Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Алгоритм «Общение по телефону» для развития связной речи и коммуникативных умений у детей с ТНР

Методическая разработка «Алгоритм «Общение по телефону» для развития связной речи и коммуникативных умений у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.
В последнее время, в век технического прогресса и инновационных технологий, сложилась тенденция воспитания детей более развитого поколения, владеющих нестандартным мышлением, талантливых и образованных.

Но, с другой стороны, отмечается и ухудшение здоровья детей дошкольного возраста. Это становится и серьезной педагогической проблемой. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, то есть детей с ОВЗ, ежегодно становится больше на 3-5%. Стало много детей с речевыми нарушениями. Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что на сегодняшний день 58% детей имеют логопедические проблемы.

У детей с тяжелыми нарушениями речи преобладает низкий уровень выраженности потребности в общении. Дети не стремятся к взаимодействию с семьей и окружающими, их поведение ориентировано на себя, характерны трудности установления контактов с детьми, малообщительность, неразговорчивость, наличие страхов и тревожности стремления к уединению.

Все это приводит к таким особенностям речевого развития, как бедность и недифференцированностъ словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразию связного высказывания, что препятствуют осуществлению полноценного общения. А также к снижению потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь). Известный педагог Л.Г. Соловьева пишет о том, что в целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже условной нормы речевого развития.

Используя знания и опыт коллег, в своей работе, для развития коммуникативных навыков и развития связной речи, я использую наглядный метод – метод пиктограмм, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддъяковым, он является наиболее эффективным для детей с ТНР.

Ребёнку трудно найти тему для разговора, вести последовательный и логичный разговор, как в реальном общении, так и по телефону. Я сделала карточку-алгоритм «Общения», благодаря которому ребёнок видит последовательную цепь разговора.

Начало разговора всегда начинается с приветствия, затем, с знакомства, если этот разговор происходит наяву, или с представления себя, если общение по телефону. Далее, необходимо узнать, кто взял трубку телефона и вежливо пригласить нужного собеседника. Далее поинтересоваться, не беспокоит ли собеседник своим звонком, и как дела. Потом ребёнок должен рассказать о себе – чем он занимается в данное время и чем планирует заниматься далее. Для того, чтобы цепь разговора не сбилась, ребёнок ориентируется на заранее выбранные карточки с действиями (50 карточек), это и карточки с играми детей, и с занятиями, прогулками, совместной деятельностью с семьей и друзьями. Таким образом, ребёнок составляет небольшой рассказ о своем времяпровождении сейчас и о том, чем он планирует заняться в дальнейшем. Далее он предлагает собеседнику встретиться в определенном месте и в определенное время, чтобы вместе провести время. Они вместе обдумывают предложение, размышляют, в помощь им карточки с реальными действиями. Предлагают общее решение. И прощаются.

Опыт внедрения данной карточки-алгоритма, показал, что у детей формируются:
• навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения вступать в диалог, умения общаться по телефону;
• самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий;
• социальный и эмоциональный интеллекта, эмоциональная отзывчивость, сопереживание;
• готовность к совместной деятельности со сверстниками - играть, предлагать помощь сверстнику, уступать, делиться, выражать симпатию, умение распознавать чувства другого;
• уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
• навыки доброжелательного, культурного и позитивного взаимодействия.
А также развивается:
• связная и грамматически правильная монологическая и диалогическая речь при общении со сверстниками;
• совершенствуется умение согласовывать слова в предложении.

Таким образом, данное методическое пособие карточка-алгоритм «Общение» имеет положительное воздействие на личность ребенка в целом и его можно считать как одним из методов в профилактике и коррекции нарушения общения.
Технологическая карта
Алгоритм «Общение»
Картотека «Правила коммуникации»
Форма проведения: индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая
Цель: формировать коммуникативные умения - умение вступать в разговор со сверстниками и взрослыми, продолжать беседу, общаться по телефону, развитие связной диалогической и монологической речи.
Игровые правила:
Ребенку предлагается позвонить другу по телефону. Сначала он говорит по алгоритму, потом выбирает нужные темы для разговора по карточкам «Правила коммуникации», составляет план и озвучивает их.
Игровое содержание:
Ребёнок по алгоритму беседует по телефону.
Далее работа проводится в диалоге с двумя детьми и более.
Скачать Картотека «Правила коммуникации. Учимся общаться по телефону»

Рекомендуем посмотреть:

Музыкально - тематическая сказка для детей средней группы Дидактическая игра для детей 4-6 лет: Сервировка стола Беседа с детьми старшей группы на тему «Культура поведения» Логопедический массаж для детей со значительными речевыми расстройствами

Похожие статьи:

Сценарий праздника вежливости для дошкольников 5-6 лет в ДОУ

Занятие «Вежливые слова». Старшая группа

Поведение за столом для детей дошкольников

Игровые занятия на тему «Вежливость» в подготовительной группе детского сада

Игры на тему «Вежливость» для детей дошкольников 5-7 лет

Развлечения на «День мамы» - «Пижамная вечеринка» в подготовительной группе. Сценарий | Развивающая игра «Что такое хорошо, что такое плохо» для детей с ТНР
Опубликовано: 1778 дней назад (22 декабря 2019)
Просмотров: 877
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!