Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Логопедический массаж для детей со значительными речевыми расстройствами

Логопедический массаж в комплексе реабилитационных мероприятий для детей со значительными речевыми расстройствами
Автор: учитель-логопед Дженгурова Лариса Николаевна
Описание: материал может быть полезен учителям-логопедам в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Цель педагогического опыта: улучшение состояния мышц (периферического речевого аппарата, кистей рук) ребёнка-логопата
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и или недостатков».
Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Всем известно, какие трудности возникают при наличии речевой патологии. Это различные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.)
Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения. Области души, духа и тела непосредственно связаны между собой и оказывают взаимное влияние.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования, которые проходят наши дети в краевом диагностическом центре, в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы. В процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты. В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребёнка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы идеально присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии.
Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребёнком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики. Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребёнка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма – соматическое состояние.
Большинство их этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей. Одним из таких методов является логопедический массаж, как часть комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребёнка. В состав такой службы сопровождения в нашем детском сад входят: учитель-логопед, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, невропатолог детской поликлиники. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией (коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без применения логомассажа); сложной дислалией; дислалией, обусловленной укороченной подъязычной уздечкой (если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приёмы логопедического массажа языка и артикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения); алалией (логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии); заиканием (снизить появление судорог удаётся с помощью расслабляющего логопедического массажа) и голосовыми расстройствами (в комплексной системе восстановления голоса успешно применяется логопедический массаж).
Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Он может быть нормальным, повышенным (тогда он называется «гипертонус») или пониженным (гипотонус). Определение тонуса лучше проводить в положении лёжа, когда мышцы ребёнка максимально расслаблены.
В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая, эластичная, её ощупывание безболезненно.
При гипертонусе мышцы более плотные, напряжённые, пассивные движения совершаются с трудом. При гипотонусе мышцы вялые и дряблые. Соответственно, при гипертонусе необходим расслабляющий (тормозящий) массаж, а при гипотонусе – тонизирующий (стимулирующий).
Мышцы речевого аппарата могут быть поражены только с одной стороны. В этом случае наблюдается отклонение языка, губ, челюсти в сторону. Начинать массаж нужно с сохранных (не поражённых) участков.
При гипотонусе используются следующие приёмы: поглаживание, быстрое растирание, разминание, сильная прерывистая вибрация, поколачивание. (Движения ритмичные).
При гипертонусе применяются в основном поглаживание, медленное растирание и лёгкая вибрация. (Массаж проводится медленно. Он не должен вызывать боль!).
Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребёнка ещё нет принципиальной возможности выполнить определённые артикуляционные движения.
Работая над данной темой, я выделила основные задачи логопедического массажа:
1. Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжёлых случаях – уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксий, синкинезий).
2. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих).
3. Стимуляция проприоцептивных ощущений.
4. Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.
5. Уменьшение гиперсаливации.
6. Укрепление глоточного рефлекса.
7. Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).
Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Оказывая общеукрепляющее воздействие на мышечную систему, массаж нормализует тонус и эластичность мышечных волокон, силу и объём их сократительной функции, повышает работоспособность мышц. Дифференцированное применение различных приёмов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.
Массажем, в зависимости от методики воздействия и выбора приёмов, можно изменять функциональное состояние центральной нервной системы. Одни приёмы (поглаживание, лёгкое растирание) действуют на человека успокаивающе, снижается возбудимость массируемых тканей, другие (глубокое растирание, разминание, ударные приёмы) вызывают возбуждение, повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.
Влияние массажа на нервную систему зависит также от интенсивности и продолжительности воздействия. Короткий энергичный массаж возбуждает, а длительный спокойный вызывает торможение в нервных центрах и даже сон. Однако следует помнить о том, что, применяя энергичные приёмы массажа, нельзя допускать болевых ощущений. Болевые раздражители рефлекторно вызывают неблагоприятные вегетативные реакции, которые могут сопровождаться повышением содержания адреналина и сахара в крови, артериального давления.
Логопедический массаж я применяю по рекомендации врача, который проводил медицинскую диагностику. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре. Но даже имея медицинское заключение, я провожу обследование состояния мышечного тонуса и строения органов артикуляции.
Обследование начинаю с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в состоянии покоя и осмотра кожных покровов. При этом отмечаю:
• наличие кожных высыпаний, герпеса и других патологических изменений;
• выраженность носогубных складок и их симметричность;
• характер линии губ и плотность их смыкания, толщина губ;
• наличие неконтролируемых (рефлекторных) подёргиваний мышц лица (гиперкинезы);
• состояние лимфатических узлов (не увеличены ли они).
