Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук и буква Ф
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласной буквой Ф и звуками [ф], [фь]»
Задачи приоритетной образовательной области:«Речевое развитие»:
учить определять твердость и мягкость буквы эф; закрепить умение давать характеристику звука [эф], читать слоги с буквой эф; выкладывать букву Ф из палочек; учить прописывать букву Ф. Закрепить понятие «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение» и внедрение их в активный лексикон.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально – коммуникативное развитие»:
развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками.
«Физическое развитие»:
развитие крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
«Художественно-эстетическое развитие»:
развитие эмоциональной восприимчивости, развитие чувства ритма.
Оборудование:
- бабушка Федора;
- карточки с изображением предметов со звуком Ф: флаг, финик, фартук, футболка, фонарь, флакон, фигурист, филин, фиалка, ферма, флоксы, февраль, филе, фильм, финики, фикус, флакон, флажок, фланель, флот, фрак, цифра, фронт, фрукты;
- характеристика звука эф на плакате;
- схемы предложений из трех, четырех и пяти слов;
- фишки на каждого ребенка зелёные и синие,
- буквы для чтения слогов;
- зеркало, тетрадь, карандаш - на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Колокольчик озорной,Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Логопед:
Ну а сейчас, волшебное превращение –
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Оказались мы в стране,
Звуки, буквы там везде!
Итак, мы в этой чудесной стране…Стране Звуки и Буквы.
Как вы думаете, чем звуки отличаются от букв?
Дети:
Звуки мы слышим (показывают на уши) и произносим (показывают на рот), а буквы мы пишем (показывают, письмо) и читаем (изображают открытую книгу).
Логопед: А вот и сказочный герой, который нас встречает – бабушка Федора.
Из какой сказки она пришла?
Дети:
Из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
Логопед: Федора! Что случилось?
Федора:
Представляете, ребята, Буквоежка, злой герой страны Звук и Буква, ест все подряд, особенно наши звуки. Вот и сейчас он украл звук. Догадайтесь и доскажите, какой!
Фотогра…ф, хореогра…ф, штра…ф, щлей…ф, шка…ф, шар…ф, жира…ф, гра…ф, голь…ф, ри…ф.
Логопед:
Совершенно верно! Так какой звук украл Буквоежка?
Дети:
Правильно, звук Ф.
Федора:
А я ничего не знаю про этот звук, хоть и моё имя начинается с этого звука!
Логопед:
А в какой части слова он находился?
Дети:
В конце слова.
Логопед:
Давайте, ребята, расскажем Федоре всё об этом звуке! Какие слова вы знаете, ребята, со звуком Ф?
Дети:
Флаг, финик, фартук, футболка, фонарь, флакон, фигурист, филин.
(произносим, выделяя звук)
Логопед:
Звук Ф – гласный или согласный?
Дети:
Согласный.
Логопед:
Почему?
Дети:
Потому, что он не поется, как гласный, а встречает на своем пути преграду в виде языка, зубов и губ.
Логопед:
Каким цветом обозначены согласные звуки?
Дети:
Синим и зеленым цветом.
Логопед:
Посмотрите, ребята, в зеркала, как вы произносите звук Ф.
Что происходит с губами?
Дети:
Нижняя губа поджимается.
Логопед:
Что происходит с зубами?
Дети:
Верхние зубы поджимают нижнюю губу.
Логопед:
Что происходит с языком?
Дети:
Язык лежит в домике.
Логопед:
Поставьте руку перед ртом. Что вы чувствуете.
Дети:
Выходит поток воздуха.
Логопед:
Какой он – холодный или теплый?
Дети:
Теплый.
Логопед:
При произнесении звука Ф, вы слышали шум или голос?
Дети:
Шум.
Логопед:
Правильно! Значит, это какой звук – звонкий или глухой?
Дети:
Глухой!
Логопед:
Правильно, звук эф- согласный, глухой, бывает мягкий и твердый.
Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭФ» в алфавите.
Артикуляционная гимнастика.
Ф – футбол. Футбольный матч. Загони в ворота мяч.
(улыбнуться, высунуть язык, подуть на него, направляя струю воздуха по желобку в середине языка. Дуть на мячик из ваты, загоняя его в игрушечные ворота).
Логопед:
Федора! А ты знаешь, что на твой звук ЭФ дети знают маленькие стишки – чистоговорки?
