Программа детского общественного объединения
Программа детской общественной организации
Программа рассчитана на средний и старший школьный возраст ребят.По сроку реализации программы – долгосрочная.
По форме организации содержания – комплексная.
По цели – социально - ориентированная.
По типу – адаптированная
Составил: Огурцова Н.В., старшая вожатая школы
Содержание:
1. Пояснительная записка 3
2. Цели, задачи и функции программы 5
3. Функции детского общественного объединения 11
4. Формы реализации программы 12
5. Методическое обеспечение программы 13
6. Годовой план работы ДОО «Камские звёздочки» 14
7. Организация жизнедеятельности в организации 15
8. Механизм реализации 15
9. Ожидаемые результаты 15
10. Заключение 17
11. Методическая литература старшего вожатого и обучающегося 18
Пояснительная записка
«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф.Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В любой группе выделяются свои лидеры и группа немыслима без лидера. На мой взгляд, проблема лидерства интересна и актуальна, т.к. она встречается практически в каждом коллективе.
В нашем сегодняшнем мире не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Будь то личная, профессиональная или социальная сфера, или же нечто более своеобразное или творческое, нам везде нужны лидеры. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества.
Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.
В современных условиях социального расслоения общества, разрушения традиционных нравственных идеалов, снижения доступности для всех людей сферы культуры, досуга, образования, в обстановке нестабильности и тревоги многие дети, стремясь удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, находят выход из создавшегося сложного положения, опору, понимание и защищённость в детских общественных объединениях, являющихся основой детского движения.
В связи с этим значительно возрастает роль детской организации как фактора социализации ребёнка. Именно стремление в объединении, создании своих законов и правил, по которым они будут жить, самовыражаться, самореализовываться и самоутверждаться дали возможность появиться разным детским объединениям.
Являясь связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основываясь на принципах добровольности, гуманности, демократии, открытости, самодеятельности детская организация решает задачи социализации её членов. Перед школой встала проблема, необходимо ли детское объединение?
На основании основных направлений Закона Удмуртской Республики «О государственной молодёжной политике в УР», статья 8: поддержка талантливой и одаренной молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений было предложено создать детское объединение в нашей школе. В 1994 году, 10 ноября зародилось детское общественное объединение, которое назвали «Камские звездочки» (Камские - т.к. село называется Кама, проживаем на реке Кама, звёздочки – потому что большое желание выступать, зажигать, светить). Детское общественное объединение «Камские Звездочки» является местным отделением РДО УР «Родники», со своими принципами и традициями. Сегодня в её рядах насчитывается более 45 членов организации.
В данном объединении все занятия, мастер-классы, тренинги направлены на выявление лидерских, организаторских и коммуникативных качеств. Выпускники детского объединения по жизни дальше шагают с набором лидерских качеств и довольно таки преуспевают во всех сферах своей деятельности, что подтверждает необходимость данной программы.
Основополагающими принципами социализации личности в детской организации являются:
- гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
- самореализация детей в детской организации;
-включенность детей и подростков в реальные социально-значимые отношения;
- взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.
Программа рассчитана на средний и старший школьный возраст ребят.
По сроку реализации программы – долгосрочная.
По форме организации содержания – комплексная.
По цели – социально - ориентированная.
По типу – адаптированная.
Детское общественное объединение «Камские Звёздочки» работает по программе «Игра – дело серьёзное!», которая входит в СПО – ФДО «Родники».
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ и ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ: Обучить членов объединения знаниям, умениям и навыкам организаторской культурно – массовой досуговой деятельности.ЗАДАЧИ:
• Разрабатывать банк мероприятий по игровым программам;
• Сотрудничать с начальным и средним звеном школы, с дошкольным учреждением Д/С «Кораблик», сельской Администрацией, СДК «Речник;
• Развивать коммуникативно-организаторские, творческие, лидерские качества;
• Обучать приемам проведения и организации игр;
• Воспитывать чувства ответственности, коллективизма, уверенности в себе;
• Обучать приемам театрально-актерского мастерства;
• Развивать у членов объединения умения в общении, развитие взаимопонимания с социумом.
Ребята выбрали девиз: «Все творчески, а иначе зачем?»
