Игры на тему «Вежливость» для детей дошкольников 5-7 лет
Игра-инсценировка «Учимся вежливости»
Педагог спрашивает, в какой возрастной группе воспитываются дети, какие еще группы есть в детском саду.
— Старшие дошкольники — пример для малышей! — говорит Ведущий.— Вот почему наш младший и давний друг Мишка-Ушастик пришел учиться у вас, детей старшей группы, вежливости. Чему пришел учиться медвежонок?
Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением: «Сходи и попроси у Анны Ивановны цветные мелки». И вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель контролирует, аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложки. Представили?
А сейчас попробуем представить, что наша группа — младшая, а Дима пришел к нам с поручением.
— Здравствуйте, — говорит мальчик и замолкает.
— А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты, Юра? — спрашивает педагог.— Видите, как непросто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей». И, пожалуй, правильнее других держался Юра.
А поступить следовало вот как. Вы вошли в группу. Кого вначале следует поприветствовать? Воспитателя и няню: «Добрый день, Анна Ивановна! Добрый день, Ольга Викторовна!» Затем надо поприветствовать детей: «Доброе утро, малыши! Приятного аппетита!» Только после этого можно обратиться к воспитателю с просьбой: «Анна Ивановна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки». В заключение надо сказать: «Спасибо! До свидания!»
— Всем все понятно? — спрашивает педагог, передает Ушастика кому-либо из детей и просит показать, как надо себя вести, придя с поручением к воспитателю другой группы. Затем снова обращается к детям:
— Теперь предположим, что я послала вас к соседям не утром, а вечером, и не к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется еще дважды).
Спросите у Ушастика, все ли он понял, не перепутает ли что-нибудь. А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя».
Педагог выслушивает реплики детей. Хвалит ребенка, предложившего «гостье» стул. Объясняет, что в этом случае тот, кто окажется ближе других к гостье, должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом. При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Ольга Андреевна ненадолго вышла и сейчас вернется».
Просит повторить модель правильного поведения.
— Видите, как доволен и подпрыгивает Ушастик! Это правило он уже усвоил. Проверим еще раз, как поняли его вы, — предлагает педагог. Сценка с «приходом гостя» повторяется 2—3 раза.
— Есть и еще очень важное правило, — продолжает воспитатель,— не перебивать разговаривающих людей — взрослых, детей. В таких случаях надо подождать удобного момента, извиниться и изложить свою просьбу. Как лучше это сделать? Что надо сказать? Сейчас я обращусь к Мите и попрошу, чтобы он прочитал свое любимое стихотворение, а Оля подойдет и пожалуется на соседа, который мешает ей слушать.
Педагог подходит к мальчику. Слушает декламацию. Оля (она подготовлена заранее), выждав, когда воспитатель заметит ее, обращается к педагогу и к Мите: «Простите, пожалуйста». Далее, глядя только на воспитателя, говорит:
— Ольга Андреевна, Володя мешает мне слушать.
— А ты просила Володю не мешать тебе?
— Нет.
— Напрасно. Вы уже в старшей группе и сумеете, я уверена, разобраться с Володей самостоятельно.
Далее воспитатель еще раз напоминает, что сначала надо извиниться, адресуясь к обоим разговаривающим людям, а потом уже обращаться с просьбой непосредственно к тому, кому она предназначена.
Упражнение повторяется. К его выполнению педагог привлекает детей, часто нарушающих данное правило.
Затем воспитатель предлагает детям назвать все правила, которые они узнали на занятии (как вести себя, если ты послан с поручением в соседнюю группу; как вести себя, если в группу придет гость; как надо обращаться к воспитателю (к взрослому), который в этот момент с кем-то разговаривает).
Заканчивая занятие, педагог говорит: «У меня, дети, к вам большая просьба. Расскажите о правилах поведения, которые вы сегодня узнали, взрослым, друзьям, младшим сестричкам и братишкам. А главное, не забывайте этих правил!»
Игра-инсценировка «Секрет волшебных слов»
Действующие лица: кукла Барби, ведущий.
Появляется зареванная Барби.
Ведущий: Что случилось?
Барби: Я слышала, ребята сказали, что я невоспитанная, но я хочу научиться быть вежливой.
Ведущий: Ребята, давайте отправимся в страну Вежливости и поучимся вместе с Барби быть вежливыми и воспитанными. Занимайте место в вагончиках. (Все «едут» под грамзапись.)
Ведущий: Станция «Добрые слова»! Выходите, ребята.
— Что вы говорите, когда встречаете друзей?
— Что вы желаете, когда здороваетесь? Барби говорит, что можно здороваться по-разному. Это верно?
— Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга? («Здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «привет», кивнуть головой, улыбнуться.)
— Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй» — значит, будь здоров. Войдя в детский сад, школу, в гости — всюду сначала здороваются.
Барби: А какие вежливые слова вы еще знаете? («Спасибо», «пожалуйста».) Давайте поиграем в игру «Пожалуйста».
Все дети встают в круг. Ведущий показывает разные движения, а играющие должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.