Далее отмечаю особенности строения артикуляционного аппарата и дефекты анатомического характера:
• наличие расщепления верхней губы, представляющего собой врождённый дефект артикуляционного аппарата, вызывающий значительные функциональные нарушения или послеоперационные рубцы;
• состояние прикуса: выступает ли нижняя челюсть вперёд (прогения) или верхняя (прогнатия), открытый ли прикус (частичное отсутствие соприкосновения зубов верхней и нижней челюстей, особенно фронтальных), глубина посадки зубов;
• наличие короткой подъязычной уздечки, оценка её эластичности, массивности, расположения;
• состояние твёрдого нёба (узкое, куполообразное или, наоборот, плоское), расщепление твёрдого нёба;
• состояние мягкого нёба (короткое, раздвоенный маленький язычок, отсутствие его).
После этого обследую артикуляционную моторику.
Движения губ
- Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.
- Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения губами вверх, вниз, вправо, влево.
- Сжать челюсти. Сомкнутые губы вытягивать вперёд хоботком. Удерживать положение под счёт от 1 до 5.
Движения нижней челюсти
- Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 30.
- Попеременно перемещать нижнюю челюсть вправо-влево.
Движения языка
- Рот широко открыть. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать такое положение под счёт от 1 до 5.
- Рот широко открыть. Высунуть как можно дальше кончик языка «иголочкой». Удерживать такое положение под счёт от 1 до 5.
- Рот широко открыть. Высунуть язык как можно дальше, но не заостряя при этом кончик. Затем убрать язык в глубь рта. Повторить несколько раз.
- Рот широко открыть. Высунуть язык. Поочерёдно касаться кончиком языка то правого угла рта, то левого.
- Рот широко открыть. Поочерёдно упираться кончиком языка то в верхние, то в нижние зубы.
Состояние мышц щёк
- Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счёт от 1 до 10.
- Втянуть щёки. Удерживать такое положение под счёт от 1 до 5.
- Перегонять воздух из одной щеки в другую.
Обследование состояния мягкого нёба
При необходимости обследую состояние мягкого нёба:
- поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука а;
- наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки;
- наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при лёгком прикосновении шпателем к мягкому нёбу).
Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии), герпес на губах, стоматиты и другие инфекции полости рта, конъюктивиты (воспаления соединительной оболочки глаз), носовые кровотечения и склонности к ним, диатезы и другие аллергические реакции, отёк Квинке (аллергический отёк тканей наружных или внутренних органов, увеличение лимфатических узлов, резко выраженная пульсация сонных артерий, тошнота, рвота, чрезмерная физическая или психическая усталость. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно если ребёнок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.
В ряде случаев противопоказания к назначению логомассажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжёлых нарушений речи я соблюдаю следующие определённые условия. Логопедический массаж проводится в тёплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж провожу циклами по 10-15-20 сеансов, каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл, при необходимости, могу повторить. При определённых обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускаю его проведение в течение более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж могу проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).
Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная – от 15 до 20 минут. В младшем дошкольном возрасте массаж не превышает 15 минут, в старшем дошкольном возрасте – 25 минут.
Во время массажа ребёнок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), у других детей – в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щёк. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом быстро проходят.
Не нужно с первых встреч укладывать ребёнка в горизонтальное положение. Лучше поместить его в положение сидя (маленький ребёнок может сидеть на коленях у мамы).
Если ребёнок негативно настроен или испуган, первые сеансы массажа провожу очень короткими и ограничиваюсь при этом только массажем кистей и пальцев рук или лёгким поглаживанием лицевой мускулатуры. На первых порах могу показать выполнение массажа на другом ребёнке, с которым давно ведутся занятия, или на маме малыша.
Во время массажа использую различные отвлекающие средства: пение песенки, чтение сказки или стихотворения. Ребёнок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение к нему.
Руки во время проведения массажа должны быть чистыми, тёплыми, без воспалительных процессов, с коротко остриженными ногтями; желательно не надевать украшений (колец и браслетов), мешающих проведению массажа. Кожа лица и губ ребёнка также должна быть чистой, а рот – свободным от крошек или остатков пищи. Массаж целесообразно проводить не раньше, чем через 2 часа после последнего приёма пищи (особенно у детей с повышенным глоточным рефлексом).
Положение тела при логопедическом массаже. Перед началом сеанса массажа тело ребёнка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно – расслаблению), делает более свободным дыхание и облегчает работу логопеда. При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:
1) в положении лёжа на спине под шею ребёнка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях ( под колени ребёнка также можно положить валик);
2) ребёнок – в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;
3) для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.
При массажа лицевой и губной мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребёнка или справа от него. Массируя язык, удобнее сидеть справа от ребёнка. При массаже кистей рук, массажисту удобнее располагаться напротив ребёнка или несколько сбоку.
Основные виды и приёмы массажа. К основным видам логопедического массажа относятся:
- классический ручной;
- точечный;
- зондовый;
- самомассаж.