Символы: эмблема, на которой изображены два театральных лица (символизирует творчество, артистизм); галстук желтого цвета (т.к. желтый цвет символизирует энергию, радость, стремление к лучшему, солнце, огонь).
Создали подразделения:
оформисты - танцоры - артисты - фотографы - спортсмены – сценаристы.
Членами объединения выбраны именно эти подразделения, т.к. они важны для достижения поставленных задач и цели. Убрав хотя бы одно подразделение, теряется общая картина, ведь в организации какого - либо мероприятия важны:
и оформисты (они оформляют стенды, выставки, афиши, пригласительные; ребята этого подразделения приобретают навыки оформительской работы, основы дизайнера),
и танцоры (без них ни один праздник не обходится, а мероприятия проходят скучно ели нет танцев; ребята этого подразделения совершенствуют технику танца, укрепляют физическое здоровье),
и артисты (это опора, фундамент объединения, ребята этого подразделения приобретают навыки актерского мастерства, учатся держаться на сцене),
и фотографы (запечатлевают самые запоминающие моменты праздников, мероприятий, ребята этого подразделения приобретают навыки работы с видео – аудио – фото и компьютерной техникой),
и спортсмены (они отвечают за спортивные мероприятия, спартакиады, ребята этого подразделения укрепляют физическое здоровье, совершенствуют ораторское искусство, пробуют себя в роли тренера - учителя),
и сценаристы (вносят идеи, разрабатывают план, пишут сценарий; ребята этого подразделения приобретают опыт в написании сценариев, совершенствуют актерское мастерство и ораторское искусство, проявление лидерских и коммуникативных качеств.)
Сотрудничаем:
Начальное звено среднее звено старшее звено библиотека сельская администрация
Детский сад «Кораблик» СДК «Речник»
Для обзора и изучения личностных качеств, организаторских и лидерских способностей в работе используются разнообразные методики, тесты («Я - лидер», «Могу ли быть лидером?» и другие). Активно используются такие формы работ, как: круглый стол, мастер-класс, КТД, Мозговой штурм, тренинги (см. приложение), которые способствуют стремительному росту лидерских и коммуникативных качеств.
В начале и в конце каждого года на протяжении последних 6 лет проводится исследование по методике КОС-1 на выявление и оценку коммуникативных и организаторских склонностей ребят (см. приложение). Исследования показали следующее:
Диаграмма развития коммуникативных и организаторских склонностей (по методике КОС -1) в период с 2008 – по 2013 уч. год.
%
2008-2009 уч. года 2009-2011уч.год 2011-2013гг
– низкий уровень развития
– средний уровень развития
– высокий уровень развития
Вывод:
в 2008-2009 уч. году
с низким уровнем развития- 30% - 7 человек
со средним уровнем развития- 30% - 7 человек
с высоким уровнем развития – 10% - 3 человека.
В 2009- 2011 уч. годах
с низким уровнем развития – 20% - 3 человека
со средним уровнем развития – 24% - 6 человек
с высоким уровнем развития – 26% - 8 человек.
В 2011 – 2013 уч. годах
с низким уровнем развития – 0
со средним уровнем развития – 15% - 3 человек
с высоким уровнем развития – 50% - 14 человек.
Из 17 членов объединения (2008г) коммуникативные и организаторские способности преобладали на низком и среднем уровнях развития. Но с каждым годом уровень развития повышается. На данный момент детей с низким уровнем развития нет.
Таким образом, детское общественное объединение «Камские Звездочки» повлияло на развитие коммуникативных и организаторских способностей детей.
Следовательно, детское общественное объединение «Камские Звездочки» является эффективным способом развития детей.
Подводя итог выше изложенному, отмечаю положительные моменты в организации детского общественного объединения «Камские Звездочки»:
1. Повышается уровень развития коммуникативных, организаторских и творческих, лидерских способностей ребят.
2. Повышается уровень активности учащихся в объединении..
3. Развивается личность ребенка.
4. Воспитываются положительные качества ребенка.
5. Пополняется банк мероприятий (см. приложение).
6. Прослеживается сплачивание коллектива, самостоятельности в проведении игр, мероприятий.
