Формирование речевых навыков у детей посредством использования нетрадиционных приёмов.
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Формирования речи у детей с ТНР
Для того, чтобы процесс формирования речи у детей с ТНР стал интереснее и вызывал желание принимать активное участие в индивидуальной работе, я на каждый этап формирования речи подобрала игры. Их особенностью является то, что мы не просто отрабатываем материал, а формируем речь, играя, и используем при этом атрибуты бытовые (знакомые детям) или то, чем дети часто играют.1. Кубики для артикуляционной гимнастики.
Материал: кубики, на каждой стороне кубика картинки с изображением одного из упражнений артикуляционной гимнастики.
Ход: Дети по очереди бросают кубик и выполняют все вместе упражнение.
2. Упражнения направленные на развитие дыхания.
Материал: трубочки коктейльные, изображение фруктов, лабиринт, шарики.
Ход: а) «Накорми фрукты» - ребёнок должен задуть мяч в «воротики» каждого фрукта.
Б) «Путешествие колобка» - дуть на шарик так, чтобы он от одного конца лабиринта прокатился к другому.
3. Автоматизация звуков.
Материал: лист с изображением ходилок (все слова на заданный звук), кубик, фишки.
А) «Ходилки» - Дети по очереди бросают кубик, сколько выпало фишек, столько делают шагов, называют то слово, на котором остановилась фишка, отрабатывая тем самым заданный звук.
Б) «Улитка» - можно играть как вариант ходилок; выкладывать цветные камушки на каждое правильно произнесённое слово(упражнение «укрась улитку»).
4. Дифференциация звуков – игра «Собери ромашку»
Материал: прищепки с лепестками (на них картинки на заданный) звук, жёлтые картонные круги с изображение буквы на заданный звук.
Ход: Ребёнок присоединяет прищепки с лепестками к желтому кругу, произнося и выделяя звук, получается ромашка.
5. Развитие лексико-грамматического строя.
Материал: кубик с изображением символов – обозначений цифр 1, 2, 5, нет, много, чьё, картинки.
Ход: Ребёнок выбирает картинку (на заданный звук), бросает кубик, говорит словосочетание. Например: 1 слон, 2 слона, 5 слонов, нет слона, много слонов, мой слон.
6. Развитие связной речи.
Материал: спичечные коробки с изображение домашних животных и их домов; круг с изображением продуктов, прищепки с изображением животных.
А) Ребёнок на картонном круге находит любой продукт, выбирает животное, которое его ест, при этом произносит предложение. Например: Собака ест кость (автоматизация звука с, развитие мелкой моторики рук, умение составлять предложения, расширение словарного запаса).
Б) Ребёнок находит крышечку от спичечного коробка (домик животного) и находит животного, которое там живёт, закрывает коробок, при этом можно задавать вопросы и составлять предложения. Например: Собака живёт в будке (составляем пару). Собака зашла в будку (закрываем коробок). Собака вышла из будки (открываем коробок).
7. Развитие фонематического восприятия (слуха; определение положения звука в слове).
Материал: карточки – поле, бочонки, тарелочки, домики, картинки, прищепки.
А) Из мешочка достают бочонки, на них картинка, водящий произносит название, дети находят у себя в карточке символ-домик с изображением положения звука в слове (в начале, середине, конце).
Б) На тарелочки разложить все картинки с заданным звуком (1-в начале, 2 –в середине, 3-в конце).
В) В домики расселить картинки с заданным звуком (в первый – если звук в начале слова, во второй – если звук в середине слова, в третий – если звук в конце).
Г) Ребёнку даются прищепки, если заданный звук в начале слова, то он присоединяет прищепку в первую клеточку, если в середине – в центр, если в конце, то в последнюю.
8 Звуковой анализ слова.
Материал: световой планшет, конструктор «присоски»
А) На световом планшете пишем любое слово (Например: СОН). И цветными деталями конструктора выкладываем обозначения каждого звука в этом слове (синий, красный, синий).
Б) С помощью планшета можно отрабатывать произнесение изолированного звука. Выкладываем дорожку-лабиринт, рисуем с помощью специального светового карандаша дорожку, при этом произнося звук.
9. Буквы и звуки.
Материал: карточки, прищепки.
Ход: Ребёнку предлагаются карточки, на которых им необходимо определить: найти букву и картинку, которая начинается на неё; выбрать схему слова к картинке; найти слоговую структуру к картинке; найти звуковую схему к картинке; соотнести большую и маленькую буквы; какая буква спряталась; какая буква не дописана.
Рекомендуем посмотреть:
Упражнения для развития речи у дошкольников. Автоматизация звука Ш в речи Конспект подгруппового занятия - путешествия в старшей группе ДОУ. Автоматизация звука Л Дидактическая игра для детей дошкольников 4-7 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика для развития певческих навыков у учащихся начальной школы← Викторина по сказкам для детей подготовительной группы. Сценарий | Конспект занятия. Прогулка по лесу. Старшая группа →
Автор: Зоя Валерьевна Патокова
Опубликовано: 2069 дней назад (24 марта 2019)
Просмотров: 949
Рубрика: Речевые игры
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|