Барби: А в каких случаях нужно говорить спасибо? (Ответы детей.)
— Расскажите случаи из своей жизни, когда вам приходилось кого-то благодарить. (Ответы детей.)
— А сегодня вы никого не забыли поблагодарить? А за что?
Барби: Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором можете произносить волшебные слова:
Маша знала слов немало,
но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
за подарком, за обедом,
Это слово говорят, если вас... (благодарят).
Но она молчит, как рыба,
вместо каждого... (спасибо).
Барби: Я думаю, что в вашей группе нет таких девочек и мальчиков.
Ведущий: Ребята, наше путешествие продолжается. Садитесь в вагончики.
Барби: «Заколдованная станция».
На этой станции, ребята, я для вас приготовила трудные задачи. Если вы их решите, то тогда снова вернетесь в детский сад. Как поступить?
1. Вы встретились у входа в детский сад с чьей-нибудь мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она войдет?
2. В группу к нам зашла заведующая или медсестра. Что нужно сказать?
3. Когда закончили обед или ужин, как по-разному можно поблагодарить того, кто его приготовил?
4. Если няня помогла тебе завязать шнурки, как ты должен поступить?
Барби: Ребята, мы с вами правильно ответили на все вопросы. Садитесь в вагончики, а я остаюсь в стране Вежливости. Мы с вами еще не раз встретимся. А на прощанье:
Я вам желаю доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь!
(А. Кондратьева)
Игра-инсценировка «Поищем и найдем волшебные слова»
Действующие лица: кукла Барби, ведущий.
В группу входит грустная Барби, здоровается.
Ведущий: Что случилось? Кто тебя обидел?
Барби: Когда я спешила к вам в детский сад, меня обидел плохими словами один мальчик: он наступил мне на ногу, толкнул меня и сказал, что я слепая и ничего не вижу.
Ведущий: Дети, то что случилось с Барби, — это плохо? Как должен был поступить мальчик? (Ответы детей.)
— Скажите, а когда вас обзывают, придумывают клички, дразнят — вам это нравится? Какое у вас тогда бывает настроение?
— Катя, а как дома тебя называют мама, бабушка? А тебя? (Ответы детей.)
— А зачем нужно, обращаясь к ребенку, называть его малыш, Витенька, солнышко, сынуля и т. д.?
— Нам с вами не все равно, как нас назовут, а ведь бывают и грубые обращения.
Барби: Ребята, я принесла вам картинки. Давайте рассмотрим их и попробуем разыграть эти сценки.
Барби раздает детям заранее подготовленные картинки.
1. Ребенок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась. Что он должен ей сказать?
2. Девочка хочет узнать у незнакомого человека время. Что она скажет?
3. На остановке в автобус входит старушка. Что делают дети?
4. Девочка хочет купить шоколадку. Как ей нужно обратиться к продавцу?
Барби: Молодцы, ребята! А вы знаете, что словом можно творить чудеса? Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен или обижен, то ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом можно утешить. Ну, а если вы кого-нибудь обидели или поступили неправильно, что нужно сделать? (Извиниться.)
— Послушайте стихотворение А. Барто «Шла вчера я по Садовой»:
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: — Это мне?
— Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка,— есть такой!
Барби: Ребята, я хочу с вами попрощаться. Вы молодцы, много знаете хороших и добрых слов. А на прощанье я вам подарю альбом «Добрых дел», рисуйте в нем свои хорошие поступки. Спасибо вам за добрые слова, у меня поднялось настроение. До встречи!
Игра-инсценировка «Спасите фею»
Действующие лица: ведущий, Шапокляк, королева Грубости, фея Вежливости.
Необходимо подготовить: телеграмма от феи, картинки на правила поведения в транспорте, магнитофонная запись голоса королевы Грубости, маски с разным выражением лица, картинки с изображением хороших и плохих поступков, дерево, цветы, заготовки для цветов вежливости и грубости, кукла, сундук.
Ведущий: Ребята, нам пришла телеграмма от феи Вежливости. Давайте ее прочитаем.
«Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая королева Грубости. Помогите мне, выручите меня из беды. Фея Вежливости».
Ведущий: Что будем делать? (Ответы детей.)
— Значит, решили освободить фею, а трудностей вы не боитесь?
Вбегает Шапокляк.
Шапокляк: Ой, куда это вы собрались?
Ведущий: Во-первых, здравствуйте, а во-вторых, мы не знаем, кто вы.
Шапокляк: Я — злая старуха Шапокляк, люблю вредничать, пакостить, люблю невоспитанных детей.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, мы можем взять с собой Шапокляк? (Ответы детей.) Вот видите, не хотят ребята с вами дружить и идти вместе выручать из беды фею Вежливости.
Шапокляк: Ну и ладно, я все равно отправлюсь за вами и буду вам мешать!
Ведущий: Ребята, как поступить? Давайте подумаем.
Дети с воспитателем встают в плотный круг, чувствуя плечо друга.
Ведущий: Уважаемая Шапокляк, мы посоветовались и решили, что возьмем вас с собой, но с условием, что вы будете воспитанной и вежливой. Итак, в путь! Нам придется добираться на троллейбусе. Садитесь.