7. Повышается уровень активности в участии и реализации социальных проектов; участие в районных слетах.
8. Повышается активность в сотрудничестве с ДС «Кораблик», другими подразделениями (см. отзывы).
Результатом являются насыщенные, яркие мероприятия, концерты, встречи, фотографии, доказывающие насыщенную жизнь объединения.
Многообразие социоигровых технологий стало основой объединения детей, подростков, для того чтобы они научились координировать свои усилия и влиять на ситуацию, сложившуюся в объединении, обществе, и позитивно изменять её.
Вся программа объединения направлена на развитие творческих, лидерских способностей детей, обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей, с помощью активного вовлечения ребят в разнообразную игровую деятельность. Наряду с этим развиваются организаторские способности и задатки, психические свойства личности. Игровая программа способствует решению проблем социальной адаптации школьников, предоставляя ребенку новые возможности взаимодействия в рамках школы, и за ее пределами.
% участников детского общественного объединения «Камские Звёздочки» от числа учащихся школы:
Учебный год Количество учащихся в школе Процент учащихся состоящих в объединении «Камские Звёздочки»
2007 - 2008 207 15%
2008 – 2009 210 16%
2009 – 2010 204 17%
2010 – 2011 203 18%
2011 – 2012 200 19%
2012 - 2013 209 20%
2013 - 2014 207 20%
Объединение разновозрастное и состоит из учащихся 5 – 11 классов. На сегодняшний день в объединении более 45 человек. Ежегодно объединение пополняется талантливыми ребятами, которые проходят своего рода испытания. Благодаря творчеству ребят в школе родились хорошие традиции: «Праздник осени», весенние и зимние турслеты, «Весёлая спартакиада», «Зарница», разнообразные фестивали («Фестиваль интеллектуалов», «Фестиваль творчества», «Спортивный фестиваль» и др.), Последний звонок для 4 класса, поздравления и выступления в детском саду «Кораблик» для ребят и воспитателей, игровые перемены в традиционные праздники и многие другие.
Динамика участия ребят в конкурсах, мероприятиях школы, района, Республики, России:
2005г. г. Ижевск. Участие в конференции РДОО УР «Родники» “Содержание деятельности детских объединений, итоги и перспективы развития”.
2005г. г. Ижевск. Участие в республиканском фестивале, посвященном 60-ию ВОВ «Нам завещана память и слава».
2006г. Реализация социальных проектов «Золотая гора»,
« Маршрут успеха», 1 место в районе.
2006г. г. Ижевск. Участие в VII слете РДОО УР «Родники», посвященном 15-летию РДОО УР «Родники».
2007г. Призеры районного конкурса мультимедийных фильмов «Жизнь цвета радуги!», 1 место.
2007г. Призёры районного конкурса социальных проектов «Шаг в будущее», “Веселые переменки”, «25 лет спустя».
2008г. Участие в республиканской профильной смене «Мы - будущее России».
2008г. 1 место в районном конкурсе—игре «Созвездие» среди школьных активов и ДОО.
2009г. Победители районного конкурса лидеров ученического самоуправления.
2009г. Победители республиканского конкурса лидеров ученического самоуправления «Лидер XXI века».
2009г. Участники Всероссийского конкурса лидеров ученического самоуправления «Лидер XXI века»., г.Ярославль.
2009г. г. Ижевск, участники лагеря активистов РДО УР «Родники», лагерь «Дзержинец».
2009г. г. Камбарка, г. Ижевск , участники игры «Что? Где? Когда?»
2010г. г. Камбарка, фотоконкурс «Объективно» 1 место
2010г. г. Камбарка, участники конкурса мультимедийных фильмов «Я патриот своей Родины»
2010г. г.Сарапул, руководитель ДОО «Камские звездочки» победитель номинации «Ведущая за собой» этапа Всероссийского конкурса «Лидер XXI века».
2010г. Участие в республиканской профильной экологической смене «Экоград» РДОО «Родники».
2011г. Участие в республиканской профильной смене «Команда» РДОО «Родники».
2011г. Призеры районного конкурса социальной рекламы «Термины»
2012г. Участники Республиканского конкурса социальной рекламы «Термины», 2 место.
