Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развивающая игра «Что такое хорошо, что такое плохо» для детей с ТНР

Методическая разработка-игра «Что такое хорошо, что такое плохо» для формирования нравственных норм и для развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи»
"Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас."
А.И. Солженицын

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из самых важных в государственной системе образования направлением.

Духовно-нравственные ценности определяются в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Под нравственностью мы понимаем систему внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям. Нравственные качества перенимают и закрепляются в самом раннем возрасте, они служат фундаментом для поведения человека, формирования его ценностей и взглядов на мир. Именно в дошкольном возрасте зарождается усвоение нравственных качеств - от осознания бытовых правил в младшем дошкольном возрасте к правилам взаимоотношений, которые усваиваются в 5-7 лет.

В соответствии с ФГОС на этой ступени образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Проблемой формирования нравственных качеств занимались отечественные педагоги, такие, как, Божович Л.И., Запорожец А.В., Ушинский К.Д., Мухина B. C. и. Лямина Г. М.

Особый интерес представляет изучение нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья, так как из-за специфики своего психического развития они имеют трудности усвоения правил поведения и этикета, определения своего мировоззрения или личностных ориентиров. У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) также наблюдаются проблемы в формировании нравственных качеств.

Нарушения речи у дошкольников затронули несколько компонентов речи - звукопроизношение, т. е. не четкость речи, различные дефекты звуков, фонематический слух, это неполное усвоение звукового состава слова, лексико-грамматический строй: бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении.

ТНР характеризуются нарушением формирования всех сторон речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Эти нарушения приводят к незрелости мотивационно-потребностной сфере общения. Все эти особенности влияют на развитие коммуникативных навыков дошкольников, ведь именно в процессе повседневного общения со сверстниками дети в норме и с ТНР учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, усваивают нравственные ценности, учатся регулировать отношения с окружающими.

Нарушение речи оказывает негативное влияние на речевое общение детей, что в свою очередь приводит к сложности познания (развития) нравственных качеств у дошкольников.

Таким образом, развитие нравственных качеств у детей с ТНР запаздывает, в отличие от развития нормативных детей. На это влияют характерные особенности детей с нарушениями речи. Нравственные ценности, культура поведения, культура общения специфичны у детей дошкольного возраста с ТНР в связи с их своеобразным восприятием мира, пониманием обращенной речи, самими высказываниями детей и другими особенностями психического развития.

Существует много возможностей нравственного развития ребенка, в частности, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Для детей с ТНР очень важен наглядный материал, поэтому карточки с изображением поступков людей, стали для них интересными и эффективными для формирования нравственных норм и правил. Дети рассматривают карточку, анализируют и оценивают поступок человека, делят его на положительный и отрицательный, а также рассказывают об этом поступке своим сверстникам, таким образом, развивая связную речь и автоматизируя звуки в повседневной жизни.

Таким образом, игра «Что такое хорошо, что такое – плохо» является эффективным приемом работы по развитию нравственной сферы у детей дошкольного возраста с ТНР, т.к. задействуются компоненты не только речевой структуры, но и развивает мышление, формирует понятие о речевой ситуации и правилах поведения в ней.
Технологическая карта к игре «Что такое хорошо, что такое плохо»
Форма проведения: индивидуальная, групповая

Цель: формирование нравственных понятий и правильного социального поведения; развитие связной речи и автоматизация звуков в бытовой речи.

Игровые правила: Перед ребёнком разложены карточки с изображением положительных и отрицательных поступков детей. Дети раскладывают их по разным сторонам – хорошие поступки – к «плюсу», плохие к «минусу».

Игровое содержание:
Ведущий говорит: Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха - Что такое хорошо,
А что такое плохо?
Что изображено на картинке?
Как ты считаешь, это хороший поступок или плохой?
Куда ты его отнесешь!
А что бы ты сказал этому ребёнку?
А как бы ты поступил?

Игровой материал:
Карточки 42 шт. с изображением поступков людей положительных и отрицательных. Карточки с плюсом и минусом, для градации поступков на положительные и отрицательные.
Скачать карточки для игры «Что такое хорошо, что такое – плохо»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект сюжетно – ролевой игры для детей 3-4 лет Конспект сюжетно – ролевой игры «Зоопарк» в средней группе Экологическое воспитание детей в детском саду Развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками

Похожие статьи:

Игры на изучение букв для детей 4-5 лет

Занимательные игры для дошкольников на развитие воображения

Развитие эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте. Игры

Алгоритм «Общение по телефону» для развития связной речи и коммуникативных умений у детей с ТНР | Игры на автоматизацию звуков со сказочными героями для дошкольников
Опубликовано: 1682 дня назад (15 апреля 2020)
Просмотров: 4457
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!