Основными приёмами ручного классического массажа являются: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
Поглаживание представляет собой такой приём, при котором рука массирующего скользит по коже человека, не вызывая её смещения, собирания в складки, и производит различной степени надавливание. Разделяют плоскостное и обхватывающее поглаживания. При плоскостном поглаживании кисть держат свободно, без напряжения, выпрямленной, пальцы сомкнуты и находятся в одной плоскости. При обхватывающем поглаживании кисть руки массирующего, приняв форму желоба, свободно расслаблена, большой палец максимально отведён в сторону так, что противопоставлен остальным. Кисть, обхватывая массируемую часть тела, плотно прилегает ладонной поверхностью к этому участку.
Плоскостное и обхватывающее поглаживания могут быть поверхностными и глубокими. В первом случае рука массирующего нежно, без усилия, выполняет поглаживание, во втором – оказывает более энергичное надавливание на подлежащие ткани.
Поглаживание можно выполнять продольно, поперечно, зигзагообразно, кругообразно, спиралевидно. Его проводят как непрерывное скольжение по массируемому участку тела или в виде прерывистых ритмичных движений.
Непрерывное поглаживание способствует появлению тормозной реакции центральной нервной системы, так как, во-первых, действует на большую поверхность кожной рецепции, во-вторых, по ощущению сила давления не имеет резких контрастов и возрастает медленно. Это вызывает быстроразвивающееся понижение активности тактильных рецепторов – адаптацию.
Прерывистое поглаживание в виде энергичных ритмичных движений оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему, обеспечивает быстрое усиление местного кровообращения в тканях, повышение их сократительной способности, согревание. Поглаживание осуществляется не только как самостоятельный приём массажа, но и как предваряющий и завершающий другие приёмы.
Вспомогательный приём поглаживания – щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1-2-3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопедии – на органах артикуляции: языке, губах и т.д.).
Растирание – приём, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает её. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.
Этот приём выполняется в различных направлениях. Отсюда и название основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное.
При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1-2-го пальцев.
Пиление представляет собой такой приём, при котором растирание тканей проводят локтевым краем одной или обеих кистей. При выполнении приёма двумя руками их кисти обращены друг к другу ладонями (расстояние между ними 1-3 см). Движения выполняют в противоположных направлениях, между кистями рук должен образоваться валик из массируемых тканей. Кисти рук массирующего при растирании смещают кожный валик и подлежащие ткани, избегая скольжения по поверхности кожи.
Основной задачей растирания является разогревание подлежащих тканей, их подготовка к восприятию более сильных приёмов.
Разминание - приём, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.
Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путём сдвигания, растяжения, захватывания, оттягивания тканей одной или двумя руками одновременно. Массажные движения (как при поглаживании и растирании) выполняются в продольном и поперечном направлениях или спиралевидно.
Для области лица рекомендуется щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.
Растягивание – разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга.
Разминание аналогично пассивной гимнастике. Избыточное разминание ведёт к запредельному расслаблению. Если разминание занимает четверть массажного времени, будет оказано только трофическое воздействие, если половину массажного времени – стимулирующее.
При вибрации массирующая рука передаёт телу массируемого колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется приём пунктирование. Выполняется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроги на барабане. Вибрация бывает двух типов:
прерывистая – с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, постукивание). Она стимулирует мышцы;
непрерывная – колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.
Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приёмы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.
Особый вид логопедического массажа – зондовый.
Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он даёт возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей от логопеда в детском саду Технологии осуществления квалифицированной коррекции в условиях реализации ФГОС ДОО Структура логопедического занятия по автоматизации звука. Коррекция звукопроизношения. Структура логопедического занятия по дифференциации звуков. Коррекция звукопроизношения.
Занятие-игра на тему: Осень для детей средней группы детского сада. Конспект | Игровая образовательная деятельность в средней группе детского сада
Опубликовано: 2922 дня назад (2 ноября 2016)
Просмотров: 3269
Рубрика: Опыт работы
+4
Голосов: 4
Комментарии (3)
Вера Валерьевна Ляпина # 3 ноября 2016 в 14:05 0
Добрый день, Лариса Николаевна! С удовольствием познакомилась с вашей публикацией. И считаю ее очень важной и нужной многим родителям, у которых детки с таким речевым расстройством. важно об этом знать и как можно быстрее принимать меры, которые вы предлагаете. Знаю это из опыта со своим ребенком. Спасибо за ваш неоценимый труд! Удачи!
Алла Ивановна Ефимова # 3 ноября 2016 в 23:06 0
Интересный и очень нужный материал.
Вы проделали огромную работу.
С удовольствием голосую.
Ольга Ивановна Марченко # 22 ноября 2016 в 15:07 0
Лариса Николаевна, спасибо за хороший и значимый материал!!!