2012г. Участники профильной лагерной смены «Молодежный парламент», РДОО «Родники».
2012г. Участники республиканской акции «Я гражданин России», 3 место.
2012г.Ежегодное участие в Республиканской акции «Весенняя Неделя Добра»
2013г. Ежегодное участие в районных слетах актива команд учащихся 7-11, 4-7 классов (2013 г - 3 место)
2013г. Победители районного конкурса фотомастерства «Есть только миг…» в номинациях: «Мой край в моем объективе», «Луч солнца золотого»
2013г. Участники республиканского конкурса «Социальная реклама», в номинации видеоролик.
2013г. Диплом участника финала Республиканского конкурса детско – юношеской журналистики.
2013г. Участие в проекте для одаренных детей социальной сети работников образования nsportal.ru социальный проект «Эхо»
2013г. Участие в районном конкурсе лидеров ученического самоуправления – 3 место.
2013г. Участие в районном, республиканском конкурсе мультимедийных фильмов детских общественных объединений «Творим добро».
2013г. Участники районного конкурса проектов «Я гражданин России»
2014г. Призёры районного форума активистов школьников
2014г. Участники районного конкурса проектов «Я гражданин России» «Аллея добра» 3 место
ФУНКЦИИ Детского Общественного Объединения:
-коммуникативная - реализуется на основе идей коллективного воспитания детей и подростков в детской организация. Способствует развитию различных форм общения в области «ребёнок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-общество»; - регулятивная - проявляется в связи с позицией ребенка - члена детской организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполнения детьми организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений;
- актуализационная - призвана пробудить в каждом ребенке способность к самореализации, самоутверждению и самоопределению;
-социально - оринтировочная – позволит каждому участнику детского движения осуществить свой выбор;
-социально - коррегирующая -- необходима для нормализации отношений «ребенок-общество», коррекция личности коллективом, коллектива-обществом;
-организаторская - способствует реализации организаторских и творческих способностей ребёнка в организации;
-воспитательная - формирует адекватную современному миру, ориентированную на общечеловеческие ценности личность творческую, социально - ответственную, нацеленную на самосовершенствование, самореализацию и непрерывное самообразование.
- компенсаторская - способствует социальной защите человека;
- досуговая - способствует формированию общественной культуры личности и содержательности организации свободного времени.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация и проведение социально-значимых дел, акций, мероприятий посредством взаимодействия детского объединения с различными организациями и структурами села, а такжеэкскурсии и походы, классные часы, беседы, наблюдения, проведение традиционных общешкольных КТД,
викторины по истории школы, района, КВН, участие в предметных неделях, кружки, клубы и секции, календарные праздники, выставки, диспуты, экскурсии, субботники, встречи с интересными людьми, проекты, ролевые игры, собрания.
ПРОГРАММА ПРЕДПОЛАГАЕТ:
-Поиск новых форм деятельности и структуры организации.-Работа по укреплению и расширению деятельности первичной детской организации.
-Активное участие ДОО в разработке и реализации социально-значимых дел.
Участвуя в программе, подростки обретают желание работать для себя и общества, веру в свои силы, необходимые для воплощения своих идей, находят среду, в которой их поймут и поддержат, практически включаются в работу по преобразованию нашего общества.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Осуществляется по следующим направлениям:- адаптация программы СПО – ФДО «Родники» к условиям деятельности ДОО «Камские Звёздочки»;
- обучение членов объединения;
- разработка инновационных форм деятельности детской организации.
Годовой план работы детского общественного объединения «Камские Звёздочки»:
В течение года:1. Участие в районных, республиканских слетах актива школьников (октябрь, январь)
2 Участие в районных и Республиканских конкурсах проводимые ДДиЮ, РЦДОД, СПОФДО «Родники» и др.
