит в себе задание разного уровня сложности. Выберете себе карточку и выполните соответствующее задание.
1 карточка (красного цвета). Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Солдат, космонавт, солнце, пустыня песок, верблюд.
ЧТО? ........ КТО?
2 карточка (жёлтого цвета). Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.
Дрожит мостовая и воет мотор –
Это к нам едет папа – шофёр.
Пишет в газеты, статьи и записки
Мама – писатель журналистка.
3 карточка (зелёного цвета). Прочитайте. Укажите, в каком ряду все имена существительные одушевлённые.
Паук, комар, стрекоза, паутина.
Мальчик, девочка, коньки, снежки.
Карась, окунь, щука, рыбак.
6.Эмоциональная пауза (10 мин до конца урока)
(Цель - эмоционально-смысловая разрядка).
ІІІ этап. Конечный порыв (10 мин)
Небольшое повышение работоспособности7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
(Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку работ).
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.
Учебник. С.49 № 82.
1.Учитель, друг, отец, лётчик, невежда.
2.Лягушка, задира, прозвище, дети.
С помощью словаря учебника с.140 подберите к каждому имени существительному синоним. Запишите тот ряд слов, где все имена существительные – одушевлённые.
Проверка. Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?»? Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос «что?»
8.Этап рефлексии и оценивания учебной деятельности на уроке
(Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата).
Жители страны Знаний вам предлагают выполнить небольшую проверочную работу, посмотреть чему вы научились.
Карточка
Имя существительное.
•Имя существительное обозначает …
•Имена существительные отвечают на вопросы … и …
•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос …
Проверка. Молодцы! Солнышко вам улыбается. Дети получают весёлые солнышки.
Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны
"!" - Урок полезен, всё понятно.
"!" - Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
"-" - Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё - таки учиться!
Домашнее заданиеВыполните то задание, которое вам по силам.
1.Упражнение 83.с.49.
2.Прочитайте. Определите начало и конец каждого предложения. Спишите, обозначая границы предложений. Подчеркните в предложениях имена существительные – названия насекомых.
Пригрело солнышко на поляне начал таять снег с пригорка побежал весёлый ручеёк из-под коры выбрались жучки и букашки проснулась ящерица.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка во 2 классе. Понятие о глаголе как части речи Конспект урока русского языка, 2 класс Конспект урока русского языка во 2 классе Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 классаПохожие статьи:
Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 1 урок. Школа России
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Разделительный мягкий знак, 2 урок. Школа России
Конспект урока «Состав слова», 2 класс. Перспектива
Конспект урока русского языка «Парные согласные в середине слова», 2 класс
Участник №24 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Автор: Валентина Ивановна Понакшина
Опубликовано: 2570 дней назад (9 ноября 2017)
Просмотров: 11391
Рубрика: Конспекты уроков
|
+20↑ Голосов: 20 |
Комментарии (25)
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|