Тема урока: Синонимы – слова, близкие по значению. Тип урока: Открытие нового знания. Мотивация учащихся: проблемная ситуация, «открытие» новых знаний через формулировку учебных вопросов и поиск их решения. технология сотрудничества (групповая) Цель урока: расширение представлений о синонимах. Задачи: Предметные: Создать условия для развития у учащихся: - умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога; - находить слова – синонимы в тексте и отличать их от однокоренных слов; - работать со словарём; - подбирать родственные слова, определять части речи; - использовать орфографическое чтение как средство самоконтроля при списывании небольшого текста. Метапредметные: Создать условия для развития у учащихся: - умения принимать и сохранять учебную задачу; - умения определять общую цель и пути её достижения; - навыков работы с учебной книгой; - навыков активного использования речевых средств для развития коммуникативных и познавательных задач; - готовности слушать собеседника и вести диалог; - умения выделять информацию из словаря в соответствии с учебной задачей. Обеспечение: учебник «Русский язык. 2 класс» автор Н.В.Нечаева, 2013г., часть 2. Примечание: ЛУУД – личностные УУД РУУД – регулятивные УУД КУУД – коммуникативный УУД
Ход урока:
I Организационный момент Включение в деловой ритм урока. - Здравствуйте. Ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к работе. II. Актуализация знаний На доске: Труд, плакать, дело, рыдать, смелый, отважный. - Рассмотрите запись. Что вы можете сказать о данной записи? - Какую «работу» выполняют слова в нашей речи? - Распределите слова на три грамматические группы. - Что можно сказать о группах слов? (Каждая группа обозначается карточками с названиями частей речи). III. Новый материал. Определение темы урока, постановка проблемных вопросов. - Синонимы – это и есть тема урока. На какие вопросы по теме урока хотели бы сегодня найти ответы? 1. Работа по учебнику - Вернёмся к словам. Напомните, почему ваш товарищ назвала эти слова синонимами. (На доске появляются записи- опорные слова, которые помогут «собрать» правило, что такое слова – синонимы:синонимы, слова близкие по смыслу. _ Перечитайте пары слов и дополните каждую грамматическую группу ещё одним словом – синонимом, используя словарь – синонимов. Какие знания вам помогут при работе со словарём? На доске: Имена сущ. Имена прилаг. Глагол труд смелый плакать дело отважный рыдать работа храбрый реветь - Проанализируйте группы слов. Что ещё можете сказать о синонимах? На доске:синонимы, слова близкие по смыслу,они относятся к одной части речи. - Сделайте вывод, используя опорные слова. - Откройте учебник с.60, прочитайте правило… Совпал ли ваш вывод с выводом учебника. - Что ещё нового узнали из статьи. - Вспомните, какие вопросы о синонимах ставили перед изучением темы… - Сделайте вывод, используя опорные слова. - Откройте учебник с.60, прочитайте правило… Совпал ли ваш вывод с выводом учебника. - Что ещё нового узнали из статьи. - Вспомните, какие вопросы о синонимах ставили перед изучением темы… - Вы нашли на уроке ответы на эти вопросы? IV. Первичное закрепление. Работа по учебнику - упр.321 - Познакомьтесь с заданием 321.Прочитайте выразительно. - Определите основную мысль стихотворения. - О чём оно? -Что рассказывается об осинке? - Спишите, так как в учебнике, проговаривая слова орфографически. - Подчеркните грамматическую основу, укажите части речи. - Докажите, что слова «зябнет, стынет, дрожит, мёрзнет» - синонимы. - Можно ли утверждать, судя из ваших выводов, что эти глаголы имеют один смысл - это слова родственные? - В словаре - синонимов найдите синонимы к слову «дрожать». - Как вы думаете, зачем столько много синонимов? - Хорошо. Давайте вернёмся к стихотворению и найдём существительные к схеме: корень суффикс окончание. Запишите их и разберите. V. Физминутка Покажем действиями стихотворение. V. Применение новых знаний - Предлагаю вам поработать в группах. Прочитайте предложения. Что заметили? Текст на карточках в таблице слева: Мальчик упал с дерева. Кот перекатился через себя и упал на землю. Подъёмный кран, издавая громкий скрежет железа, упал с корабля в реку. - Ой, обратно упал – сказал продавец апельсинов неведомому зверьку». Слова на карточке в таблице справа: чебурахнуться свалиться рухнуть шмякнуться - Попробуйте заменить глаголы синонимами и запишите предложения. Воспользуйтесь словами в списке. - Как лучше звучит, как было или как вы зачитывали? - Почему? Зачем нужны слова – синонимы? - Откройте словарь – синонимов на стр. 3, найдите и прочитайте пятый абзац. Найдите ту информацию, где говорится о роли синонимов. VI. Рефлексия - Какое открытие вы сделали? - Всем ли было комфортно на уроке? - Кого бы вы похвалили за работу на уроке? VII. Итог - Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу. Оцените свою работу на ступеньках успешности. Д./з. упр. 325
Скачать Конспект урока русского языка, 2 класс. Синонимы
Наталья Викторовна с удовольствием ознакомилась с вашим материалом, всё лаконично, соблюдены все этапы урока, поставленные задачи реализованы, голосую с удовольствием, желаю удачи....