Дети-логопаты с СДВГ. «Взрывной» ребёнок. Метод совместного решения проблем
Опыт работы учиеля-логопеда ДОУ. Методическая разработка «Дети-логопаты с СДВГ. «Взрывной» ребёнок. Метод совместного решения проблем»
Дети с СДВГ – особая категория детей с аномальным развитием, которая требует от ближайшего окружения особого внимания и поддержки. А когда в группе компенсирующей направленности встречаются такие дети, это еще большая проблемы. И без специальных знаний и навыков здесь не обойтись! Приходится совершенствовать знания психолога и применять их на деле. Иначе коррекционный процесс не реализован. Различают три типа детей с СДВГ, первый тип – это дети с преимущественно с гиперактивностью, второй тип – преимущественно – с дефицитом внимания, трети тип – смешанный.
Так как у 80% детей с СДВГ имеют взрывной характер, то это доставляет множество проблем самому ребёнку и его окружению, в частности, родителям. Такие дети ведут себя неприемлемо – устраивают длительные скандалы, не слушаются, впадают в истерики.
Надо запомнить, что дети ведут себя хорошо, если могут, дети ведут себя плохо потому, что они не умеют вести себя по-другому. И воспитание здесь не при чём. Многие родители таких детей – хорошие и добрые люди, которые испытывают чувства вины, за то, что не могут помочь своему ребёнку.
Порой родители «опускают» руки, либо вступают в постоянные изматывающие скандалы со своим ребёнком. Они начинают применять разные методы воспитания от «пряника» до «кнута», но всё это является не эффективным.
Одним из лучших и проверенных методов выйти из кризисных ситуаций, является обучение родителей Методу решения совместных проблем, который предложил известный профессор психологии Медицинской школы Гарварда – доктор Росс В. Грин.
Для начала необходимо выявить дестабилизаторы - это ситуации или события, из-за которых случались истерики и «взрывы» у детей. Это проблемы, которые необходимо решить. Их может быть от пяти до десяти у ребёнка. К ним относятся - выполнение домашнего задания, сенсорная гиперчувствительность, укладывание спать, утренний подъём, жара, голод, посещение секции, скука, усталость и т. д.
Стабилизаторы – это навыки, которые необходимо развить – навыки сознательного самоуправления, речевые навыки, навыки контроля эмоций, навыки интеллектуальной гибкости и социальные навыки. Если мы поможем привить у ребёнка данные навыки и решить его проблемы, то «взрывов» не будет.
Росс В Гринн предлагает использовать три плана – план А – принимать только то, что заботит родителей, план – Б – метод совместного решения проблем и в расчет принимаются обе стороны, план В – соглашаться с тем, что заботит ребенка.
Многих родителей беспокоил тот момент, что в реальной жизни, без плана действий, как сможет ребёнок справляться с проблемной ситуацией. Но дело в том, что эта стратегия позволяет сформировать навыки социального поведения – привычку выходить из проблемных ситуаций без стресса.
ПЛАН Б
СОЧУСТВИЕ (и его подтверждение)
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
ПРИМЕР
Ребёнок: Я хочу вату!
Взрослый: (сочувствие) Ты хочешь вату?
Но мы уже далеко ушли от магазина, как ты думаешь, что можно сделать, чтобы не возвращаться назад и купить вату?
Ребёнок: Я хочу вату!
Взрослый: Давай подумаем, как нам решить эту проблему, как нам с этим справиться? Но чтобы это устраивало нас обоих?
Ребёнок: Мы вернёмся!
Взрослый: Но это устраивает только тебя!
Чтобы устраивало нас всех! Какие ещё могут быть варианты?
Можно по дороге поискать ларёк с ватой и купить, можно заехать в магазин по пути, можно перекусить в кафе…
Для чего необходимо обязательное сочувствие? Для того, чтобы помочь ребёнку сохранить спокойствие, чтобы он не чувствовал себя в этом мире одиноко, а ощущал поддержку. Сочувствие помогает ребёнку поделиться собственными побуждениями и потребностями, и напоминает, что вы пытаетесь найти приемлемый способ разрешения конфликта.
Для выполнения плана Б необходимо наличие у ребёнка ряда навыков:
- Ребенок должен быть в состоянии определять и высказывать свои потребности.
- Ребёнок должен быть способен к тому, чтобы рассматривать ряд возможных решений.
- У него должна быть способность критически оценивать выполняемость и возможные последствия решений, а также то, насколько они устраивают обе стороны.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
ПОИСК ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
Некоторые из этих навыков требуют определённого уровня развития речи ребёнка, но не все дети могут высказать и описать простейшие эмоции, которые они чувствуют, поэтому надо научить ребёнка выражать хотя бы 3 эмоции – радость, огорчение, раздражение. Далее ребёнка можно обогатить словарь ребёнка более сложными формулировками – разочарован противно комфортно, неприятно, противно. Для этого можно сделать «Кубик эмоций», где каждая грань – эмоция.
Недопустимые способы общения с таким ребёнком:
- Применять в речи сарказм - злую насмешку («Не собираешься сидеть, постой»)
- Драматические предсказания («Мы уже и не надеемся на лучший исход событий!)
- Перебивать. Ребёнку и так трудно сформулировать свои мысли.
- Читать нотации («Сколько раз я тебе говорил…»)
- Припоминания прошлых обид («Ты мне всю кровь выпил!»)
- Обращение через третьих лиц. («Я очень расстроена – пусть тебе бабушка всё объяснит!»)
Я выделила ряд стабилизаторов, карточки с отработанными навыками спокойного поведения. Это те действия, которые раздражают ребёнка и на которых он «взрывался». Многократное повторение данных навыков в спокойной и располагающей обстановке, позволяет ребенку выработать навык уравновешенного поведения!
Ужиться с таки ребёнком очень трудно, и необходима скоординированная и систематичная работа со стороны всех участников – прежде всего, родителей. Необходимо познакомить педагогов и ближайшее окружение методу совместного решения проблем.
Это очень не просто – каждый раз быть в равновесии и принимать позицию ребёнка, сочувствовать, находить пути решения, предлагать и находить компромисс, который бы устраивал обе стороны. Но, лучше потратить время на развитие социальных навыков сегодня, чем оставаться с истеричным ребёнком навсегда. И потом, если не мы в силах помочь своему ребёнку, то кто?
Скачать Методическая разработка «Дети-логопаты с СДВГ. «Взрывной» ребёнок. Метод совместного решения проблем»
Карточки-дестабилизаторы к Методической разработке
Рекомендуем посмотреть:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка сценария летнего развлечения для детей средней группы Развитие устной и письменной речи младших школьников Программа детского общественного объединения← Игры на автоматизацию звуков со сказочными героями для дошкольников | Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква Ф →
Автор: Альфия Фаридовна Катиркина
Опубликовано: 1582 дня назад (7 июля 2020)
Просмотров: 1177
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|