ФА-ФА-ФА – у Федоры есть софа!
ФЕ-ФЕ-ФЕ - яркий коврик на софе!
ФИ-ФИ-ФИ – постучала к ней Фифи!
ФО-ФО-ФО - этот тетя из Рай-фо!
ФУ-ФУ-ФУ – передвинула софу!
ФЫ-ФЫ-ФЫ – что ей надо от софы?
ФА-ФО-ФУ-ФИ-ФА – вот такая фифа!
(теперь скажем эту фразу громко, потом шепотом, а теперь – тихо)
Логопед:
Федора, а ты знаешь, что слова делятся на части, или, как мы их называем, на слоги.
Федора:
Нет, не знаю! Научите?
(на доске висят картинки)
Дети:
(по очереди прохлопывают слова)
Флаг – 1 слог, фи-ник – 2 слога, фар-тук – 2 слога, фут-бол-ка – 3 слога, фо-нарь – 2 слога, фла-кон – 2 слога, фи-гу-рист – 3 слога, фи-лин – 2 слога.
Логопед:
Запомни, Федора, сколько гласных в слове, столько и слогов! Положи руку на подбородок – сколько раз подбородок опускался, столько и слогов!
Давайте составим предложения с этими словами!
(Я показываю схему предложения из 3 слов)
Дети:
Мы купили финики. В этом предложении три слова.
(Я показываю схему предложения из 4 слов)
Филин сидел на суку. В этом предложении четыре слова.
(Я показываю схему предложения из 5 слов)
Красивую футболку купил мой друг. В этом предложении пять слов.
Физкультминутка:
Филин спал в дупле глухом. (Две ладошки вместе под голову поставить)
Вдруг услышал где-то звон. (Дети имитируют звон в колокольчик)
Вылез он и посмотрел (Хлопают глазами)
Всю округу оглядел. (Головой вертят влево-вправо)
Повернулся, посидел. ( Поворачивают голову, приседают)
Вдруг вспорхнул и улетел. (Имитация движений полета)
В каждый глянул уголок, (Заглядывают в каждый уголок)
Прилетел, и спать залёг. (Имитация полета и две ладошки вместе и спать)
Логопед: Из каких элементов состоит буква «Ф»?
Давайте выложим букву «Ф» из счетных палочек.
Молодцы, всё правильно выложили.
Логопед:
А теперь, Федора, мы поиграем в игру «Твёрдо-мягко».
Предметы с мягким звуком ФЬ, как в твоём имени – Федора, они отдадут тебе, а предметы, с твёрдым звуком Ф, как в имени твоего кота Фома, отдадут твоему коту Фоме.
Фиалка, ферма, флоксы, февраль, филе, фильм, финики, фикус.
Флакон, флажок, фланель, флот, фрак, цифра, фронт, фрукты.
Логопед:
Смотри, Федора, тебе достались цветы – фикус, фиалка, ухаживай за ними, бережно, не как за посудой!
Федора:
Что Вы, я теперь другая! Спасибо вам, ребята, за просвещение! Нам с Фомой пора домой!
Работа в тетрадях. До новых встреч!
А мы поиграем в игру «Составь и прочитай»
- Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.
Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.
Возьми сначала букву Ф, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Ф. Прочитай, что получилось (ФА).
Работа в тетрадях
Логопед:
Сегодня мы будем учиться в тетрадях писать букву ЭФ. На что она похожа?
Дети:
На человека, который руки в боки поставил.
Логопед:
Давайте покажем как. (Дети встают и показывают). А теперь прописываем – палочка сверху вниз – кружочек слева – кружочек справа.
Пора нам возвращаться!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ждет нас лучшая страна,
В детский сад давно пора!
Ребята понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?
Давайте вспомним, чем мы с вами занимались?
Где мы сегодня побывали?
Кого встретили?
Дети, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Звук Ф какой?
- Молодцы, Федора с Фомой приглашали вас еще к себе в гости!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по подготовке детей 5-6 лет к школе Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звуки Г, Гь. Буква Г Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте в старшей группе← Дети-логопаты с СДВГ. «Взрывной» ребёнок. Метод совместного решения проблем | Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» →
Автор: Альфия Фаридовна Катиркина
Опубликовано: 1431 день назад (22 декабря 2020)
Просмотров: 5729
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|