3. Участие в лагерных сменах СПОФДО «Родники»
Сентябрь:
Линейка 1 сентября (1-11 кл)
Выпуск газет «Внимание – дети!» (1-4, 5-7 кл)
Поздравительная открытка ко Дню Воспитателя (Д/С «Кораблик»)
Октябрь:
Праздник Осени (1-4, 5-7 кл)
Посвящение в старшеклассники (8-11 кл)
Поздравительная открытка ко Дню Учителя
Ноябрь:
Туристическая тропа (1-11 кл)
Декабрь:
Подготовка и проведение новогодних вечеров (1-11 кл)
Мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочек, игрушек и т.д. , 1-11 кл)
Поздравительная открытка для Д/С «Кораблик»
Февраль:
Поздравительная открытка ко Дню Защитника (1-11)
Мастер – класс «Валентинка» (1-11)
«А, ну-ка, парни!» (8-11)
Март:
Игровая праздничная перемена к Женскому дню (1-11)
«А, ну-ка, девушки!» (8-11)
Апрель:
«Парад планет» (Д/С «Кораблик»1-4, 5-7 кл)
Май:
Операция «Сюрприз» (1-4, 5-11 кл)
Выпускной в 4 классе
В течение года план может дополняться, мероприятия видоизменяться.
Организация жизнедеятельности взрослых и детей в детской организации
Члены детской организации участвуют в подготовке программ, проектов, сборе материала, распределении сфер деятельности, принятии самостоятельных решений, проведении и анализе деятельности. Это способствуют развитию определенных свойств личности, определяющих активную жизненную позицию и ее социализацию. Подросток осознанно принимает на себя определенные нормы поведения и учиться подчиняться им. У него формируется готовность брать ответственность на себя. Ребята учатся реализовывать свои права. В состав детской организации входят дети 5-11 классов, поэтому следует еще и отметить, что в ходе совместной деятельности идет своеобразная передача социального опыта и выработка вожатских навыков. Деловое общение, как способ организации совместной деятельности, также способствует формированию и развитию личности, её социализацию.
Механизм реализации программы:
1 Сотрудничество и взаимодействие с социальными организациями
села Кама.
2 Создание условий для организации полноценного досуга.
3 Реализация программы через социально активную деятельность членов организации, участие в общественно значимых делах.
Ожидаемые результаты
Ожидаемым результатом деятельности детской организации является:
- Повышение уровня творческой и социальной активности у членов детской организации, их уровня воспитанности.
- Развитие организаторской и коммуникативной культуры и овладение методами организаторской работы.
- Повышение творческого и лидерского потенциала ребёнка и подростка, а
также уровня его социальной активности;
- Приобретение уверенности в возможности влияния на позитивный результат, в итоге своей деятельности;
- Обогащение социального опыта подростка, развитие его индивидуальных
способностей;
- Ребёнок имеет возможность реализовать себя согласно своему интересу,
проявить себя как организатор, лидер, активный участник программы;
- Получение опыта взаимодействия с другими людьми, как со сверстниками, так и с взрослыми, а также опыт деловых отношений;
- Создание банка педагогических технологии, приёмов и методов работы с
активом детских объединений.
Заключение.
В общественном сознании сегодня явно проявляется поворот в сторону приоритета личности. Для детского движения эти изменения означают поворот от приоритета необходимости обществу и государству к необходимости, прежде всего, самим детям.Детское движение в исторически поставленных формах занимает посредническую позицию между детством и обществом, создает условия для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, выступает как организованная форма воспитательного влияния сверстников друг на друга в процессе социально значимой деятельности.
Наше разновозрастное детское объединение «Камские Звездочки» располагает большими возможностями для взаимодействия с детьми и подростками. Эти возможности связаны с поддержкой личности, созданием благоприятной и безопасной среды в обществе, объединении, открытости для творческих, инициативных и душевно щедрых людей.
За всю деятельность существования объединения «Камские Звездочки» постепенно достигли поставленных задач. Но меняется время, меняется общество, социум, потребности, соответственно видоизменяются и дополняются наши задачи. Существование объединения на сегодняшний день актуально для молодежи и ребят на современном этапе развития образования и общества.
Имея за плечами определенный опыт работы с детским объединением, встает вопрос, а реализуем ли мы свою цель? Анкетирование и диагностика в конце года доказывает, что организация детских общественных объединений повышает уровень коммуникативных и организаторских способностей. Результаты наглядно представлены в диаграмме, из которой видно, что до вступления ребят в объединении уровень коммуникативных и организаторских способностей был небольшим, а затем повысился. Таким образом, к 2013 году уровень коммуникативных и организаторских способностей учащихся с низким уровнем развития отсутствует, а с высоким - преобладает на протяжении нескольких лет. Это свидетельствует о том, что дети заинтересованы в активном движении объединения.
