Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе звук "Р" и "Р' "
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.
Цели и задачи урока1. Закрепить навыки произношения и характеристику звука «Р» и «Р’» .
2. Развивать фонематический слух.
3.Определять место звука в словах (начало, конец).
4. Проводить звуковой анализ, составлять схемы предложения.
5. Составлять предложения с заданным словом.
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
- Одна из примет весны - прилет птиц из теплых краев.
- Почему таких птиц называют перелетными?
- Почему птицы осенью улетают, а весной прилетают?
- Что делают птицы весной?
- От чего зависит прилет птиц весной? (от потепления, питания, т. к. появляются насекомые, плоды и растения)
- Отгадайте загадку:
Всех приметней птиц, черней
Враг личинок, друг полей.
Взад, вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица (грач).
- Ребята, как вы думаете, почему в народе грача называют «Первый вестник весны»? (Грачи первыми прилетают к нам весной.)
- Как только пригревает солнышко, первыми к нам прилетают грачи. Грачи - заботливые птицы, они наводят порядок в старых гнёздах, строят новые.
- Какие пословицы вы знаете о грачах? («Увидел грача- весну встречай», «Грачи прилетели, на крыльях весну принесли»)
- Я знаю скороговорку про грача, давайте попробуем его проговорить.
Скроил грач сороконожке
Сороконожкины сапожки.
Сошьет грач исправно в срок
Все сорок скроенных сапог.
- Какой звук часто слышится в этих словах? (звук – с) Еще какой звук?
- Кто может охарактеризовать звук [р]? Расскажите про этот звук. (Согласный, твёрдый, звонкий)
- У звука «р» есть братец – мягкий звук «р’»
- Подумайте и скажите чем похожи звуки «р» и «р’».
(оба согласные, так как встречают преграду, звонкие так, как произносятся голосом)
- А чем отличаются звуки «р» и «р’»?
(«р»?– твердый, а звук «р’»? – мягкий).
- Как мы обозначим звук «р»? (звук «р’»)
- После прилета грачей из теплых стран прилетают и другие птицы. Сейчас я буду называть перелетных птиц, а вы должны внимательно выслушать названное слово и определить какой звук слышится в этом слове, звуки «р» и «р’» и поднять правильно карточки. Д/и «Определи звук в слове».
Жаворонок, стриж, журавль, грач, скворец, дрозд, трясогузка, зарянка, зяблик.
- Скажите, пожалуйста, почему вы не подняли карточку, когда услышали слово зяблик?
- Д/и «Подбери правильно схему слова»:
На доске три схемы различных слов.
- Посмотрите внимательно на схемы слов, подумайте и подберите, пожалуйста, схему слова грач, объясните, почему вы ее выбрали ?
(К слову грач подходит 3 схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твердый согласный звук, Р- твердый согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий согласный звук.)
Звуковой анализ слова «Стриж».
- Посмотрите на картинку и скажите, какая перелетная птица на ней изображена? (стриж)
- Составьте звуковую схему слова «стриж» (один ребенок делает у доски, остальные за столами самостоятельно, после все вместе проверяют, проговаривают)
Физминутка: игра на ковре с мячом (на выбор)
Образование притяжательных прилагательных.
• Воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы. У грача чья голова? Хвост чей? Крыло чье? Перья чьи? Клюв чей?
Дети: У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.
• Дидактическая игра: «Назови птенца». Грач — грачонок-грачата; стриж — стрижёнок — стрижата; журавль — журавлёнок — журавлята; скворец-скворчонок-скворчата.
• Дидактическая игра «Сложные слова». Белая грудь – белогрудая, длинные крылья – длиннокрылая, короткий хвост – короткохвостая, черные глаза – черноглазая, серые глаза – сероглазая, пестрые крылья – пестрокрылая, громкий голос – громкоголосая.
- С какими звуками мы с вами сегодня работали?
- Определите место звука «р’» в словах: река, гриб, снегирь.
- Определите место звука «р» в словах: рак, баран, радость, ветер.
- Ребята, что мы называем предложением? ( Это слово или слова, которые выражают законченную мысль)
- . Какие предложения бывают по интонации? (Повествовательные, вопросительные, восклицательные.)
- Какие знаки ставятся в конце предложения? (Точка, вопросительный, восклицательный знаки.)
- Сейчас я вам буду читать предложения, а вы должны найти ошибку и исправить ее, так чтобы все слова в предложении были связаны по смыслу.
Дидактическая игра «Исправь ошибки».
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее), а ночи длиннее ( короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).
- А сейчас попробуйте придумать свое предложение со словом грач. Постройте схему своего предложения.
- Молодцы, ребята! А какую пользу приносят людям грачи и остальные птицы? (ответы детей: уничтожают вредителей - насекомых, гусениц, красиво поют и т.д.)
- Да, вы правы птицы приносят большую пользу, поэтому их надо беречь и заботиться о них.
Итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы детского сада Конспект занятия ИЗО на тему Осень. Подготовительная группа Занятие для старшей и подготовительной групп на тему: Мой город Конспект занятия в подготовительной группе. Дымковская игрушкаПохожие статьи:
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе с родителями
← Памятники литературным героям Успенского | Конспект комплексного занятия в средней группе: ПДД и лепка «Грузовая машина» →
Автор: Алсу Касимяновна Сухорукова
Опубликовано: 2866 дней назад (16 февраля 2017)
Просмотров: 3951
Рубрика: Конспекты занятий.
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|