Шапокляк ест конфету и мусорит.
Ведущий: Уважаемая Шапокляк, вы нарушаете правила поведения в транспорте, наши ребята хорошо их усвоили. Расскажите, какие правила поведения вы знаете. (Дети называют.)
Шапокляк: Какие воспитанные, как много знают правил! Я тоже не буду их нарушать.
Ведущий: Ребята, мы с вами приехали во владения королевы Грубости, выходите из троллейбуса.
Голос королевы Грубости (звучит магнитофонная запись). Я — королева Грубости, и вы попали в мое царство! Я захватила в плен фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, невежливыми. Но ее можно освободить, выполнив три моих задания.
Ведущий: Что же мы будем делать? Вы не испугались? Вам хотелось бы, чтобы все люди были невежливыми? (Ответы детей.)
— Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше всего подходит к королеве Грубости, мы ее не видели, но голос слышали.
Дети находят и объясняют свой выбор.
Голос королевы Грубости: Итак, первое задание: чтобы выручить фею, нужно выбрать правильный путь. Ищите этот путь.
Ведущий: Ребята, смотрите, здесь действительно две дороги. На одной — картинки с изображением хороших поступков, а на другой — плохих. По какому пути нам нужно идти?
Шапокляк: А я выбрала и пойду по дороге плохих поступков. Кто со мной?
Ведущий: Что вы, Шапокляк, послушайте, что вам скажут дети.
Дети объясняют, почему надо идти по дороге хороших поступков.
Голос королевы Грубости: Вы правильно выбрали дорогу, но вот второе задание. На вашем пути будет заколдованное дерево, попробуйте его расколдовать.
Ведущий: Смотрите, ребята, действительно дерево. Я знаю, как его расколдовать: надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости.
Шапокляк: Я тоже знаю одну пословицу: «Вежливости открываются все двери».
Голос королевы Грубости: Молодцы! Вот третье задание. Выложите цвета вежливости на волшебной поляне, и тогда я верну вашу фею.
Ведущий: Ребята, скорей сюда, мы с вами на волшебной поляне. Выкладывайте цветы вежливости. Какого цвета будете брать лепестки? (Нежные, розовые, яркие, солнечные, радостные и т. д.) Объясните, почему? (Ответы детей.)
Шапокляк: Я тоже хочу выложить такой же цветок. (Выкладывает цветок темных тонов.)
Ведущий: Дети, посмотрите, Шапокляк выложила цветок, но разве он похож на цветок вежливости? А как бы вы его назвали? (Цветок грубости.) А почему?
Шапокляк: Да, действительно, ваши цветы красивее.
Голос королевы Грубости: Итак, вы выполнили все мои задания, получайте свою фею Вежливости.
Ведущий: (Достает из-за ширмы куклу) А вот и фея Вежливости!
Фея: Здравствуйте, ребята, спасибо, что выручили меня. Вы не испугались трудного путешествия, выполнили все задания злой королевы. Только воспитанные, вежливые дети смогли победить грубость.
— Ребята, у меня для вас есть волшебный сундучок, в нем лежит сюрприз, но открыть его можно только с помощью волшебных слов.
Шапокляк: (Берет сундучок.) Да я его и так открою. Эй, сундук, откройся!
Ведущий: Ребята, какие волшебные слова и стихи про волшебные слова вы знаете? (Дети читают.)
Дети рассказывают и украшают дерево цветами.
Вежливость
Знакомьтесь — это Вежливость!
А вот ее слова:
Спасибо, извините,
Пожалуйста, простите!
В общении друг с другом
Они нам все нужны.
Простите, вам удобно?
И будьте так добры!
И в жизни очень важно
Их часто повторять
Чтоб было все прекрасно,
Чтоб грустными словами людей не обижать!
Шапокляк:
Надо же, сундучок открывается.
— Эй, ребята, налетайте
И подарочки хватайте,
По карманам их пихайте!
Ведущий: Нельзя так говорить, а то сундучок снова закроется. Да и ребята молодцы, никто из сундучка ничего не взял.
Шапокляк:
Не поверю никогда,
Чтобы вежливой была
Вот такая «мелкота».
Фея: Ребята, вам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что вы многому научились и научили старуху Шапокляк быть вежливой старушкой. Раз, два, покружись,
В своей группе очутись!
Пословицы и поговорки:
• Вежливости открываются все двери.
• Ласковое слово и кошке приятно.
• Слово жжет хуже огня.
• Доброе слово лечит, а злое калечит.
• Плохое слово, что грязная вода.
• Ласковым словом и мед растопишь.
Похожие статьи:
Игровые занятия на тему «Вежливость» в подготовительной группе детского сада
Поведение за столом для детей дошкольников
Занятие на тему «Поведение за столом» для детей 5-7 лет
Занятие «Вежливые слова». Старшая группа
Сценарий праздника вежливости для дошкольников 5-6 лет в ДОУ
Елена
|
Здорово!, Спасибо огромное! |