Методическая литература старшего вожатого.
1. Детское движение: вопросы, ответы, находки. (Омск – 1994 г.)2. Спутник пионерского вожатого 1989г.
3. Методические рекомендации вожатому. (Омск – 1980 – 1987г.)
4. Воспитание сельского школьника. Байбородова Л.В. Чернявская А.П. (Центр «Педагогический поиск») Москва, 2000г
5. Научно – методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе (Центр «Педагогический поиск» №4/2010г.
6. Открытые интернет - источники.
7. Издание Омского областного скаутского Центра «Сибирь».
«Мой журнал» - Омск, 2002 год.
8. Вектор развития детского движения (Нижний Новгород, 2012г)
9. Журнал «Народное образование» №3, 2003
10. Волохов А.В. Будем работать вместе. Москва, ВИНИТИ,1995
11. Детское движение в Удмуртии: тенденции и перспективы. Ижевск,1997.
12. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Педагогика детского движения.
Ижевск. Издательский дом «Удмуртский Университет», 2000
13.Глазырин А.В., Вагизова З.Р. Программное обеспечение летнего отдыха детей, подростков и молодёжи в Удмуртской Республике. Ижевск, Центр «Лето»,2002
14. «Наше лето в ярких красках». Сборник программ летнего отдыха – Ижевск 2003г.
Методическая литература для обучающихся
Ю. М. Погорельский – Вот так номер (санкт-петербург 2000г.)
К. П. Алликметс, А. А. Метса – Поговорим, поспорим (Ленинград 1991г)
Омский городской дворец творчества детей и юношества. Лето. Лето? Лето! – Омск-1994 год
Отдел организационно – методической деятельности. «Аты – баты, шли солдаты…» - Омск-2000 год
Союз детских организаций Омской области «Будущее России». Городской дворец детского творчества. Круг знакомств, сборник игр на знакомство - Омск, 2004 год.
Издательство «Знание». Удовольствие – в игре. Москва,1983 год.
Издание Омского областного скаутского Центра «Сибирь». «Мой журнал» - Омск,2002 год.
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова – развивающие игры (Москва,1991г.)
Л. А. Побединская – Классный час, играючи (Москва,2003г.)
С. А. Шмаков – уроки детского досуга (Омск,1992г.)
В. Г. Гришин – игры с мячом и ракеткой (Москва,1982г.)
И. М. Коротков – подвижные игры в пионерском лагере (Москва,1958г.)
М. М. Давыдова – 30 детских утренников (Москва,2001г.)
И. Г. Сухин – мойдодыр, черномор, снеговик (Москва,1996г.)
С. А. Шмаков – нетрадиционные праздники в школе (Москва,1997г.)
В. И. Даль, Д. Н. Садовников – пословицы русского народа, загадки русского народа (Москва,1990г.)
Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова – коллективно творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования (Москва,1999г.)
О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова – праздник ожидаемое чудо (Москва,2006г.)
О. Ю. Васина, В. В. Васильченко – организация работы школ, детских садов и оздоровительных лагерей по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма (Омск,1999г.)
А. В. Давыдова – выпускной бал и последний звонок (Москва,2007г.)
Е. А ляшенко – школа юного краеведа (Волгоград,2007г.)
Л. И. Карнова , Т. И. Карнова – празднику душа радуется (Волгоград,2007г.)
О. В. Пивненко – академия затей (Волгоград,2007г.)
И. Д. Агеева – 500 новых частушек (Москва,2000г.)
В. Н. Щербакова, Н. Н. Солдатенкова – калейдоскоп школьных дел (Москва-Псков,2001г.)
О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселева – я – гражданин Росси (Москва,2006г.)
В. И. Ковалько – игровой модульный курс по пдд или школьник вышел на улицу (Москва,2006г.)
Рекомендуем посмотреть:
Заявление в аттестационную комиссию воспитателя Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка сценария летнего развлечения для детей средней группы Развитие устной и письменной речи младших школьников
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!